RSS | PDA | Архив   Воскресенье 19 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Муфтий Гайнутдин: идейной основой для дальнейшего хода истории мусульманской уммы должен стать подлинный гуманизм, раскрытый в Коране и сунне

30.10.2015 17:55

Предлагаем вашему вниманию выступление Председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на VIII Международной теологической научно-образовательной конференции «Коранический гуманизм как фундамент мусульманского образования». Конференция посвящена памяти крупнейшего российского мусульманского учёного-богослова, начала XX века, муфтия Галимджана Баруди (1857–1921) и приурочена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и открытию обновленной Московской Соборной мечети.

 

Уважаемые участники VIII Международной теологической научно-образовательной конференции, посвященной памяти и наследию муфтия Галимджана Баруди!

 

От имени Духовного управления мусульман Российской Федерации, Совета муфтиев России и себя лично я приветствую наше собрание братским мусульманским приветствием Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху – Мир Вам, милость Всевышнего и Его благословение! Прошу Господа миров о даровании нам и всем тем, кто последовал прямым путем, фуркана-различения, счастья истинного понимания Ислама, глубинного осознания высокого смысла происходящего вокруг и нашей роли в творении!

 

В течение восьми лет мы ежегодно проводим международную конференцию, посвящённую вопросам развития образования в исламской умме, понимая под системой образования не только и не столько подготовку специалистов, обладающих определенным набором знаний и компетенций, сколько одну из фундаментальных платформ по трансляции в общество системы ценностей, мировоззрения. Бесспорно, что воспитание целостной личности, впитавшей в себя эту систему ценностей, было и остается одной из важнейших функций высшей школы.

 

В поисках альтернативы философии антропоцентризма и таких ее производных как отрицание традиционных ценностей, упадок нравов и низвержение человеческого достоинства, мы обращаемся к первоистокам нашей религии, первейшим из которых является Священный Коран.

 

При вдумчивом изучении последнего Божьего откровения, мы обнаруживаем в Коране совокупность постулатов, раскрывающих понятие человека, его роли и места во Вселенной. В последнее время в научный оборот введен термин «коранический гуманизм», означающий совокупность коранических истин о человеке как о высшем творении Всевышнего.

 

Отталкиваясь от этой формулировки, мы назвали нынешнюю конференцию «Коранический гуманизм как фундамент мусульманского образования» будучи убеждены в том, что идейной основой для дальнейшего хода истории мусульманской уммы должен стать подлинный гуманизм, раскрытый в Коране и явленный на практике нашим Пророком (мир ему и благословение Всевышнего).

 

Необходимо оговориться, что коранический гуманизм следует отличать от европейского «гуманизма» эпохи модернизма и, тем более, постмодернизма, который является, по сути, антропоцентризмом, поскольку он ставит человека с его волей и преходящими желаниями на место Бога.

 

Коранический гуманизм учит иному. Это ниспосланные нам Всевышним Аллахом постулаты о человеке, о взаимоотношениях между людьми, об отношениях Создателя и Его создания, человека и окружающего мира.

 

Говоря о потомках праотца Адама, Коран апеллирует к таким понятиям как человеческое достоинство, справедливость, благочестие, разум. В центре коранического повествования представление о человеке как об активном, действующем, созидающем существе. В Коране говорится, что человек является «наместником» (халифа) Бога на земле (2:30). при этом человек одарен Всевышним разумом и способностью к творению. Разумеется, человек не способен творить в том смысле, в каком творит Бог, однако будучи распорядителем, наместником среди остальных творений, человек способен и призван к тому чтобы распоряжаться, управлять этими благами разумно и созидательно.

 

Другой аксиомой коранического гуманизма является утверждение о разумности человека, о необходимости рационального подхода к миру. Священное Писание многократно призывает нас наблюдать над явлениями мира и находить в них порядок и благоустроенность, которые свидетельствуют о разумном замысле Творца. Коран также призывает нас всмотреться в самих себя, и увидеть, что человеку дано «наипрекраснейшее устройство» (95:3).

 

Таким образом, можно утверждать, что в основе коранического учения о человеке лежит убежденность в необходимости творческого и разумного подхода к миру. Это фундамент, на который опираются все другие частные представления.

 

Рациональный подход к действительности предполагает получение знаний, а творческий созидательный подход – преобразование, совершенствование человека и мира. 

 

Именно это подразумевали такие великие джадиды, как Галимджан Баруди, Зияутдин Камали и Муса Бигиев, когда утверждали, что Ислам – это «научная религия». Они не ограничивали Ислам традиционными богословскими и правовыми вопросами, но стремились включить в область познания все научное знание того времени – как естественное, так и гуманитарное. И вот когда мы говорим сегодня о «кораническом гуманизме» как о «фундаменте мусульманского образования», то мы, фактически, возвращаемся к их наследию.

 

Что может представлять собой джадидизм сегодня? Я убежден, что обновление системы религиозного образования должно происходить с учетом трех научных традиций.

 

Во-первых, это традиция классического исламского образования, где акцент должен быть сделан, прежде всего, на ханафитском и шафиитском мазхабах, на матуридитском и ашаритском богословии, как на традиционных для мусульманских народов РФ. Во-вторых, это традиция отечественной теологической и философской школы, а также то лучшее в религиозно-философской мысли, что было сделано представителями других религий и учений. В-третьих, это научная традиция, сформированная в Западной Европе и в настоящее время являющаяся, по сути, универсальным сводом подходов к изучению физического мира.

 

Таким образом, рациональный подход к действительности в его приложении к развитию российского мусульманского образования должен базироваться на этих трех китах. Лишь в этом случае мы сможем выстроить интегральную систему универсального знания, соответствующую духу коранического откровения.

 

Сегодня нам нужно трезво оценивать наше нынешнее богословское состояние. В классическом исламском образовании мы проигрываем ближневосточным странам, а ведь именно это является платформой для построения всей системы богословского теологического образования.

 

Наше наследие джадидидов также изучено слабо. Фактически, эпоха возрождения джадидистского наследия – подобная той, что отмечена в случае с русской философией, – еще не наступила. Работы джадидидов известны лишь узкому кругу специалистов. Некоторые из них были переведены на русский язык в рамках издания «Философская мысль татарского народа», однако этого мало. Требуется полноценное переиздание основного корпуса текстов.

 

В этом ряду особенно надо выделить имя выдающегося муфтия Галимджана Баруди. Его теологическое, интеллектуальное и практическое наследие крайне важно и полезно для сегодняшних мусульман. Он жил в схожую эпоху. Богослов осмысливал и дал актуальные ответы на многие вопросы, над которыми мы безуспешно бьемся уже четверть века.

 

Единственная область, в которой российские мусульмане превосходят других мусульман мира – это научное и философское образование европейского типа. Здесь у нас действительно имеется небольшое преимущество, обусловленное тем, что именно этому уделяется основное внимание в системе общего образования. Однако, с другой стороны, данные науки, будучи вырваны из контекста всей системы знания, многим мусульманам малоинтересны.

 

В последнее время мы видим, что картина несколько меняется. Появляется, с одной стороны, запрос от самих мусульман, а с другой стороны, заинтересованность государства. В 2013 году наш Президент, В.В. Путин, назвал воссоздание собственной исламской богословской школы «одной из важнейших задач». В недавнем выступлении на открытии Московской соборной мечети он вновь отметил: «Государство будет и впредь помогать воссозданию отечественной мусульманской богословской школы, своей системы религиозного образования».

 

Кроме того, несколько дней назад ВАК утвердил «теологию» в качестве одной из научных специальностей, что открывает новые перспективы исследования в рамках академической науки. Таким образом, государственная поддержка действительно ощущается на всех уровнях, однако этого недостаточно. Нужен внутренний импульс, исходящий от самих мусульман, и нужен реалистичный подход к проблеме.

 

Нам не следует называться «академиями», если мы не дотягиваем и до уровня медресе. Пока мы не поймем, что строительство собственной богословской школы требует многих десятилетий напряженной работы, мы никогда, в сущности, не приступим к этому богоугодному делу.

 

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что для возрождения богословской школы и восстановления системы всестороннего религиозного образования нужно иметь четкое представление о том, что мы строим. Необходима концептуальная проработка проблемы. И основой для такой проработки, на мой взгляд, должен являться коранический гуманизм с его акцентом на творческом и рациональном подходе к миру.

 

Это должна быть система интегрального знания, включающего и богословие, и право, и философию, и естественные, и гуманитарные науки. Только так мы сможем воспитать разностороннего мусульманина, уважающего традицию и идущего в ногу со временем.

 

31 октября 2015 г., Москва

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/38046/">ISLAMRF.RU: Муфтий Гайнутдин: идейной основой для дальнейшего хода истории мусульманской уммы должен стать подлинный гуманизм, раскрытый в Коране и сунне</a>