RSS | PDA | Архив   Четверг 23 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Вениамин Попов: Ислам требует большего внимания

12.11.2013 10:39

Недавно Рамзан Абдулатипов, глава Дагестана, доктор философии, известный специалист по истории ислама и странам Востока, в интервью  тележурналисту Сергею Брилеву сделал замечание, на котором представляется необходимым заострить внимание. Он подчеркнул, что в нашем светском обществе мечеть, как и церковь, отделена от государства, но это не значит, что государство отделено от верующих. Задумаемся над важностью этого, казалось бы, очевидного суждения. Разумеется, государство не может быть отделено от верующих граждан. Более того, в соответствии с Конституцией государство должно создать необходимые условия для охраны их прав и свободного отправления культов. 

 

Ислам, являющийся исконной неотъемлемой частью истории и культуры России, насчитывает ныне в нашей стране около 20 млн последователей. Мусульмане играют важную роль в экономическом, интеллектуальном и духовном развитии страны, их число с каждым годом непрерывно растет. 
После продолжительного доминирования светского подхода к религиозным конфессиям ислам ныне переживает период духовного подъема, во много крат увеличилось число мечетей, медресе, культурно-социальных мусульманских учреждений. Однако этот процесс религиозного возрождения идет сложным путем, в некоторых случаях смешиваясь и переплетаясь с явлениями политического характера. Ислам стал использоваться различными движениями для пропаганды идей и норм поведения, не имеющих ничего общего ни с подлинным учением, ни с существовавшими в мусульманских общинах России традициями, а нередко и для оправдания явно подрывных, националистических, сепаратистских целей. 


Во многом, если не в основном, это связано с неподготовленностью своего рода инфраструктуры, и прежде всего с отсутствием продуманной современной системы религиозного образования, просвещения, воспитания мусульман. Далеко не в полной мере налажена работа по изданию Корана, источников мусульманского права, основных трудов по теории и практике ислама. И главное – практически во всех исламских анклавах существует острая нехватка квалифицированных имамов, наставников, просвещенных теологов. В итоге вакуум заполняют зарубежные миссионеры, претендующие на роль защитников единственно правильного ислама, но на деле зачастую являющиеся проповедниками наиболее ретроградных концепций, далеких от умеренных течений и глубоко чуждых нормам российского ислама. 


Характерно, что эти группы проповедников, как правило, располагают значительными финансовыми ресурсами для распространения своих идей среди населения. Одновременно в последние два десятилетия широкий размах приобрела практика направления на учебу за рубеж молодых мусульман, где они приобретали знания, далеко не всегда созвучные с традициями и интересами российских мусульман, попадали под воздействие радикальных исламских течений. По возвращении на родину в попытке пропагандировать эти крайние взгляды они сталкивались с отчуждением, отвержением от общества, что усиливалось проблемами с трудоустройством. Так происходила политизация ислама, способствующая распространению и подпитыванию религиозного экстремизма, радикальных настроений в мусульманских общинах, разрушению складывавшихся веками устоев веротерпимости и мирного сосуществования с другими религиозными группами. 

 

Важнейшая задача для нас – перебороть эти опасные тенденции, ибо это непосредственно связано с противодействием терроризму – опаснейшему вездесущему врагу ХХI века, с обеспечением безопасности и условий для нормального развития нашей страны, включая наши мусульманские общины. Искоренить терроризм только силовыми способами невозможно, поэтому сегодня на первый план выдвигается необходимость политического просвещения мусульман, разъяснения основных постулатов этой религии, которая призывает к совершенствованию человека. Достижение этой цели реально, и государство не должно от нее отстраняться. Практический путь к этому – создание базы отечественного мусульманского исламоведения. Выступая недавно в Уфе, президент РФ Владимир Путин четко указал на реальные способы осуществления данной задачи. 


Представления об исламе – религиозном учении, создавшем целостную систему моральных и нравственных ценностей, ставших неотъемлемой частью повседневной жизни всех мусульман, – должны формировать духовные лица, ученые, хорошо знающие концепции и практику ислама, а также историю и культуру исламской цивилизации. На практике это означает создание российской богословской исламской школы, переподготовку мусульманских священнослужителей. Успех этой работы возможен только при оказании государством реальной помощи, содействии в налаживании широкой просветительской работы среди рядовых мусульман, ознакомлении их с основополагающими документами традиционного ислама. 


Это задача государственной важности, ибо в реальности означает работу по профилактике экстремизма, недопущению крайних радикалистских настроений. В качестве первых шагов можно было бы реализовать ранее выдвигавшиеся предложения о создании двух больших центров исламской культуры и богословия, скажем, в Казани и Дербенте (ислам впервые пришел на Русскую землю именно через этот дагестанский город). Параллельно с этим важно реорганизовать структуры Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, активизировав и расширив его деятельность, укрепив его опытными исламоведами. Фонд вместе с муфтиятами мог бы создать целостную систему переподготовки кадров священнослужителей, скажем, на базе Института востоковедения РАН, школа исламоведения которого является общепризнанной. 


В научных кругах давно обсуждается идея создания в Москве Института исламской цивилизации, который совместно со священослужителями мог бы патронировать научную, просветительскую деятельность в мусульманских общинах, заниматься конкретной работой по продвижению идей патриотизма среди верующих. Эта структура взяла бы на себя функции духовно-нравственного воспитания масс, став центром соответствующей информационной политики, подготовки и распространения популярной и научной литературы, внося свой вклад в борьбу с экстремизмом и ксенофобией.

 

Вениамин Викторович Попов – директор Центра партнерства цивилизаций МГИМО (У) МИД РФ

Источник: НГ

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/29912/">ISLAMRF.RU: Вениамин Попов: Ислам требует большего внимания</a>