RSS | PDA | Архив   Вторник 23 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Михаил Мейер: Исламские принципы приходят на смену идеям национализма в политике, экономике и общественной жизни

19.11.2008 13:14

В 1995 году в ИСАА при МГУ было создано отделение исламоведения под патронажем Его Величества эмира Наифа Бен Абд аль-Азиза Аль Сауда. В рамках этого отделения читают лекции и ведут занятия по арабскому языку заведующий кафедрой арабской филологии профессор Д.В.Фролов, доктор юридических наук Л.Р.Сюкияйнен, доцент кафедры арабской филологии В.В.Лебедев, кандидат филологических наук Г.Р.Аганина и другие. В нынешнем учебном году курс по истории мусульманских государств начал читать директор Института профессор Михаил Мейер, член Научного Совета по проблемам востоковедения РАН, член Middle East Association, член российско-турецкой комиссии историков:  

– Михаил Серафимович, понятие «исламский мир» сегодня вышло за географические рамки государств, где традиционно исповедовался Ислам. Сегодня исламский мир – это и государства Европы, и Китай, и США. Курс, который вы читаете, какие государства включает?

– Мы исходим из того, кто приходит слушать лекции. В основном ко мне на лекции приходят те, кто занимается на отделении, кто изучает арабский язык и слушает лекции по корановедению. В их представлении исламский мир все еще традиционный. Это страны Востока, в которых Ислам является если не государственной религией, то религией подавляющего большинства. Они что-то знают о Коране и их интересует, что происходило в реальности и что из себя представляет исламская цивилизация. Это главное. Если уточнить то, о чем я читаю, то я стараюсь читать историю исламской цивилизации, которая, конечно, включает в себя рассказы о государствах, войнах, походах, деятельности тех или иных халифов. Главное, о чем бы я хотел рассказать, – это очень непростое, возвратно-циклическое развитие исламской цивилизации. В нем были периоды бурного расцвета, когда она выступила ведущим цивилизационным регионом, затем произошел долгий застой или медленное угасание, и вот – новое пробуждение. При этом мы наблюдаем и огромное территориальное расширение мусульманского мира, в то время, когда уже не создается новых замечательных философских произведений, не рождается новые отрасли культура. Вроде бы все устоявшееся, но вместе с тем существует некое другое движение – возрастание интереса к Исламу, в результате которого Ислам выходит далеко за пределы арабского мира, распространяется практически по всей территории Азии. Вы забыли добавить, что Ислам есть сегодня и в Австралии. Там действует университетский центр Ближнего Востока и исламских штудий, мне присылают оттуда регулярно бюллетени. Там, кстати, работает наш выпускник. Я думаю, что для слушателей отделения важно понять, в чем заключалась специфика исламской цивилизации, что она дала миру. Сейчас у нас идут лекции о том, как складывался Арабский халифат, каковы трудности его развития, как развитие халифата сопрягается с развитием арабо-мусульманской культуры, как оно затем эволюционирует в сторону ирано-исламской, индонезийско-мусульманской культуры и т.д. Сюда можно добавить и Китай, и Россию, которая сегодня составляет важный компонент исламского мира.

– Вы очень осторожно высказались о пробуждении исламского мира. Что Вы имеет в виду, каковы признаки?


– У меня сейчас на столе лежит диссертация моей аспирантки о реисламизации в политической жизни Турции. Мы с ней сошлись на замечательной идее о том, что в представлениях людей в исламском мире есть две составляющие – светская и религиозная. Их соотношение неоднозначно, оно меняется со временем. XIX – начало XX века, если говорить о Турции, а это страна – пример характерный, - это качок в сторону светскости и существенное уменьшение роли духовных религиозных начал, а затем – поворот в другую сторону, когда резко увеличивается религиозной составляющей в мировоззрении людей. Многие ученые – молодого и старшего поколения – сейчас пытаются понять, а что собственно подвигло людей к этому? Очевидно, в Османской империи, Республиканской Турции – это одни причины, если говорить об арабском мире – это, наверно, другие причины. Но, так или иначе, на смену того, что было характерно для эпохи XX века, когда идеи национализма в известной степени отодвинули на второй план религиозные потенции этого мира, приходит мощная волна исламской составляющей в политике, экономике, в общественной жизни. Это интересное явление, которое совершенно не прогнозировалось.

– Наверно, этот процесс носит двоякий характер…


– Естественно, я не вижу здесь однозначного плюса или минуса. Если мы говорим об увеличении религиозной составляющей в Турции, то это не просто обращение к шариату, к шариатскому государству, что, на мой взгляд, является уже пройденным этапом. Это переосмысление основных понятий, в том числе и понятия лаицизм (лаицизм — развитие Турции как светского государства, в соответствии с которым в 1928 году Ислам перестал быть государственной религией – прим. ред.). Это понятие выступает для современных турок как некий гарант демократических устоев, свободы совести, свободы вероисповедания. Это выглядит более современно, я бы сказал, что это в известном смысле направлено на некое сближение с европейским миром, которого они не могут достичь через политические каналы, но к которым они самостоятельным путем. Поэтому, конечно, это неоднозначный процесс.

– Вы считаете, что Ислам может существовать только в региональной форме?

– Освоение восточного ареала Исламом происходило в эпоху позднего средневековья, когда Ислам выступал в качестве силы, которая была в состоянии объединить людей. Индонезия в то время – масса островов, каждый из которых – свое независимое княжество или государство. Отношения между ними были сложные и противоречивые. В этом смысле обращение правителей к религиям, которые способны объединить, консолидировать, сыграть на эгалитарных настроениях масс – мне кажется, это было в пользу Ислама, и он сумел сильно распространяться. Сегодня распространение Ислама идет другим путем, скорей, за счет миграции населения, связанной с глобализацией. Поэтому в Берлине можно уже увидеть турецкий район. Там уже живет второе-третье поколение эмигрировавших когда-то турок. Я думаю, что нас ждет в ближайшей перспективе существенное увеличение удельного веса мусульман в европейском мире, если принимать во внимание демографический фактор.

– Что больше интересует ваших слушателей - прошлое и современность? О чем Вас спрашивают?

– Вопросов много задают. Но в значительной степени они вызваны тем, что нигде – ни в школе, ни в институте – не было ничего того, что я им рассказываю. Мне бы хотелось поглубже, но пока приходится давать азы. Они даже себе не представляют карту исламского мира, поэтому хожу на лекции с атласом. Но с другой стороны, отделение – это своего народный университет, поэтому я не рассчитывал, что ко мне придут большие знатоки Ислама. Но теряешься, когда люди не знают, когда произошла хиджра и что это такое, кто такие ансары. Поэтому я каждый раз задумываюсь, что я должен рассказать на очередной лекции, чтобы подвести слушателей к теме «цивилизация». Это более сложное понятие, чем просто рассказ о том, что было.

– А что бы Вы посоветовали из новой литературы по Исламу?

– Мы только что отметили юбилей нашего профессора Исаака Моисеевича Фильштинского – 90-летие. У него вышли две книги – по Омейядам и Аббасидам. (См. книги И.М.Фильштинского «История арабов и Халифата (750–1517 гг.)», «Халифат под властью династии Омейядов», «Очерки арабо-мусульманской культуры VII—XII вв.»). Теперь мы его попросили написать книгу, с которой могли бы начаться занятия, - о зарождении Ислама, о том, что было в доисламской Аравии, какие там шли процессы. Я рассчитываю, что эта книга выйдет. Эта трилогия касается классического Ислама, т.е. периода до XIII века. Дальше сложнее будет что-то рекомендовать. Начинается монгольский период, период раздробленности, когда каждый регион по-своему развивался.

– А какой книги мы можем ждать от вас?

– В этом году мы закончили писать отдельные очерки по истории Турции. Кроме того, вместе с профессором Д.Е.Еремеевым мы вернемся к тому, чтобы написать общий курс истории Турции от начала и до конца. Все уже к этому готово, материал собран, думаю, что в течение года книга будет опубликована.

– Что еще нового появилось на отделении исламоведения в последнее время?

– Курс по мусульманской философии. Это уже другой уровень. Это не рассказы о былом, это серьезная философская программа, которую ведет член-корреспондент РАН А.В.Смирнов, наш выпускник, арабист, заведующий сектором философии исламского мира ИФ РАН. Он основал у себя в Институте философии небольшой восточный факультет и одновременно читает у нас тот же курс исламской философии. Я думаю, что это одна из самых интересных тем, потому что нигде арабы так не прославились, как в философии. Философия эта непростая, она основана на огромных традициях – греческой, индийской, персидской. Все это синтезировалось в традиционной мусульманской философии, развивалось. Нынешний процесс реисламизации ярко проявляется в политике, в экономике, но, к сожалению, в области философии мы этого сегодня не видим.



Беседовала Людмила Жуковская

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/5741/">ISLAMRF.RU: Михаил Мейер: Исламские принципы приходят на смену идеям национализма в политике, экономике и общественной жизни</a>