RSS | PDA | Архив   Среда 25 Апрель 2018 | 1433 х.
 

Выступление муфтия шейха Равиля Гайнутдина на XIII Международном мусульманском форуме в Хельсинки

11.12.2017 14:59

Уважаемые участники, соорганизаторы и почетные гости XIII Международного мусульманского форума «Коранический гуманизм и глобальные проблемы современности: стратегии и решения»!

 

От имени Духовного управления мусульман Российской Федерации, Совета муфтиев России и себя лично позвольте приветствовать вас традиционным братским мусульманским приветствием "Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху - Мир вам, милость Всевышнего Аллаха и Его благословение!"

 

Выражаю свою искреннюю признательность нашим давним и проверенным партнерам и братьям, с которыми мы имеем честь совместно проводить XIII Международный мусульманский форум «Коранический гуманизм и глобальные проблемы современности: стратегии и решения», а именно: Всемирному форуму по сближению исламских мазхабов в лице его генерального секретаря, аятоллы Мохсена Араки, татарской мусульманской общине Финляндии в лице ее председателя господина Атика Али, всем нашим участникам и партнерам, собравшимся из 25 стран евразийского континента. Со многими из присутствующих в этом зале мы развиваем сотрудничество не первый год. Значительному укреплению наших связей послужили прошедший в 2015 году в Лондоне XI Международный мусульманский форум, и XII Международный мусульманский форум, прошедший в Москве в 2016 году в формате Всемирного форума по сближению мазхабов.

 

По милости Всевышнего Аллаха, наше сегодняшнее собрание проходит в дни широкого празднования 100-летия государственного суверенитета Финляндии, векового юбилея государственности этой достойной восхищения страны. Сегодня Финляндия состоялась как экономически и политически развитое, процветающее, нейтральное государство, уделяющее большое внимание развитию человеческого капитала и гуманитарной сферы. Финляндию можно поздравить также с продуманной и гармоничной политикой по отношению к этническим и религиозным меньшинствам и с успехами в межкультурной коммуникации. Финляндия стала доброжелательным общим домом для представителей разных мусульманских народов, которые поселились в стране Суоми. Сегодня Финляндия является образцом по мирному, дружескому сосуществованию и сотрудничеству различных народов. Еще раз поздравляю Президента Финляндской Республики Саули Нийнистё и в его лице всю финляндскую нацию со 100-летием Финляндии.

 

Меня радует и крепнущее с каждым годом взаимодействие и сотрудничество в самых разных сферах между Финляндской Республикой и Российской Федерацией, чему мы − российские мусульмане готовы содействовать и помогать в рамках духовной дипломатии. Мне особенно радостно констатировать, что в Финляндии состоялась и достойно показала себя, в том числе перед финским государством и обществом, община татар-мусульман. Наши соплеменники и единоверцы вносят свой значимый вклад и в процветание Суоми, и в гармоничное развитие межрелигиозного диалога и взаимопонимания в Финляндской Республике.

 

Я выступаю на сегодняшней площадке в том числе и в качестве члена президиума Межрелигиозного совета России. Именно мусульмане стали инициаторами создания в России Межрелигиозного совета России. Сегодня традиционные религии и их организации сотрудничают в защите религиозных прав и свобод в нашей стране и в этом мы видим залог мира, стабильности в государстве, дружбы между представителями различных народов и религиозных общин.

 

Татарская община Финляндии в 2017 году отмечает 150-летие своего основания. За полтора столетия своего существования, из них 100 лет фактического отрыва от своей исторической Родины, татары Финляндии сохранили исламскую религию, родной язык, национальные традиции и живую духовную связь со своими корнями. За 150 лет проживания татар в Финляндии не было ни единого случая конфликта с участием этой общины на этнической или религиозной почве, она являет собой образец подлинной гармоничной и уважительной интеграции в принимающем обществе и в светском государстве. Татары-мусульмане Финляндии сегодня играют значимую роль в многообразной мусульманской общине Финляндской Республики, принимая участие в адаптации и интеграции вновь прибывших в обществе.

 

Мы воспринимаем достижения общины татар-мусульман Финляндии как непосредственную реализацию идей джадидизма, которые родились и развивались в Российской империи в среде многомиллионной и многонациональной мусульманской уммы и стали ответом российского мусульманства на вызовы времени. Наши предшественники, татарские богословы-джадиды XIX-XX веков дали достойный ответ в попытках преодолеть культурную и интеллектуальную сегрегацию мусульманского мира, привнести в мусульманскую повестку идеи гражданских и политических прав, поставить вопрос об обновлении мусульманской богословской мысли после застоя длиной в несколько столетий.

 

Мы хотим также выразить нашу искреннюю благодарность татарской общине Финляндии за великую гуманистическую миссию материальной и моральной поддержки множества представителей татарской мусульманской интеллигенции и духовенства в первые десятилетия после Октябрьской революции в России. В вашей стране получали кров многие татарские эмигранты, чье существование в России в годы репрессий и гонений было невозможно. Татары Финляндии также регулярно оказывали материальную помощь имамам, алимам, оставшимся жить в Советском Союзе и страдавшим от репрессий и голода. Мусульмане России помнят о братской помощи своих единоверцев и поминают в своих молитвах благородных сынов и дочерей татарского народа Финляндии, сумевших внести вклад в сохранение интеллектуальной и духовной жизни всех татар-мусульман.

 

К сожалению, дальнейшее развитие идей джадидизма, о которых я говорил выше, было прервано физическими репрессиями в России. Тогда же, к середине ХХ века были законсервированы развитие египетской и других школ исламского модернизма, которые несли в себе глубокий гуманистический посыл. Смена политических моделей и доктрин, геополитических реалий и менталитета самого человека требовали осмысления со стороны мусульманских интеллектуалов, но ответы были отложены на неопределенный срок.

 

XXI век поставил перед человечеством новые вызовы, также связанные с тем, что глубинные желания и устремления миллионов граждан планеты не могут быть вписаны в существующие и устоявшиеся политические схемы и идеологии. Со сменой технологического уклада меняется и осознание человеком своего места в обществе. Наконец, возникла масса вопросов этического характера, о том, какова роль человека, пределы его полномочий и ответственности на планете Земля, да и в космическом пространстве. Человечество, изобретшее ядерное, химическое, биологическое оружия, нейросети и генную инженерию, ответило на них не в полной мере. В сегодняшних реалиях евразийского континента и миграционные процессы − это проверка пределов, структуры и нравственных оснований наших представлений о гуманизме и милосердии.

 

Нас, как мусульман, безусловно, волнуют кризисы, поразившие регион Ближнего Востока. "Арабская весна" и фактическая деконструкция нескольких государств не принесла в регион ни обновления, ни гармонии, ни процветания, но в этой топке сгорело и было уничтожено много ценных и востребованных идей и начинаний по преобразованиям в регионе. Сегодня в сердцевинных землях исламской цивилизации складываются совершенно неожиданные политические альянсы. В то же время, возникает вражда между близкими братьями, о которой никто не мог бы и помыслить еще несколько лет назад. В результате углубления противоречий исламское богословие, вместо того, чтобы искать точки соприкосновения и консолидации, развивается в направлении разъединения, размежевания, основанием для чего служат отнюдь не теологические воззрения, а политические взгляды.

 

Затрагивая проблемы Ближнего Востока, нельзя промолчать о ситуации, сложившейся вокруг статуса Иерусалима. Мы заявляем о неприятии действий религиозных экстремистов, которые добиваются своих целей через нарушения закона и разрушение государств. Но этот же принцип подразумевает, что игроки на геополитической арене должны уважать и соблюдать международные правовые акты и решения Организации Объединенных Наций. Возмутительна ситуация, когда непродуманное решение одного человека провоцирует насилие, жертвами которого становятся тысячи других  людей. Люди доброй воли во всем мире сегодня солидарны в неприятии односторонних и опрометчивых решений о статусе аль-Кудса - Иерусалима. Со своей стороны подчеркну, что это решение отрицает значение Иерусалима как духовной столицы трех религий. Убежден, что Иерусалим в интересах всего человечества должен оставаться духовным центром трех религий, столицей гуманизма, и его нельзя втягивать в политические конфликты односторонними непродуманными действиями. Российское государство официально заявило, что признает стремление палестинского арабского населения создать свое государство со столице в восточном Иерусалиме, где находятся святыни ислама. Мы благодарны президенту Российской Федерации Владимир Владимирович Путин который постоянно находится в диалоге с господином президентом Палестины Махмудом Аббасом приезжал на церемонию открытия комплекса Московской Соборной мечети 23 сентября 2015 года. Мы выражаем братскую поддержку и солидарность с палестинским народом.

 

Уважаемые участники Форума и почетные гости!

 

Мир сужается, становится все более тесным и взаимосвязанным. Редкий международный конфликт или кризис сегодня не находит своего продолжения в виде транснациональной проблемы. Человечеству нужно научиться смотреть на вызовы современности не исходя из своего узкого видения, а основываясь на плюралистическом подходе, здравом смысле и опыте предыдущих поколений.  

 

Выступая здесь, в стране- члене Европейского Союза на площадке, собравшей религиозных лидеров и интеллектуалов, мне хотелось бы дать высокую оценку тому уровню религиозных свобод, демократического решения религиозного вопроса, которое было воспринято странами Западной Европы. Вместе с тем я выражаю свое глубокое сожаление с тем формальным и бюрократическим, лишенным глубины подходом стран Евросоюза в регулировании вопросов касательно этнического, религиозного, гендерного самосознания людей. Это касается, прежде всего, разрушения целостности классического представления о семье и о гендерных ролях. Разделение человечества на мужчин и женщин является неоспоримой истиной во всех трех монотеистических авраамических религиях и других мировых религиях. Даже исходя из прагматических соображений воспроизводства населения и защиты здоровья нации, пропаганда нетрадиционных взаимоотношений между полами − более чем сомнительное предприятие. Оно прямым образом затрагивает и сферу этического, поскольку подразумевает эксперименты с трансформацией глубинных жизненных установок человека, с демонтажем института семьи и брака, со времен Адама и Евы бывшим основной опорой личности в сохранении нравственной целостности его души и сознания.

 

Опять же, формальный, достаточно бюрократический подход государственных служб, уравнивающий в правах и общины традиционного толка, и движения, чья искусственность (на грани фрикачества) очевидна, не находит у нас понимания. Мы считаем что лучшие реформы и обновления - это те, которые проходят в рамках традиционных институтов и максимально аккуратно подходят к нравственной природе человека.

 

Наконец, мой финальный тезис касается жизненной важности возрождения человеческих, гуманитарных, интеллектуальных связей между религиозными лидерами различных конфессий, поиска платформы для интеллектуального обмена и совместной гуманизации общественной среды. Российские мусульмане самым серьезным образом настроены на развитие и укрепление межрелигиозного диалога как в его внутрироссийском, так и в международном измерениях и мы глубоко признательны тому, что сегодня наше мероприятие в Хельсинки принимает, в том числе, Национальный форум сотрудничества религий Финляндии. Мы рассматриваем наш Международный мусульманский форум как площадку внутримусульманского обмена мнениями, но в то же время форум абсолютно открыт всем людям доброй воли, в том числе и нашим братьям по межрелигиозному диалогу, для высказывания своей позиции и совместного интеллектуального поиска.

 

Благодарю за внимание и приглашаю к обмену мнениями. Искренне желаю успеха нашему Форуму.

 

11 декабря 2017 г., Хельсинки

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/43030/">ISLAMRF.RU: Выступление муфтия шейха Равиля Гайнутдина на XIII Международном мусульманском форуме в Хельсинки</a>