RSS | PDA | Архив   Пятница 26 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Никто не забыт, ничто не забыто?!

07.05.2008 11:22

Страна готовится к празднованию 9 мая. Все, как в старые добрые советские времена: подходы к Александровскому саду перекрыты — идет репетиция парада на Красной площади, погода, как всегда, в эти дни прекрасна, георгиевские ленточки вспыхивают тут и там, молодой весенний воздух дышит обновлением и счастьем.

Путин и ветераныНо почему-то и теперь, когда под сенью этого самого главного праздника страны родилось и возмужало уже третье поколение, он по-прежнему остается праздником «со слезами на глазах»? Чем был этот праздник для ушедших поколений России и чем он стал для нас теперь?

Чем он был для наших прадедов?

9 мая был праздником нерушимой дружбы всех народов Советского Союза, праздником победы над мракобесием, грубым попранием справедливости, всех прав народов, праздником великой солидарности добра перед лицом смертельной опасности торжества абсолютного зла. «Советский народ» был символом этой победы и причастность к ней питало ту гордость, от которой ком в горле от благодарности, уважения, любви… В том числе к товарищу по победе: белорусу, украинцу, татарину, русскому, чеченцу и дагестанцу (державшимся до последнего в Брестской крепости) и, конечно, грузину (вспомним пронзительный фильм «Отец солдата»), узбеку, калмыку, армянину, крымчаку, караиму, молдаванину, еврею, чувашу, казаху, якуту… Это была реализованная идея сотрудничества и товарищества, оплаченное великой кровью, великими страданиями, перевернувшее сознание молодых людей послевоенного поколения во всей Европе и так высоко поднявшая статус России и русских на мировой политической арене.

Послевоенная ООН дает определение и оценку геноциду, апартеиду, дискриминации, бурно идут освобождения народов от колониализма, работает комиссия по правам человека, которая проводит специальное расследование и приходит к выводу, что государство должно оказывать поддержку национальным видам культурного самовыражения не только с помощью законодательных, но также с помощью официальных и неофициальных мер с целью сохранения и умножения культурного наследия страны, деятельность государства по защите культуры меньшинств должна исходить из того, что каждая культура обладает достоинством и ценностью, а развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа, поскольку в богатом многообразии и взаимном влиянии все культуры являются частью общего достояния человечества. Международное сообщество приветствовало такую государственную политику в том числе и потому, что Советское правительство за нее боролось. В те времена было немыслимо представить себе, чтобы Советский Союз не принимал бы участия в решении наиболее важных вопросов международной политики, а потому в День Победы отмечались международные и внутриполитические успехи своей страны. Это был праздник со слезами на глазах, но ощущение праздника не покидало. Ударение ставилось на слове «праздник».

ветераны в Нижегородской соборной мечетиЧто сегодня празднуем мы? Не знаю. Сегодня это день скорби. И ударение надо ставить на слове «слезы». Сегодня мы тоже плачем. Но не слезами счастья — «мы преодолели»!, но слезами утраты — «мы теряем!» Мы чувствуем свое бессилие — не сохранили. Стыд — не боролись против попрания своих прав. Раскаяние — поздно поняли, что зло коварно, оно не дремлет, а лишь меняет личины. Отвращение к собственной легковерности — дали себя убедить, что мы «совок», а не народ-победитель. Кто-то сумел нам доказать, что мы не народ и что мы никогда не были и не будем вместе — мы «чужие», и, якобы, никакой ответственности друг за друга не несем и не обязаны отчитываться в своих действиях друг перед другом. «Чужие» друг другу русские и украинцы, украинцы и белорусы, белорусы и молдаване… Близкие по духу американцам, румынам, немцам — Востоку и Западу, но чужие друг другу? Нам говорят, вот она жестокая политическая реальность. Но кто ее создал — не мы ли? Не мы ли молчаливо согласились с тем, что она и должна быть такой? Но если это и есть наша политическая реальность, то следует произнести вслух и самое страшное — мы не воевали во Второй мировой войне, не несли тяжелых утрат, не было жертв, не было наших невинно погибших детей, героических прадедов и дедов и зря погибли те, кто не успел ими стать. Целые поколения с их мыслями, нечеловеческим напряжением воль, их непосильный труд, их неподдельная вера в себя и искренность, их любовь и ненависть прошли как сон. По чьему злому умыслу мы лишаем себя эпохи самоуважения, взаимного уважения, слез счастья от заслуженной нами и только нами общенародной победы?

Ведь если всего этого не было, то откуда берутся сегодняшние наши слезы, стыд и ноющая боль, которая возникает казалось бы ниоткуда всякий раз, когда мы узнаем, что рушатся памятники войны, сносятся могилы солдат Второй мировой, «коричневые» устраивают свои марши там, где шли победные колонны многонациональной советской армии, а в метро убили армянского мальчика, а на улице среди белого дня — таджикскую девочку, а резервисты НАТО отдыхают в крымских санаториях, где некогда отдыхали (да и строили их!) наши фронтовики, а в Грузии истеричные «дуче» кричат о колониальной угрозе политической самостоятельности новой демократии. Да, мы «совки», и мы, правда, генетически «другие». Не такие как народы на Востоке и на Западе. Это они живут раздельно, каждый своей культурой, а мы — культурный симбиоз. Наши народы связаны общей пролитой кровью и это наша политическая генетика не дает нам успокоиться и рвется наружу всякий раз, когда мы сталкиваемся с несправедливостью: кровавыми расправами над невинными людьми, коммерческими войнами, разгулом коррупции и криминалом. Возможно, что нас можно заставить смолчать, но нельзя заставить этого одобрить, откуда бы ни шла эта политика — ни от своего, ни от чужого государства. Да, мы «другие», потому что никогда не захотим понять этого. Не сможем с этим примириться. И никогда не сможем оправдать войну, даже если она приносит большие прибыли. Поэт как-то сказал, пусть по другому, но близкому поводу: «Пусть впереди большие перемены, я это никогда не полюблю!» Да, это праздник со слезами на глазах. И будет оставаться таким, пока в стране идет война — война так ослабевшего добра с таким окрепшим злом.

…Перекрыты подъезды к Красной площади — идет подготовка к параду Победы. Но Всевышний не допустит, чтобы были окончательно перекрыты подъезды к сердцам и совести наших чиновников, отвечающих за сохранность самого важного достижения этой великой Победы — сопричастности исторических судеб всех народов России и СНГ, взаимного доверия, уважения и понимания всех, кому дорога страна, населяющие и окружающие ее народы. Пускай пока лишь в этот единственный день году — в день самого важного национального праздника страны — народ и государство еще чувствуют свое единство! Но у страны есть этот праздник. И он — наш последний плацдарм. Если мы сможем сегодня его удержать, то, вполне возможно, что и другие праздничные дни наполнятся истинно гуманистическим содержанием и наконец всем нам снова забрезжит надежда на то, что и в других вопросах народ и власть смогут найти понимание и искомое национальное единство.

 

Галина ХИЗРИЕВА

 

Материал опубликован в еженедельной всероссийской газете мусульман
«Медина аль-Ислам», №18 (67), 3–9 мая 2008, с. 1–3.

 

07.05.2008

 

Ссылки по теме:

9 мая — день светлой памяти и горьких размышлений

На службе Богу и Отечеству

Ислам и мусульмане в Вооруженных Силах России: история и современность

Татары-мусульмане на службе Отечеству

Праздник 60-ления Победы: взгляд богословов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/2767/">ISLAMRF.RU: Никто не забыт, ничто не забыто?!</a>