RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Дамир Мухетдинов: Со стороны мусульман комментировать лишение сана епископа Диомида - некорректно

01.08.2008 11:16

Ряд информ-агентств сообщили на днях следующее: «Российские мусульмане одобряют решение Архиерейского собора РПЦ лишить сана епископа Анадырского и Чукотского Диомида». Журналистами были опрошены два муфтия, которые высказали поддержку данному решению. Между тем, я полагаю, мнение двух муфтиев вряд ли имеет право быть поданным как согласованное мнение всей российской уммы относительно этого вопроса.

Позволю себе усомниться в необходимости обязательного «одобрения» российскими мусульманами лишения сана Чукотского епископа с двух позиций. Во-первых, я полагаю, что мусульмане вообще не имеют права хоть как-то комментировать происходящие кадровые и иерархические изменения внутри другой конфессии, которые не касаются граждан других вероисповеданий. Мы не должны вмешиваться в вопросы внутрицерковной жизни вне зависимости от того, какая позиция оппонирующих сторон нам ближе – такое вмешательство, рассуждая по справедливости, может быть расценено как поддержка той или другой стороны в вопросе, не имеющем к проблемам нашей уммы прямого отношения. Вмешательство в политику Церкви никогда не практиковалось мусульманами; напротив, даже во времена Халифата свобода Церкви на внутреннюю автономию гарантировалась законодательно, и даже критики Ислама – как Иоанн Дамаскин – получали право свободно жить и творить согласно своему вероучению. Тем более непонятно, почему сегодня, в обществе, которое живет на основе светских законов, мусульмане должны как-то комментировать круг вопросов, совершенно нас не касающихся. Последователям Ислама нельзя уподобляться силантьевым, смакующим скандалы в чужих домах: это некорректно, некрасиво и не согласуется с исламской толерантностью в отношении христиан.

Во-вторых, следует особо остановиться на высказываниях Чукотского епископа относительно диалога РПЦ с другими конфессиями. Я уже имел честь на высоких собраниях говорить о том, что никакого диалога РПЦ с Исламом по сути никогда не велось в нашей стране и не ведется сегодня. Единственным исключением следует признать два письменных обращения: мусульманских богословов к лидерам христианских церквей , и ответное письмо патриарха Алексия II. Все остальное, по сути – просто имитация диалога, создание видимости живой работы между православными и мусульманами. И опять-таки, позвольте вслух задуматься: а что может быть предметом такого диалога? Богословские прения? – они не приведут к изменению религиозного мировоззрения ни одной из сторон, для чего же тогда они нужны?! Декларации типа: «у нас все хорошо, мир и дружба»? – они виртуальны и не оказывают существенного влияния на развитие событий в стране. С этих позиций мнение Чукотского епископа недалеко от истины.

Я думаю, единственной площадкой для более-менее продуктивного межконфессионального диалога в любом государстве может быть только государственное ведомство, которое должно соблюдать объективность, проявлять взвешенность и быть равноудаленным от всех конфессий. В этом случае у такого ведомства, как у третейского судьи, будут все шансы объективно решать конфликты или приводить к общему знаменателю по справедливости. Пока же в России ведомство, занимающееся вопросами религиозных организаций, отсутствует – как и отсутствует какая-либо продуманная политика в национально-конфессиональной сфере – такого диалога нет и не предвидится.

Нельзя не сказать и о такой теме, которая в свое время взбудоражила журналистов и общественность, как слова Чукотского епископа о том, что у Православия и других религий – в частности, Иудаизма и Ислама – нет и не может быть общего бога. Конечно, как для мусульман, так и для иудеев эти высказывания звучат – скажем так – странно. Но если такова действительно вероучительная основа Православия, мы, как мусульмане, должны просто сказать словами Корана: «Лякум динукум, ва лийа-дини» - «У вас ваша религия, а у меня – своя» (сура 109, айат 6). Об этой отличительной основе Православия – вере в своего бога, который не имеет ничего общего со Всевышним у иудеев и мусульман – сегодня как-то не принято говорить вслух, так что можно только поблагодарить Чукотского епископа за то, что он не побоялся говорить об этой особенности своей религии вслух. Между тем, знание об этом будет полезно всем сторонам как во время будущих межконфессиональных встреч, так и в общественных дискуссиях.

Так что, исходя из вышеизложенного, считаю крайне недальновидным и не тактичным со стороны мусульман вмешиваться в происходящие сегодня в РПЦ кадровые и иерархические изменения.

Дамир Мухетдинов,

Ректор Нижегородского исламского института им.Х.Фаизханова,

Кандидат политических наук

01.07.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/3449/">ISLAMRF.RU: Дамир Мухетдинов: Со стороны мусульман комментировать лишение сана епископа Диомида - некорректно</a>