RSS | PDA | Архив   Пятница 26 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Год без алима

14.08.2008 16:19

  Памяти Курамухаммада-хаджи Рамазанова

 

Как часто нам приходится слышать о том, что время неумолимо, жизнь быстротечна, а годы безжалостны. Эти слова мы произносим, когда наступает время отмечать какие-то даты,  юбилеи и другие памятные события. Вот и у меня они вырвались, когда наступил июль. Да, именно июль. 26 июля прошлого 2007 года трагически погиб алим, богослов Курамухаммад-хаджи Рамазанов.  К его имени можно добавить любые эпитеты - видный, выдающийся, ведущий и т. д. Но я решил ограничиться одним только словом -  алим, памятуя об удивительной скромности и простоте этого человека.

 

Справка

Рамазанов Курамухаммад-хаджи родился в с. Зехида Цунтинского района Республики  Дагестан в 1956 г. Там же окончил среднюю школу.  Учиться исламу начал с детства. После окончания школы (с перерывом на  службу в Советской Армии) Курамухаммад всецело посвятил себя этому занятию. Как бы ни было трудно, переходил  от одного алима к другому, изучал различные книги. В 1992 г. работал имамом г.  Буйнакска, проректором исламского института им. Сайфуллы-кади в г. Буйнакске. В 1996 г. стал заведующим каноническим отделом Духовного управления мусульман Дагестана. Одновременно  работал имамом мечети им. имама Шамиля Махачкалы, имамом–хатыбом в Центральной джума-мечети города, преподавателем Дагестанского Исламского Университета. С 1990 г. член Совета алимов  Дагестана. Несколько раз совершил хадж. В 1995 г. прошел курсы повышения квалификации в Сирийской Арабской Республике (институт «Абу-Нур», г. Дамаск). Трагически погиб 26 июля 2007 г. Похоронен на кладбище с. Чиркей Буйнакского района РД.

Весть о гибели Курамухаммада-хаджи потрясла не только Дагестан, но и всю российскую общественность. Это произошло в ночь на пятницу, когда алим возвращался из мечети, где читал проповедь прихожанам. Он был в 100-150 метрах от дома, когда сработала бомба, заложенная под днищем его автомобиля.  Вместе с Курамухаммадом-хаджи погиб его младший брат и неизменный помощник Абдулла, работавший на протяжении 5 лет его личным водителем. Подобный исход мы уже видели 9 лет назад, когда в пятницу 21 августа 1998 года у Центральной мечети Махачкалы взорвалась автомашина муфтия Дагестана Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова. В машине с муфтием находился его младший брат Ахмед, а также  водитель Хайдарбек.

Курамухаммад-хаджи был самым преданным другом Сайидмухаммада-хаджи. Последний, собственно, и пригласил его на должность заведующего каноническим отделом Духовного управления мусульман Дагестана. Своими  многочисленными выступлениями, безукоризненной репутацией, пламенными проповедями и вниманием ко всем вопросам, касающимся, возникающим в повседневной жизни, Курамухаммад-хаджи вскоре стал самым признанным алимом Дагестана. В вопросах канонического характера он являлся главным советником муфтия Дагестана.

В день похорон Курамухаммада-хаджи шейх Саид-афанди Ацаев сказал: «…Он многое сделал, многое оставил после себя: учеников, книги, добродетель, хороших детей. Он, как никто другой, работал на пути ислама каждый день и каждую свою минуту. И потому даже смерти его может позавидовать каждый праведный мусульманин. Разве за каждым мусульманином так плачут тысячи его братьев и сестер по вере? Разве за каждого читается столько молитв во всех мечетях республики? Разве к родственникам каждого идут такие нескончаемые вереницы соболезнующих? Он заслужил такое почитание и глубокое уважение. В его жизни трудно было найти сутки или время суток, когда он не работал над своими книгами, проповедями или не молился.

Вот и весь тот день Курамухаммад-хаджи провел в богослужении и возвращался после салавата (собрание мусульман, где они коллективно благословляют Пророка, мир ему),  помолившись, домой. Только такие особенные люди могут умереть в такой чистоте, в благословенный месяц раджаб, в ночь на пятницу.

Может быть, мое сравнение с имамом ан-Навави, который так же, как и он, прожил недолгую, но очень яркую жизнь и остался навеки в памяти потомков мусульман, смутит некоторых и не понравится кому-то. Нет, ан-Навави неповторим. Но если говорить относительно сегодняшнего времени, я бы назвал Курамухаммада-хаджи имамом ан-Навави нашего времени…».

8 лет Курамухаммад-хаджи проработал вместе с нынешним муфтием республики Дагестан Ахмадом-хаджи Абдуллаевым.  Для него его гибель также стала тяжелой утратой: «…Не знаю, кого из алимов современности можно было бы сравнить с ним. Это был очень порядочный, праведный человек, жизнь и поступки которого не расходились с теми словами, которые он говорил другим в назидание. Многие в эти дни говорили, что Курамухаммад-хаджи во многом повторил судьбу Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова. Как и тот, он был слишком неравнодушен ко всему, что происходит; как и тот, преданно и самозабвенно служил исламу; как и тот, погиб вместе с родным братом от рук террористов и стал шахидом…

Мне просто больно. Я много лет находился рядом с этим человеком. Мне иногда казалось, что он вообще не знает, что кроме исламских книг и служения Аллаху существуют и другой мир, в котором есть деньги, другие блага, какие-то аферы, интриги. Он был чист и далек от всего этого, наверное, не знал бюджета и своей семьи. Что ж, история повторилась и в этом, а значит, многое проясняется.

Курамухаммад-хаджи был не из тех, кого надо защищать. Грязь никогда не прилипнет к такому чистому человеку, каким был он. О нем многое можно рассказать и как об ученом, и как о человеке. При всей своей образованности, особой компетентности он был удивительно скромным человеком. Я могу смело сказать, что так, как работал он, мало кто вообще умеет работать. И при этом он не раз приходил ко мне с вопросом, доволен ли я его работой, что ему необходимо сделать еще, есть ли у меня к нему какие-то поручения. Это удивляло и вызывало особое уважение…

Свой срок жизни, отведенный Аллахом Курамухаммаду-хаджи, он прожил и прожил очень достойно – это был по-настоящему мужественный человек и ученый-богослов.

… Мы должны осознать следующее: оттого, что мыши понемногу таскают зерна из амбара, амбар не опустеет. И алимов у нас достаточно, и учеников Курамухаммада-хаджи множество, так что наследники у этого большого ученого есть. Я полагаю, что случившееся станет для наших алимов большим уроком, сплотит их, избавит от мелочных претензий друг к другу, даст импульс работать с новыми силами, больше, самоотверженнее на благо ислама. В этом, надеюсь, убедимся в скором времени и все мы. В этом убедятся и враги ислама, иншааллах!

Мне трудно поверить, что его нет и не будет с нами. Но в одном они просчитались: убить можно одного человека - ислам убить нельзя! Ислам был до Сайидмухаммада-хаджи, до Курамухаммада-хаджи, подаренный нам Пророком (да благословит его Всевышний и да приветствует),  а после их насильственной смерти он будет развиваться еще более интенсивно. Такие люди продолжают свое великое дело исламского призыва и после смерти.

Уважаемый и любимый всеми алим стал шахидом, а всех оставшихся своей смертью заставил задуматься, встряхнуться, еще раз заглянуть в свое сердце…».

Смерть Курамухаммада-хаджи в большей степени стала потерей для простых мусульман, которые приходили слушать его проповеди, приобретали его книги, задавали вопросы. Ему было свойственно не оставлять без внимания ни один, казалось бы, незначительный, вопрос. Он говорил, что ислам состоит из крупиц и нужно уделять внимание каждой детали. Обращал огромное  внимание на чистоту, личную гигиену, знаниям основ религии. С этой целью  Курамухаммад-хаджи подготовил и издал три книги: «Знаешь ли ты, что такое иман?», «Знаешь ли ты, что такое ислам?» и «Знаешь ли ты, что такое ихсан?»  Эти книги в вопросно-ответной форме разъясняют основы веры согласно мазхабу имама аш-Шафии. Кроме того, он издал книги: «Намаз», «Пост – четвертый столп ислама», «Хадж-пятый столп ислама», «Семь лучей солнца» (о качествах пророка Мухаммада), «Пророк и четыре его сподвижника», «Основы мусульманской религии».  Они вышли в свет на русском и аварском (родном для Курамухаммада-хаджи) языках.

Несколько его книг были переведены на другие языки народов Дагестана. В течение нескольких лет он сотрудничал с самой многотиражной духовно–просветительской газетой Дагестана «Ас-Салам», иными мусульманскими периодическими изданиями. Главной своей целью он ставил доведение до как можно большего числа читателей  знаний по исламской религии. В книгах, касающихся  вопросов фикха (намаз, пост, хадж и др.), он раскрыл правила мазхабов  имамов Абу-Ханифы  и аш-Шафии, распространенных на постсоветском пространстве.

Книги Курамухаммада-хаджи расходились тысячными тиражами и пользовались известностью в Дагестане. Однако большинство его трудов так и не были опубликованы. Среди них: «Добродетель и злонравие», «Погребальный обряд», «Гигиена женщины», «Грехи» и многие другие. После его смерти вышли в свет на русском языке  «Проповеди», «Исламская этика», «Заблуждение ваххабитов», 4 - 7 части книги «Семь лучей солнца» и т.д.

Курамухаммад-хаджи уделял огромное внимание изданию книг и просветительской деятельности через СМИ. Книги он писал вне рабочего времени, по вечерам и в выходные дни. Даже  в пути, по дороге на какой-нибудь маджлис он не тратил времени впустую. В машине читал, правил, готовил материал для статьи или книги. Я работал с ним на протяжении нескольких лет, переводил его труды на русский язык. Он тщательно, скрупулезно проверял каждое предложение, сверял с оригиналом. После перевода книги надо было найти время, чтобы он мог проверить выполненную мною работу. В большинстве случаев я приезжал к нему в 7 часов утра и до половины 9-го, т.е. до ухода на работу, читал перевод вслух, в то время как он следил по тексту, сверял, вносил поправки. Его требовательное отношение к качеству переводов  объяснялось тем, что книжный рынок  в то время был завален литературой, изданной порой людьми, далекими от фикха и других богословских наук. Она пагубно влияла на читателя, вводила его в заблуждение относительно тех или иных вопросов.

Муфтий Республики Дагестан внес предложение в Совет алимов Дагестана объявить год после гибели алима  «годом Курамухаммада-хаджи Рамазанова». Предложение было одобрено, после чего Духовное управление мусульман разработало план работы  на этот год, который включает в себя встречи, выступления, издание книг – те сферы деятельности, с которыми была связана жизнь Курамухаммада-хаджи. Таков путь, который избрало духовенством Дагестана для борьбы с невежеством, в назидание тем, кто берет в руки оружие.

На родине Курамухаммада-хаджи построили медресе, названное в его честь. Открыт фонд имени алима, которым руководит сын алима Мухаммадарип - выпускник Чиркейского исламского института «Нуруль Иршад», ныне имам мечети им. имама Шамиля в Махачкале.

Самым важным и приоритетным направлением работы Курамухаммада-хаджи была борьба с ваххабитской идеологией. С этой целью он посетил едва ли не каждый уголок Дагестана, выступал, пояснял, доказывал вред и зло этой чуждой идеологии. Еще в 1993 -  1994 гг. он одним из первых забил тревогу, предупреждая о надвигающейся опасности. Первая брошюра, изданная им в 1993 г.,  была посвящена   именно проблеме ваххабизма. Начиная с 1990 г. вся жизнь Курамухаммада-хаджи прошла в борьбе с этим зловредным течением. Он смело, грамотно, соблюдая этику,   вел диспут с его приверженцами. В итоге стал самым главным идеологическим противником ваххабизма. Мы здесь ниже даем его ответ на вопрос «кто такие ваххабиты?»

 

Мухаммадрасул Омаров

 

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/4040/">ISLAMRF.RU: Год без алима</a>