RSS | PDA | Архив   Суббота 18 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Дамир Мухетдинов: без помощи государства решить проблемы в развитии мусульманских организаций практически невозможно

24.05.2013 11:34

Выступление первого заместителя председателя ДУМЕР Дамира Мухетдинова на встрече Полпреда Президента в ПФО М.В.Бабича с председателями духовных управлений мусульман округа 22 мая 2013 г., Уфа.

Уважаемый Михаил Викторович, уважаемые коллеги! От имени председателя СМР и ДУМЕР муфтия шейха Равиля Гайнутдина разрешите поприветствовать вас и поблагодарить Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе Михаила Викторовича Бабича за то внимание, которое уделяется в ПФО вопросам развития мусульманского сообщества. На сегодняшний день Приволжский – единственный федеральный округ, в котором мусульманское духовенство регулярно, не реже двух раз в год собирается в полном составе для встречи с Полномочным представителем Президента и другими официальными лицами.

Эти шаги руководства ПФО абсолютно логичны и отвечают интересам как народа, так и государства, поскольку в ряде регионов округа обозначился круг серьезных проблем, связанных с распространением идеологий, которые представляют опасность общественно-политической стабильности, несут серьезную угрозу согласию и спокойствию внутри мусульманского сообщества, провоцируют внутриконфессиональный гражданский раскол. Одновременно существуют объективные сложности в становлении и укреплении укоренившихся на российской земле религиозно-правовых школ и традиционных ценностей российских мусульман, которые нашли свое отражение в термине «традиционный ислам».

Я думаю, что сегодня очевидно и для мусульманского сообщества и для органов власти, что без помощи государства решить те проблемы, которые мы наблюдаем в развитии мусульманских организаций в России на современном этапе, будет практически невозможно. В этой связи считаю крайне важным акцентировать внимание собравшихся на вопросе о той помощи, которая была бы наиболее эффективна в сложившихся условиях.

Сегодня в рамках ПФО взаимодействие региональных властей с мусульманскими религиозными объединениями варьируется в диапазоне от интенсивного контролирования со стороны власти и до ситуации, когда духовные управления функционируют «в свободном плавании». Ни та, ни другая крайность не позволит нам справиться с объективными вызовами и долгосрочными задачами.

Сегодня требуют скорейшей проработки вопросы совместной работы, координации деятельности, сфер ответственности каждого из участников взаимодействия. При этом, необходимо понимать, что уровень вмешательства органов государственной власти в работу духовных управлений мусульман должен отражать не только степень заинтересованности государства в проблемах мусульман, но и реальную потребность мусульманского сообщества в таком взаимодействии.

В повестке нашего сегодняшнего обсуждения обозначено три пункта, которые я бы расставил в следующей логической последовательности – эффективное противодействие радикально-экстремистским идеям возможно только при грамотно поставленной кадровой работе, что, в свою очередь, требует серьезной поддержки системе отечественного исламского образования.

Мы исходим из того, что уголовниками и вооруженными бандитами должны заниматься силовые структуры. Но речь идет пока о небольшой группе людей. Основная же масса мусульман уважает и соблюдает законы Российской Федерации и хорошо интегрирована в жизнь нашего общества. Мы сегодня говорим о том, как поставить духовно-патриотическое воспитание мусульманской молодежи, чтобы молодежь видела в государстве своего союзника и защитника, а не репрессивную машину, чтобы отъявленные радикалы не приобретали ореол мучеников и узников совести. Ведь проблема не только в наличии нескольких радикалов, а в том, что они постоянно наращивают свою социальную базу, привлекают симпатии простых мусульман довольно профессионально эксплуатируя темы социальной справедливости и выставляя себя борцами с режимом.

Молодое поколение россиян через интернет хорошо осведомлено о новостях мусульманских общин в разных регионах. Препятствия в строительстве мечетей, выделении земельных участков под мечети, регистрации мусульманских общин не решают реальных проблем, а лишь способствуют тому, что мусульманская активность перетекает на квартиры и частные дома или офисные помещения, то есть из публичной сферы уходят в закрытый режим. Остро стоит проблема запретов мусульманской литературы. С момента вступления в силу абсурдного решения Ленинского районного суда г. Оренбурга уже прошло больше года, однако, несмотря на все усилия наших адвокатов, не завершена даже повторная экспертиза. Удивительно, но когда книги запрещали, для экспертизы понадобилось буквально несколько недель. Запрещая классическую богословскую литературу, государство тем самым фактически стимулирует мусульман скачивать, читать и делиться в социальных сетях исламской литературой, которая совершенно бесплатно и в обилии доступна в интернете.

Мы, как религиозные деятели, знающие все сложности и достижения государственно-конфессиональных отношений за последние 25 лет, прикладываем все усилия для того, чтобы донести как до своей паствы, так и до мирового сообщества, что несмотря ни на какие сложности, взаимопонимание органов власти и духовных управлений есть, сложилась единая повестка дня и мы получаем помощь от государства. В абсолютных цифрах это выражается в кратном увеличении количества мечетей, медресе, мусульманских издательств и т.д.

Мы неоднократно говорили о том, что в ближайшее десятилетие духовные управления мусульман будут испытывать очень серьезный кадровый голод так в части имамов среднего звена, так и в части специалистов на руководящих должностях. В настоящее время вопрос подготовки квалифицированных имамов – это вопрос выживания духовных управлений мусульман и сохранения традиций российского мусульманского сообщества. Более того, во многом именно на работе имамов строится процесс социализации современной мусульманской молодежи.

Существует и проблема девальвации общественного статуса мусульманского духовенства. Мы не добьемся доверия мусульманской молодежи, наше слово не будет более весомым перед иностранными проповедниками из разных концов света.

Как известно, по решению президента РФ Владимира Владимировича Путина еще в 2003 году была разработана программа государственно-конфессионального сотрудничества в этой сфере. Принципы взаимодействия были заложены правильные – параллельная подготовка светских специалистов для работы в исламских учреждениях и укрепление методической и научной составляющей в учебных заведениях, которые готовят духовенство.

Если объективно оценивать прошедшие годы, необходимо сказать, что при верно избранной стратегии, тактика и механизмы ее осуществления были проработаны слабо. Взять хотя бы целевой набор в светские вузы – каждый год мы заранее интересовались, будет ли продлен набор, но ответа не получали вплоть до мая, когда большинство выпускников школ вузов уже определилось с выбором профессии и вуза. Нам приходилось проводить профориентационную работу буквально в последние недели перед вступительными испытаниями, что также сказывалось на качестве контингента, который попадал в целевой набор. Кому-то это может показаться просто невинной недоработкой, но по факту, в числе других причин, это привело к тому, что на сегодняшний день трудоустроены в духовные управления различных регионов не более десяти процентов выпускников программы, а сотни людей остались не интегрированными в систему ДУМ.

Конкретно Совет муфтиев России и Духовное управление мусульман Европейской части России получили от этой государственной программы очень много пользы, поскольку мы значительно пополнили свой штат выпускниками вузов. Порядка двадцати выпускников этой программы трудятся в нашей системе. Сегодня некоторые из них стоят в шаге от защиты кандидатских диссертаций. Мы считаем продолжение такого целевого набора необходимым и полезным, но с оговоркой, что контроль за исполнением программы и организационные меры должны быть на новом уровне.

Наиболее предпочтительным и лучшим образом зарекомендовавшим себя вузом в ходе программы является Институт стран Азии и Африки Московского государственного университета им. Ломоносова, с которым мы и хотели бы продолжить работу. К сожалению, в 2013 году уже не будет целевого набора по направлению духовных управлений мусульман на подготовку специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама.

Что касается развития отечественной системы исламского образования. Здесь также можно выделить три ключевых аспекта: финансирование, преподавательский состав, учебная литература. Исламские медресе и вузы по-прежнему находятся в сложном финансовом положении, осуществляя свою уставную деятельность на пожертвования. В этой связи, не удивительно, что они могут привлекать к преподаванию религиозных дисциплин иностранных специалистов, которые готовы работать бесплатно или за очень символические деньги. При этом, в общественное сознание внедряется предвзятое отношение к выпускникам зарубежных исламских вузов и провокаторов ничуть не смущает тот факт, что выезд за границу для получения образования с точки зрения российского закона абсолютно легален и если человек, вернувшись с дипломом, не был уличен в противоправной деятельности, то в отношении него действует презумпция невиновности. Напомню, что штат иудейских и католических священнослужителей в нашей стране также пополняется за счет выпускников зарубежных религиозных учебных заведений.

Навешивание ярлыков – очень опасный деструктивный путь. Абсолютно несостоятельны, к примеру, попытки представить дело таким образом, что выпускники зарубежных вузов есть только в структуре СМР. Всем хорошо известно, что и в других централизованных религиозных организациях на позиции глав и заместителей глав региональных духовных управлений назначены выпускники учебных заведений Саудовской Аравии, Кувейта, Турции, Египта, Сирии. Но из-за предвзятого отношения многие из выпускников уходят в мелкий или средний бизнес, не находя себе применения в религиозной среде. А те студенты, которые в настоящее время проходят обучение за рубежом, в том числе и по официальным договорам по линии духовных управлений, неоднократно выражали обеспокоенность своей дальнейшей судьбой и карьерными перспективами по возвращении в Россию.

В Совете муфтиев России накоплен определенный опыт, наработаны механизмы по адаптации и интеграции выпускников зарубежных вузов в российские духовные управления. Мы основываемся на следующих принципах: человека нельзя отторгать, делать его изгоем, напротив, всячески культивировать в нем чувство ответственности перед своей общиной – городской или сельской. Обязательно должен быть контакт с советом старейшин - аксакалами, которые, если заметят, что молодого человека заносит не в нужном направлении, то сразу его поправят. Очень хорошо зарекомендовала себя система, когда выпускник зарубежного вуза проходит дополнительное обучение в виде повышения квалификации в исламском вузе в России. Это дает специалисту нужный багаж светских знаний по истории и законодательству Российской Федерации и помогает вернуться в реалии нашей страны после, возможно, многих лет, проведенных в принципиально ином социокультурном окружении и правовой системе. Также считаем важным стимулировать у выпускников зарубежных исламских вузов получение светского образования в России. В целом, я могу сказать, что подавляющее большинство выпускников исламских вузов зарубежья успешно интегрируются в нашу работу, исключение составляют лишь те, кто во время пребывания за рубежом, чаще посещал не университетские занятия, а полуподпольные кружки сомнительных «шейхов».

Третий аспект касается учебно-методического наполнения учебного процесса. Как вы знаете, процесс формирования базы учебников по фундаментальным дисциплинам, унификация учебных программ и методик в исламском образовании не завершена. Этому препятствует и раздробленность муфтиятов, и финансовые сложности. Серьезным ударом для системы среднего религиозного образования являются запреты классической исламской литературы. Люди вынуждены отказываться от учебников, по которым преподавание велось годами и была наработана программа и методики, а заменить их нечем. Потребность в учебных пособиях самого разного уровня очень большая. Но говоря о системе фильтрования религиозной литературы, мы должны сказать о неэффективности схемы, по которой, все, что вызывает подозрения у некомпетентных экспертов, автоматически заносится в черный список. Наше мнение заключается в том, что литература, выпускаемая легитимными духовными управлениями, должна быть более доступной и выпускаться массовыми тиражами. А пока тиражи наших изданий, выходящих под эгидой духовных управлений, составляют от одной до трех тысяч экземпляров и продаются в ограниченном количестве мест.

Все мы понимаем, что формирование отечественной системы подготовки духовенства – долгосрочный процесс, требующий десятилетия. Однако проблемы у нас здесь и сейчас и их необходимо оперативно решать. Самым естественным решением в данной области является создание базы по повышению квалификации и переподготовке действующих имамов и кадрового состава духовных управлений мусульман. На сегодня существует лишь несколько программ по повышению квалификации имамов, одна из которых носит межрегиональный характер. Это программа повышения квалификации имамов, которую уже в течение 3-х лет реализуют Совет муфтиев России, Духовное управление мусульман Европейской России и Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского.

Считаю необходимым в рамках реализации стратегических программ совместных действий духовных управлений мусульман и органов государственной власти предложить следующие действия:

- сформировать в рамках Приволжского федерального округа кластерную систему учебных заведений трех уровней: мектебе – медресе – университет;

- сформировать окружной центр переподготовки и повышения квалификации имамов;

- создать сеть центров постоянной подготовки и дополнительного образования имамов;

- организовать курсы электронной грамотности для представителей официального мусульманского духовенства.

Уверен, что те пункты, которые были достаточно кратко обозначены в моем выступлении, смогут быть реализованы уже в ближайшее время и принести значительную пользу.

Спасибо за внимание.

22 мая 2013 г., Уфа

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/27608/">ISLAMRF.RU: Дамир Мухетдинов: без помощи государства решить проблемы в развитии мусульманских организаций практически невозможно</a>