RSS | PDA | Архив   Суббота 25 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Муфтий Равиль Гайнутдин: будучи братьями в исламе, мы должны вести свою работу сообща

11.12.2014 12:14

Выступление муфтия шейха Равиля Гайнутдина на открытии VII Международной научно-богословской конференции «Роль и значение исламского богословского наследия в укреплении духовного пространства Евразии» в рамках Х Международного мусульманского форума 11 декабря 2014 года в Москве.

 

Уважаемые участники Х Международного мусульманского форума «Миссия религии и ответственность ее последователей перед вызовами современности» и VII Международной научно-богословской конференции «Роль и значение исламского богословского наследия в укреплении духовного пространства Евразии». Приветствую вас во второй день работы нашего форума: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху – Мир вам, милость Всевышнего и Его благословение.

 

Сегодня в зале собралось множество профессионалов, которые руководят либо имеют непосредственное отношение к работе мусульманских учебных заведений, подготовке духовных кадров в своих странах. Я считаю уместным уделить несколько минут разъяснению вопроса, что побудило организаторов сегодняшней конференции обратиться именно к заявленной теме.

 

Всем вам хорошо известно, что ХХ век был особым веком в истории государств на пространстве Содружества Независимых Государств. Начавшись с революций и кровопролитной гражданской войны, он ознаменовался двумя мировыми войнами, семидесятилетними гонениями на религию и репрессиями в отношении духовенства, а завершился распадом СССР, что оставило глубокий след в душах сотен миллионов людей. Вступая в XXI век, мы столкнулись с последствиями разрушения некогда атеистической империи и последствиями идеологического вакуума, образовавшегося после ее распада. За считанные годы мы обнаружили, что теряем поколение людей, родившихся в 1980-ые годы и позже. Одна часть из них стала жертвой алкоголизма, наркомании, идеологии бесконечного потребления при полном игнорировании духовной стороны жизни и высокого предназначения человека как наместника Всевышнего на Земле. Другая часть, напротив, попала под влияние идеологии крайностей – националистической, псевдорелигиозной и других. Эти молодые люди ошибочно перепутали святость с агрессией и совершенным неуважением к святости человеческой жизни, в конце концов, неуважением к Закону Аллаха о неприкосновенности жизни, чести, имущества человека.

 

Будучи религиозными деятелями, мы рассудили, что наилучшим врачеванием этих социальных недугов может быть только донесение истинных ценностей, постулированных в божественных религиях. Шесть независимых государств в составе СНГ имеют ярко выраженную демографическую мусульманскую доминанту, в большинстве остальных государств СНГ ислам является религией значимого меньшинства и укоренен в истории этих государств. Имамы и муфтии, таким образом, оказываются на первой линии донесения до широких слоев наших обществ идей человеколюбия, добрососедства, просвещения. Для нас абсолютно ясно, что, будучи братьями в исламе, будучи связанными историческими, культурными, духовными и даже кровными нитями, мы должны вести свою работу сообща.

 

Такое сотрудничество не только открывает перед нами широкие перспективы духовного и интеллектуального развития, но является на текущем этапе острой необходимостью в связи с теми вызовами, которые встали перед глобальным человечеством на Ближнем Востоке. Мы считаем, что террористическая организация «Исламское государство» является вызовом не регионального, а глобального характера, так как вербует рекрутов и распространяет свои идеи через интернет по всему свету.

 

Поэтому чрезвычайно важно то, что наш форум собрал интеллектуалов и богословов из самых разных культур мусульманской цивилизации. Я приветствую и благодарю всех наших участников – как из стран СНГ, так и из западной и восточной Европы, Индонезии, Китая, Ирана, Турции, Саудовской Аравии и других.

 

В течение последних нескольких лет мы, российские мусульмане, прикладываем усилия к возрождению традиционных для российских мусульман богословско-правовых школ – ханафитской и шафиитской, поощряем богословские изыскания наших молодых улемов, стремимся взойти на ту вершину учености и богословия, на которой стояли наши предки до революции 1917 года.

 

На постсоветском пространстве в последнее время широко используется словосочетание «духовный суверенитет» и, с вашего позволения, я хотел бы разъяснить, что мы под ним подразумеваем. Речь ни в коем случае не идет о конструировании какого-то особого территориального типа ислама, отделения себя от всемирной уммы. Мусульмане России, как справедливо об этом сказал президент Владимир Путин, являются частью мировой исламской цивилизации, а Россия, обладающая 25-миллионным мусульманским населением, также в известном смысле является частью мусульманского мира.

 

И, тем не менее, достижения и мысли российских мусульманских богословов еще в конце XIX - начале ХХ веков были признаны в Бухаре, Стамбуле и Каире, они были востребованы во всем мусульманском мире как дающие ответы на вызовы современности. Та уникальная школа богословия, которая выросла и созрела на российской земле, была в состоянии оказать влияние на общий ход богословской мысли в мусульманском мире. Уверен, что наш дорогой гость и соорганизатор форума доктор Мехмет Гёрмез, много лет посвятивший изучению наследия татарских богословов, меня в этом поддержит.

 

Мы убеждены, что и сегодняшняя мировая умма нуждается в критическом осмыслении своего наследия, в плюрализме мнений при сохранении духовного и религиозного единства и, прежде всего, в движении мысли вперед. Именно сила мысли, умственное, ментальное усилие позволит мусульманам выйти из того идеологического кризиса, который привел к сегодняшним политическим тупикам во многих частях исламского мира.

 

Говоря об интеллектуальном усилии, интеллектуальном джихаде уммы, я хотел бы отметить: наше отечественное исламское богословие в течение столетий тесно взаимодействовало с российским академическим светским исламоведением, школа которого по праву считается одной из лучших в мире. Это обеспечило плюрализм мнений и критичность мышления, соответствие богословских трудов самым высоким научным критериям как с той, так и с другой стороны. Этот опыт мы – российские мусульмане, считаем своим преимуществом и милостью Всевышнего.

 

Сегодняшняя международная научно-богословская конференция проходит в рамках реализации Программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Эта программа была основана нашим президентом Владимиром Путиным и реализуется вот уже более десяти лет на средства, выделяемые Правительством РФ. В ее осуществлении мусульманские институты и университеты взаимодействуют с светскими вузами-партнерами, которым я хочу выразить искреннюю признательность. Это партнеры Московского исламского университета: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, а также партнеры других исламских вузов: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Пятигорский государственный лингвистический университет. Нельзя не отметить, что первые три из них являются старейшими университетами России, всемирно известными своими достижениями в востоковедении. Нашим неизменным партнером по научной работе является также Институт востоковедения Российской академии наук.

 

Позвольте еще раз поблагодарить всех Вас за наш совместный труд и вознести Всевышнему молитвы об успешной работе конференции, чтобы наши сегодняшние усилия обернулись благом для верующих в обоих мирах!

 

 

11 декабря 2014 года, Москва

Источник: "Мусульмане России"

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/35159/">ISLAMRF.RU: Муфтий Равиль Гайнутдин: будучи братьями в исламе, мы должны вести свою работу сообща</a>