RSS | PDA | Архив   Пятница 26 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Разница методологических подходов – тема постоянного диалога российских и британских исламоведов

04.06.2008 11:14

С 30 мая по 1 июня в Великом Новгороде прошла международная конференция «Мусульманские сообщества в крупных городах и их отношения с государством: методологический аспект исследования». Научный форум, организованный АНО «ИНО-Центр» и британской программой «Общество и религия» Совета по исследованиям в области искусства и гуманитарных наук и Совета экономического и социального развития, собрал вместе ведущих исламоведов России и Великобритании.

«Идея этого проекта родилась год назад на конференции «Методология исследований в области ислама», прошедшей в июне 2007 г. в Москве, - рассказала в беседе с корреспондентом IslamRF.Ru исполнительный директор АНО «ИНО-Центр» Ирина Лактионова. - На ней присутствовали наши английские коллеги. Конференция им очень понравилась, и мы стали обсуждать возможность совместного проекта с британцами. Не секрет, что на тот момент отношения России с Великобританией были очень тяжелыми. Поэтому мы решили, что такое неформальное обсуждение политического вопроса, чувствительного для обеих стран, станет положительным примером для разрядки напряженности. Мы договорились о проведении серии конференций в рамках проекта «Ислам в крупных городах России и Великобритании». Первая из них прошла зимой в Виндзоре, вторая сейчас прошла в Великом Новгороде, а третья пройдет в какой-либо европейской столице, возможно, в Вене, Лондоне или Париже».

По словам г-жи Лактионовой, основная задача подобных конференций - познакомить российских исследователей с западной методологией в области исламских исследований. «Одна из слабых сторон российских исследований – отсутствие сильной методологической базы, поэтому наши исследования довольно плохо принимаются на Западе. Фактологическая база у нас довольно серьезная, но как только доходит до методологии, исследования очень плохо верифицируются. Поэтому я думаю, что такой опыт для российских исследователей был бы крайне полезен», - заключает исполнительный директор «ИНО-Центра».

В то же время и английские исследователи остались довольны полученной от россиян информацией. «Конференция была очень полезна для британских ученых, - считает религиовед из Лондонского королевского колледжа Марат Штерин, - т.к. прозвучала масса полезной информации с массой фактического материала. Может быть, не со всеми подходами английские ученые согласятся, но они поймут, что в России исламоведческие проблемы освящаются по-другому. Может быть, эта конференция позволит со временем соединить английскую методологию с российским материалом».

В центре внимания участников конференции было положение городских мусульманских общин Северного Кавказа, Урала, Поволжья, мегаполисов Франции и Англии, социологический и культурологический подход к вопросам отношений между мусульманскими сообществами и государством, а также проблемы мусульманских сообществ и организаций в контексте политологии.

В ходе обсуждения, стало понятно, что наибольший интерес исследователей привлекает Северный Кавказ. «На Северном Кавказе этнографические исследования реальных форм бытования ислама оказываются в тесной взаимосвязи с вопросами взаимоотношений мусульман с властью, - отметил в своем выступлении старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов. - Исследователь неизбежно приходит к этому в силу огромной политизированности вопроса, а также политизации самих мусульман, их разных групп, как «нетрадиционных» вроде салафитов, так и «традиционных», вроде суфиев».

Политизированность ислама на Кавказе в свою очередь порождает конфликты. «Ислам выступает активным фактором социального движения, и некоторые люди становятся участниками агрессии. Почему же ислам становится радикальной идеологией? Это идет из-за границы? Или корни в 19 веке? Расулов пытался свести все к трагедии имама Шамиля. В то же время экономические сложности, безработица, недостаток самовыражения – тоже вызывают агрессию. Многие джамааты также часто говорят о национальных претензиях. Как же пересекается национальный и исламский компонент?» – задается вопросом преподаватель факультета военных исследований Лондонского королевского колледжа Домитилла Саграмозо.

На последний вопрос ответила в своем докладе старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева, рассказывая о мусульманской общине г. Майкопа. «Большой резонанс получила сочинская олимпиада, ведь она будет проводиться в год 150-летия победы России в Кавказской войне. В исламском развитии адыгов большую роль сыграли адыги-переселенцы из Косово. На нынешнем этапе развития ислама можно будет ожидать оживления националистических идей, и исламская тематика будет заменяться националистической».

О тесной связи исламской и этнонационалистической составляющей говорил и политолог, зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов. По его мнению, этнический фактор предшествовал исламскому: «Сначала в конфликтах на Кавказе преобладал этнический фактор. С конца 1990-х – начала 2000-х гг. растет религиозная часть. Почему? Главная причина в провале этно-националистического эксперимента и независимой Чечни. Сейчас салафиты – «зеленые коммунисты» - предлагают идеи равенства вне зависимости от национальности. Как противостоять этой угрозе? Нужно строить единую российскую гражданскую нацию, поставить эту задачу на повестку дня».

По мнению политолога, мусульмане из Дагестана, Чечни или Кабардино-Балкарии, оказываясь в Москве, Санкт-Петербурге или Иваново, испытывают определенный дискомфорт, также как и русские, оказавшиеся в республиках Северного Кавказа. В то время как люди всех национальностей, населяющих Россию, являются россиянами и гражданами одной страны. Об этом нельзя забывать и именно в таком духе нужно вести патриотическое воспитание. Активно обсуждалось в этой связи предложение верховного муфтия ДУМ АЧР Нафигуллы Аширова по созданию в крупных городах России мусульманских анклавов для осуществления их безопасности. Но это предложение получило в основном негативную оценку.

«Я отрицательно отношусь к такой инициативе, - сказал в беседе с IslamRF.Ru Сергей Маркедонов, - я считаю, что защищать и мусульман, и христиан, и весь российский народ должно российское право. Если мы начнем делиться на мусульманские, русские, еврейские кварталы, так не долго до распада страны. У нас есть опыт, когда мы делились по разрезу глаз, цвету кожи. Ничего хорошего из этого не получается. Религия и этничность – личное право каждого человека. Вы можете считать себя мусульманином или нет. Ни одна высшая политическая инстанция не сможет определить в какой степени вы мусульманин, христианин, иудей и т.д. а вот российский закон дает равные права и обязан защищать всех вне зависимости от религиозной принадлежности».

Тем более, мусульманские анклавы, возникшие во многих городах Европы, и, в частности, во Франции о жизни, которых подробно рассказывала зав. сектором культурной антропологии Института Африки РАН Екатерина Деменцева, показали опасность данного вида организации мусульманского сообщества. Он ведет к росту противоречий между христианами и мусульманами. Ведь волнения во Франции, организованные 2 года назад иммигрантами второго и третьего поколений из стран «третьего мира» (большей частью арабских), заставили вздрогнуть и задуматься о последствиях иммиграции все страны Объединенной Европы. Многие участники конференции с сожалением констатировали, что «плавильный котел» как в Европе, так и в России «сломался», иммигрантов очень трудно интегрировать в окружающее общество, хотя у некоторых стран Европы, в частности, Великобритании, накоплен положительный опыт интеграции мусульман.

«В настоящее время в Англии идет численный рост мусульман, - рассказывает Марат Штерин. – С одной стороны наблюдается дифференциация по этническому признаку, но с другой идет и возникновение панисламских организаций, идет процесс интеграции, несмотря на все противоречия, цифры свидетельствуют, что он идет».

По мнению британских исследователей, российским властям следует перенимать данный опыт и вести активную политику по социокультурной адаптации мигрантов из мусульманских стран для того, чтобы они становились частью российского общества. Чтобы между понятиями «россиянин» и «мусульманин» также не было противоречий. «Основная проблема связана с культурным разрывом, - считает доцент кафедры международного и европейского права РГУ им. Канта Александр Косс. - многие люди не интегрированы в российское общество, если мы преодолеем этот разрыв, то правовые решения будут несложными».

Произошел на конференции и обмен методологиями исламоведческих исследований. Стандартная схема исследования любого региона, по словам старшего научного работника Центра российских и восточноевропейских исследований при Бирмингемском университете Галины Емельяновой, в настоящее время следующая: 1) исследование публицистической литературы. 2) этнографическое наблюдение и полуструктурированное интервью с исламскими лидерами и рядовыми мусульманами. 3) формирование серии предпосылок для исследования, за счет того, что получено из фокус-групп. 4) анализ полученных данных. При этом «очень сложно работать с группами, - констатирует г-жа Емельянова, т.к. исламские сообщества очень закрыты. И надо гарантировать анонимность, поэтому зачастую мы не можем сообщить очень интересную информацию,  полученную в ходе исследования».

Преподаватель Школы географии, политики и социологии Ньюкаслского университета Питер Хопкинс продемонстрировал возможности картографического отражения процессов, происходящих в мусульманской среде. В частности, из составленной им карты Лондона видно, что мусульмане расселяются в зависимости от национальности – пакистанцы – на севере Лондона, прочие – на востоке, а черные мусульмане – вообще в ином районе. По его мнению, картографическому исследованию поддаются не только расселение, исламские объекты, но и человеческие, в том числе, внутрисемейные отношения.

Таким образом, «междисциплинарный подход – единственный, который дает нам возможность исследовать полно наш вопрос, - констатирует  Галина Емельянова. – Очень  мало данных по демографии и экономике, это очень большая проблема. Для выхода из сложившейся ситуации можно проводить местные исследования, основанные на интервью. Что касается кооперации – действительно, трудно проводить независимые исследования. Трудно сохранить академическую интегрированность».

Несмотря на возникшие споры и плодотворные дискуссии, на конференции чувствовалась разница научных школ. Думается, что и россияне, и британцы остались при своем мнении и на своих методологических позициях. «Любая конференция всегда оставляет недоговоренности и проблемы, - констатирует Сергей Маркедонов. - На этой конференции был большой зазор между двумя подходами: у англичан он очень теоретичный, у россиян очень эмпиричный – много фактов, информации, но нет их должного обобщения. В любом случае, я считаю, что разговор на эту тему чрезвычайно полезен, поскольку ученые, которые «варятся в собственном соку» либо в Великобритании, либо в России ограниченны.

Надо понимать, что о тебе думают другие, какие есть научные школы, направления». Приблизить методологии двух стран, двух научных сообществ можно лишь в ходе длительного и постоянного обсуждения, которое, как хочется надеяться, будет продолжено в рамках проекта «Ислам в крупных городах России и Великобритании» и приведет к интенсификации контактов между английскими и российскими исламоведами.

Алексей СТАРОСТИН для IslamRF.Ru

04.06.2008

Ссылки по теме:

Мусульмане Великобритании и некоторые общемировые проблемы межрелигиозных коммуникаций

30-04-08 В Лондоне пройдет заседание комитета по оказанию помощи палестинцам

08-02-08 Духовный глава Англиканской церкви заявил о неизбежности введения в Великобритании некоторых аспектов закона шариата

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/3133/">ISLAMRF.RU: Разница методологических подходов – тема постоянного диалога российских и британских исламоведов</a>