RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Предыстория и этнический срез конфликта в Южной Осетии и Абхазии

11.08.2008 16:04

  Национализм свойственен многим, если не всем, этносам, однако не у всех народов имелись возможности проявить свои глубинные чувства превосходства по отношению к соседям. И слава Богу, потому что происходящее сегодня на Кавказе является следствием крайнего национализма многих сторон, втянутых в конфликт.

Исторически Россия всегда поддерживала грузинский народ в его борьбе против мусульманских соседей – в первую очередь, турков, а также иранцев. В свою очередь, грузинам, небольшой гордой нации в окружении враждебных соседей, издавна был свойственен патерналистский подход в отношении тех еще более мелких народов, которым довелось жить с ними рядом. В первую очередь, безусловно, речь идет об осетинах и абхазах. Сложные взаимоотношения грузин с этими народами стали притчей во языцех в фольклоре многих кавказцев, в связи с чем достаточно лишь вспомнить анекдоты о брачном союзе властной грузинской царицы Тамары Багратиони и осетинского князя Давида Сослани.

Политика царской России по завоеванию горских народов Северного Кавказа привела к тому, что подавляющее большинство абхазов и часть осетин (не говоря уже о других народах) мигрировали в Османскую империю; особо следует подчеркнуть, что в основном покидали родину мусульмане. Таким образом, после 1864 г. коренное население в Абхазии осталось в меньшинстве, при этом из оставшихся абхазов большую часть составляли христиане и язычники. Картина, сложившаяся в Южной Осетии, несколько отличалась: здесь практически не было мусульман (таковые проживали только на территории Северной Осетии). Когда мусульмане из Северной Осетии после Русско-Кавказской войны уехали в Турцию, на их место переселялись южные осетины – как вследствие экономических причин, так и в результате растущего грузинского влияния в Юго-Осетии – видимо, не всегда позитивного. И хотя культурное родство грузин с абхазами и осетинами отныне, после мухаджирства почти всех мусульман, подкреплялось и религиозным (все эти народы формально стали православными «братьями»), уже в нач. ХХ в. грузинский шовинизм дал знать о себе воочию: войска Грузинской Демократической Республики, созданной меньшевиками-националистами в 1918 г., проявили немало жестокостей в ходе их походов в Абхазию и Южную Осетию. Осетины до сих пор называют события 1920-х гг. первым грузинским геноцидом в отношении своего народа.

Впрочем, с установлением советского строя с его политикой интернационализма этнические трения, казалось бы, исчезли навсегда. Так, южные осетины в течение ХХ в. расселились на значительной территории в самой Грузии, далеко за пределами созданной для них Юго-Осетинской автономной области (АО). Однако такой взгляд при более подробном изучении вопроса оказывается поверхностным: грузинизация – проявления грузинского шовинизма – абхазов и осетин усиливалась, особенно в годы правления всемирно известного грузина И.В.Сталина-Джугашвили. К примеру, в 1931 г. Советская социалистическая республика (ССР) Абхазия, имевшая с декабря 1921 г. союзный договор (т.е. на равных) с Грузинской ССР, получила статус автономной республики в составе Грузии. В дальнейшем из школьных программ здесь было изъято преподавание абхазского языка и заменено грузинским. Абхазская письменность была переведена с латинского шрифта (введен в 1928 г., до этого существовала на кириллице, а в Турции с кон. XIX в. – на основе арабского алфавита) на грузинскую графическую основу, совершенно не подходящую для этого языка (после смерти Сталина, в 1954 г., графическая основа была вновь заменена на русскую). Более того: грузинский шовинизм подпитывался трагическими событиями в жизни других народов, определяемыми решениями наверху, а точнее – двумя грузинами, И.Сталиным и Л.Берией. 2 ноября 1943 г. были депортированы со своей родины карачаевцы, и юг Карачаевской автономной области вошел в состав Грузии (до 1957 г.). 8 марта 1944 г. были депортированы балкарцы, и юго-запад Балкарии (16% территории) также передали Грузии. В июле 1944 г. в Дагестан из соседних районов Грузии были частично переселены аварцы. С 1928 по 1937 гг. жителей южных районов Грузии, турков-месхетинцев, принуждали менять национальность (на грузинскую или азербайджанскую) и брать грузинские фамилии. Несмотря на это, 15-17 ноября 1944 г. они были депортированы из Месхетии в Среднюю Азию. Их судьбу разделили проживавшие по соседству хемшилы (армяне-мусульмане) и курды-мусульмане. В 1948-1949 гг. депортации подверглись турки-османы и греки, проживавшие на черноморском побережье Абхазии, внутренней Грузии и Аджарии. Таким образом, «жизненное пространство» для грузинского народа было основательно подчищено, а вирус национализма прочно вошел в грузинскую этническую идентичность. Ярким примером этого является отказ всех грузинских властей, начиная с 1950-х гг. и вплоть до сего дня, впустить на территорию исторической родины – Месхетии – депортированных турков-месхетинцев, курдов-мусульмаан и хемшилов.

Известный диссидент и правозащитник А.Д.Сахаров, побывавший на исходе советской государственности в Грузии, назвал ее «малой империей» - настолько он был шокирован тем, как грузинский шовинизм относится к этническим и конфессиональным меньшинствам внутри этой республики.

В рамках процесса обретения суверенитета союзными республиками, автономными республиками и областями в СССР в нач. 1990-х гг. Юго-Осетинская АО попыталась поднять свой статус. 10 ноября 1989 г. совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области принял решение о ее преобразовании в автономную республику. Верховный Совет Грузинской ССР признал это решение неконституционным. 9 ноября 1990 г. была провозглашена Юго-Осетинская советская демократическая республика (ЮОСДР, позже переименована в Юго-Осетинскую советскую республику) в составе СССР. На следующий день Верховный Совет Грузинской ССР счел это решение недействительным. 9 декабря были проведены выборы Верховного Совета ЮОСДР, а уже 11 декабря Верховный Совет Грузии признал незаконным эти выборы и совсем упразднил Юго-Осетинскую АО (подробнее см. Справку истории конфликта здесь: http://islamrf.ru/news/world/w-opinions/3959/). Здесь берет начало вооруженный осетино-грузинский конфликт, сопровождавшийся погромами осетин во внутренних районах Грузии, с последующим их поголовным бегством из этих районов, и вооруженными столкновениями на территории Южной Осетии. В 1991-1992 гг. примерно по такой же схеме (с учетом того, что Советский Союз уже развалился) произошел и грузино-абхазский конфликт – уже с прямым участием российских вооруженных сил на последних стадиях конфликта.

Симпатии России в обоих конфликтах были на стороне абхазов и осетин, что достаточно болезненно воспринимается в Грузии. Там уверены, что шовинизм исходит из Москвы, и проявляет себя относительно грузинской нации, которая на протяжении веков «притеснялась» и «подавлялась» русскими (о помощи Москвы против турков и персов в этом случае уже не вспоминают). Нежелание абхазов и осетин жить в Грузинском государстве объясняется в Грузии исключительно однобоко: мол, это следствие колониальной политики Кремля, которая использует эти народы как плацдарм для закабаления грузин. Увы, заметить и признать собственные промахи в межнациональной политике получается далеко не у всех, особенно если речь идет о «горячих» грузинских политиках.

В заключение темы следует сказать, что российская политика практически не использовала в своих интересах результаты того грузинского шовинизма, который проявлялся и проявляется в отношении малых народов Грузии – за исключением, конечно, постконфликтной ситуации с Абхазией и Южной Осетией. Навряд ли это происходило из благородных гуманитарных соображений – скорее, сказалось отсутствие специалистов, особого экспертного ведомства, которое учитывало бы национальный фактор в российской внешней политике в отношении Тбилиси. Между тем, слабых точек в Грузии насчитывается немало: это национальное и религиозное притеснение, ведущееся на высших властных уровнях, в отношении 300 тысяч азербайджанцев, компактно проживающих в Квемо-Картли; фактическое сведение автономии Аджарии к уровню рядовой провинции, при этом сопровождающееся притеснением ислама в Аджарии; сопротивление возвращению депортированных народов Месхетии; наличие этнических различий между грузинами, мегрелами и сванами, и т.д. При этом, конечно, любые шаги, касающиеся внутренней политики Грузии, следовало бы делать очень аккуратно, с учетом имеющегося давнего ментального мифа о «русском колониализме», с обязательным привлечением этнических грузин из России, а также Азербайджана, Турции и Ирана (в этих странах проживают крупные компактные общины грузин, принявших ислам). Отсутствие грамотной, продуманной и дальновидной политики в отношении Тбилиси вылилось сегодня в кровавое противостояние нескольких армий на Кавказе, но заключить долгосрочный, выгодный всем народам региона мир пушками невозможно. Надеюсь, что понимание этого возобладает в дальнейших действиях ведущих политиков Российского государства.

Д.З.Хайретдинов

Ссылки по теме:

Какие силы стоят за эскалацией конфликта в Южной Осетии?

Председатель КЦ МСК от имени мусульман обратился к президенту Д.Медведеву с просьбой защитить российских граждан в Южной Осетии

13-03-08 В ГосДуме начинаются слушания о статусе непризнанных республик СНГ

06-03-08 Южная Осетия просит ООН и Россию признать независимость страны

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/3980/">ISLAMRF.RU: Предыстория и этнический срез конфликта в Южной Осетии и Абхазии</a>