RSS | PDA | Архив   Среда 24 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Декан теологического факультета РИУ: Главное для нас – формирование исламской интеллигенции

22.12.2008 17:34

26-27 ноября в Казани прошли торжественные мероприятия, посвященные 10-летиюРоссийского Исламского университета. Это учебное заведение было создано в 1998 году по инициативе Совета муфтиев России, Духовного управления мусульман Республики Татарстан и Института истории им. Ш.Марджани АН РТ. В настоящее время в институте действует два факультета – теологический и исламских наук. На вопросы корреспондента IslamRF.Ru отвечает декан теологического факультета Саид-Дамир Шагавиев:

– Уважаемый Саид-Дамир, я вас поздравляю с юбилеем РИУ. Вы – его выпускник?

– Нет. Здесь я работаю всего лишь второй год. Я являюсь выпускником Международного исламского университета в Малайзии. Правда, до Малайзии я успел поучиться в КГУ. Уехал в Малайзию в 1995 году, не успев закончить образование в Казани. Но не пожалел об этом. В те годы существовал выбор – международные исламские организации предлагали разные страны для обучения, в том числе арабские. Малайзия мне показалась более экзотичной. Поехало нас несколько человек. Учился я в Малайзии 7 лет, получил там степень бакалавра, потом магистра. Чуть ли не остался для получения степени доктора. У меня там и жена училась, родилось двое детей. Но возникли некоторые проблемы, и мы вынуждены уехать. Вернулся в Казань в 2002 году, работал в религиозных заведениях, на факультете востоковедения в Казани, преподавал классический арабский язык, таджвид, правила каллиграфии, исторические источники, исторические течения и группы в исламе. В настоящее время продолжаю образование в Казани, являюсь соискателем Казанского государственного Университета. Потом я побывал в Иране, в Турции, проездом в арабских странах. Малазийская система образования построена по западной модели. Диплом исламского университета, который я закончил, котируется в странах Британского Содружества.

– Магистерскую диссертацию о чем писали?

– Моя научная работа связана с литературой арабских стран. Тема – «Арабская поэзия Средней Азии в эпоху Саманидов». Это IV век по хиджре. Поэты эпохи Саманидов - и арабы, и персы, однако уровень распространения арабского языка был очень высок. Поэтому поэты, несмотря на свое происхождение, писали на арабском. Я изучал именно арабоязычную поэзию.

– Вы упомянули о таком предмете, как «Религиозные течения и группы в исламе».

– Да, я постоянно объясняю студентам, что это важный предмет, из-за незнания которого их паства, люди их круга могут попасть за решетку. Именно из-за незнания человек может быть втянутым в экстремистскую или террористическую группировку, или им могут воспользоваться в своих интересах третьи силы. Мы пытаемся решить эту проблему не заявлениями, декларациями и призывами, а ежедневно во время учебного процесса. Есть хорошая пословица - «Паршивая овца портит все стадо». Когда случились события, связанные с движением «Талибан», когда были взяты в плен первые международные боевики, среди них оказались представители татарской нации, были башкиры, совсем немного людей с Кавказа, ни одного чеченца. В то время я был в Малайзии. Зашел в посольство РФ, и мне об этом сказали. Я убежден, что эта проблема – не национальная или религиозная: если один человек, представляющий какую-то нацию или какую-то религию, совершает теракт, то нельзя обвинять в этом всю нацию и всю религию. Тем более, когда человек принадлежит к какой-то секте, то он выходит из правоверного ислама. Он вне нашей компетенции. Мы, конечно, пытаемся вернуть его всевозможными путями в лоно правоверного ислама. Но он, повторяю, весь ислам не представляет.

– Какие задачи вы ставите перед собою как декан теологического факультета РИУ?

– Современный исламский теолог – это специалист, прежде всего, светского направления. Он изучает ислам в ракурсе светского человека, хотя получает немалую религиозную подготовку. Наш теолог после окончания вуза может занять место религиозного работника, то есть встать на место имама в мечети. Но это не главное для нас. То есть специально мы такой цели не ставим. Главное для нас – формирование исламской интеллигенции. Мы хотим, чтобы наш выпускник работал в школах, вузах. В Татарстане сейчас вводится предмет «История религий» - мы как раз готовим теологов для этих целей. Мы также даем такую подготовку, чтобы наш выпускник мог работать в госструктурах, в Совете по делам религий. Тех знаний, которые получает бакалавр, еще недостаточно, чтобы быть экспертом, например, по оценке исламской литературы. Поэтому мы намерены в будущем открыть магистратуру на факультете. Мы даем базисные знания об исламе. Если наш выпускник захочет углубить свои знания, то он может продолжить образование, в том числе и за рубежом. На сегодня у нас есть соглашение только с Турцией. С другими странами переговоры ведутся. Мы не против того, чтобы наши выпускники поступали в светские вузы нашей страны на специальность религиоведение или философия, то есть продолжали свое гуманитарное образование. Сейчас в РИУ открылся центр исламской экономики. Мы планируем, что наши выпускники будут учиться и в этом центре.

– В какой степени на факультете изучается религиозная традиция ваших соседей – православных братьев?


– У нас есть дисциплина, которая занимает очень много часов в программе – христианские и нехристианские религии. В первую очередь студенты изучают православие, а также иудаизм, буддизм. Все остальные религии изучаются в рамках «Истории религии». У нас есть свои специалисты, которые читают лекции по православию. Как правило, это кандидаты исторических наук или выпускники светских вузов, например, КГУ. Это светские ученые. У нас была идея приглашать священников на определенные лекции, чтобы наши студенты напрямую общались с представителями другой конфессии и могли получить информацию, что называется, из первых рук. Это входит в наши планы.

– Сколько сейчас студентов учится на теологическом факультете?

– Наш факультет сравнительно небольшой. Если университету исполнилось 10 лет, то мы работаем только 5 лет. У нас было только два выпуска. Учится более 300 студентов, это очники и заочники, и юноши, и девушки. Кстати, с последними поначалу были проблемы, поскольку нашлись те, кто возражал против их обучения в вузе. Но по воле Всевышнего, у нас были набраны женские группы. Чтобы не возникало проблем с так называемыми ретроградами, мы обеспечиваем эти группы преподавателями-женщинами. Так что эта проблема у нас практически на 90% решена. Девушки у нас учатся даже лучше, чем юноши. Если говорить о других проблемах, то у нас не хватает специалистов с высшим религиозным образованием. Не так много магистров, которые специализируются по теологии. Их единицы по всей России. Нужны специалисты по исламской психологии, педагогике. В Малайзии этот процесс называется «исламизация знаний». Например, преподаватель английского языка выбирает учебник, подбирает тему, лексику, которая уместна для мусульманской среды общения. Вот эти проблемы нам нужно решать в ближайшее время.

 

Беседовала Людмила Жуковская

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/6389/">ISLAMRF.RU: Декан теологического факультета РИУ: Главное для нас – формирование исламской интеллигенции</a>