RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Разиль Валеев: Аморально вовлекать детей в политические игры

30.01.2009 15:37

В Татарстане продолжается обсуждение федерального закона №309, который с 1 сентября 2009 года отменяет национально-региональный компонент в образовательном стандарте. После расширенного совещания Государственного Совета республики, которое состоялось 18 ноября 2008 года с участием президента РТ Минтимера Шаймиева, министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко и других федеральных и региональных чиновников, обсуждение вопроса о судьбе национально-регионального компонента продолжилось 12 декабря в Казани, где прошел семинар «Языки (государственные, родные) в системе образования в условиях нового образовательного стандарта».

О значении проведенных мероприятий в решении вопроса возвращения национально-регионального компонента в образовательный стандарт, а также о современном состоянии татарской нации рассказал корреспонденту IslamRF.Ru председатель комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев.

– 18 ноября на совещании в Казани была принята резолюция, которая призывала вернуть национально-региональный компонент в образовательный стандарт, а также предоставить субъектам РФ право самостоятельно разрабатывать региональные базисные учебные планы. Данная резолюция как-нибудь повлияла на ситуацию?

– Прежде чем ответить на ваш вопрос, считаю нужным остановиться на его предыстории: 1 декабря 2007 года был принят Федеральный закон №309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятий и структуры государственного образовательного стандарта», который исключил национально-региональный компонент из общеобразовательного стандарта. До этого образовательный стандарт состоял из трех частей: 75 процентов составлял федеральный компонент, 15 процентов - национально-региональный и школьный - 10 процентов соответственно. По новому закону остался только федеральный компонент. Не стану скрывать: мы в Госсовете РТ были удивлены, получив проект этого закона. После обсуждения Госсовет официально заявил, что Татарстан не поддержит эту законодательную инициативу, потому что с принятием ее регион потеряет право в нужном объеме преподавать родной язык, историю народа, историю региона, то есть татарский язык, историю Татарстана и татарского народа. И это касается всех регионов и народов Российской Федерации. Мы внесли законодательную инициативу в Государственную Думу России о том, что хотим вернуть национально-региональный компонент в образовательный стандарт. Согласно новому закону изучение родного языка фактически становится факультативом: хочешь - изучай, а не хочешь - не изучай. Мы не согласны с таким отношением.

Резолюция, о которой вы спрашиваете, действительно была принята на большом совещании в Казани 18 ноября минувшего года. И мы уже видим некоторые позитивные сдвиги. Вслед за Татарстаном с законодательной инициативой о возвращении национально-регионального компонента выступил Башкортостан. Также Северная Осетия высказала свое несогласие с принятием федерального закона №309. В целом все национальные республики поддержали нашу резолюцию.

– А кто был участником семинара со стороны Москвы?

– Директор Центр национальных проблем образования Ольга Артеменко. Вообще она производит впечатление очень упертого человека, который ни с кем и ни с чем не считается. Она поставила перед собой задачу доказать, что русский - самый главный язык, которому мы должны служить. Остальные языки для нее второсортные, даже третьесортные. Она не считается ни с Конституцией РФ, ни с международными правовыми актами. Возможно, ей дана такая установка, и она очень рьяно ее отстаивает. Но даже в таких сложных условиях, на этом семинаре представители федерального центра согласились, что в обязательную часть образовательного стандарта России необходимо включить государственные языки субъектов Российской Федерации. Это частично хорошо, так как это шаг вперед. Но полностью согласиться с этим мы также не можем. Дело в том, что в Татарстане проживает только ¼ всех татар, а для тех татар, которые живут за пределами республики, татарский язык уже не является государственным. Это означает, что родной язык, если татарам дадут такую возможность, будет изучаться только факультативно.

Третья, хорошая новость заключается в том, что в Государственной Думе создается рабочая группа с участием депутатов Госдумы, представителей Министерства образования РФ и субъектов Российской Федерации по обсуждению этой проблемы. На днях собираюсь съездить в Москву, чтобы принять участие в совещании этой рабочей группы и еще раз озвучить нашу точку зрения.

– Как вы прокомментируете данные, приведенные Ольги Артеменко на совещании Госсовета РТ в Казани, согласно которым 80 процентов татарстанских школьников не имеют российской идентичности?

– Откуда у нее такая информация, мне неизвестно. Кого она опросила и сколько человек? Нам об этом ничего не было сказано. Проводить такое исследование в школах, задавать детям политические вопросы - это аморально. Нельзя детей вовлекать в политические игры. Это запретный прием, во-первых. А во-вторых, если поехать в деревню или даже город и спросить любого ребенка: «Где твоя Родина?», он ответит, что «вот эта улица», или даже «этот переулок». Ведь он пока еще ничего не видел, у него нет глобального мышления. Такие вопросы детям нельзя задавать. Хочется посоветовать Ольге Артеменко вспомнить хорошую детскую песенку: «С чего начинается Родина?». Прекрасная песня! В ней говорится, что Родина начинается с товарищей в соседнем дворе, с заветной скамьи у ворот, с березки. То есть в школьном возрасте ребенок живет окружающим его миром. И только когда он вырастает, у него формируется новое мировоззрения, и он начинает мыслить в других масштабах, в масштабах государства и мира.

– Зачем, по вашему мнению, необходимо было исключать национальный компонент из образовательного стандарта? Ведь отношения между Казанью и Москвой выстроены, все более или менее стабильно. Для чего нужно было поднимать этот вопрос?

– Это традиция советских времен. Еще в советские годы власти пытались построить один единый советский народ, чтобы был только один язык, одна религия - атеизм. Не вышло. И сейчас мы вновь к этому возвращаемся. Как правильно сказал Черномырдин, какую бы партию мы не строили, все равно получается КПСС. Вот тут-то же самое. Опять возвращаемся к советскому времени. Опять мы хотим создать единый народ, на этот раз под названием россияне, с одним языком. Я думаю, что это неправильно. Россия всегда была многонациональной страной, многонациональным государством. Ее сила и мощь именно в этом и заключается. Если такими путями мы хотим построить единую страну, то результаты могут быть обратные.

– Особенно в условиях надвигающегося кризиса?

– Да. Вообще исторически так сложилось, что свободу народам дают, когда России становится трудно. Так было после 1917 года, когда мы автономию получили. В 1990-е годы еще чуть-чуть больше свободы дали. Ельцин сказал, берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить. И во время войны Сталин говорил, что обращаться к народу надо на своем родном языке, так как это эффективнее. Во время войны более 100 татарских газет выходило. То есть в критической ситуации власть понимала ценность нашей многокультурности, ее потенциал.

- Если до 1 сентября 2009 года вопрос с возвращением национально-регионального компонента в образовательный стандарт не будет решен, что намеревается делать Татарстан? У нас этот закон будет действовать?

– Минтимер Шаймиев очень четко высказался по этому поводу. Если не вернут в образовательный стандарт национально-культурный компонент, и если татары и другие народы не смогут изучать свой родной язык и родную культуру хотя бы в том объеме, который был до этого, у нас будет только один путь - подать иск в Конституционный Суд Российской Федерации. Президент Татарстана сказал, что иск заранее выигрышный, потому что Конституция гарантирует свободное изучение языков. А как оно будет возможно, если изучение родного языка фактически упраздняется?

– Касаясь темы религии, хотелось бы спросить, почему, по вашему мнению, при возрастании религиозности татар в Татарстане, татары в некоторых российских регионах стали меньше ходить в мечети. Особенно в сравнении с представителями других мусульманских народов? С чем это связано?

– Необходимо учитывать, что в советские годы татары жили на территории РСФСР. За советские годы было закрыто большинство национальных институтов: школы, газеты, журналы, издательства, медресе, мечети. Национальное самосознание стало очень низким. Сейчас в России немало мигрантов из Средней Азии, которые жили совсем в других условиях. Там сохранялось большинство религиозных институтов, действовала система махалля, были и национальные школы. У жителей среднеазиатских республик национальное самосознание выше, чем у татар, так в советские годы у этих народов была своя государственность, все равно, плохая или хорошая, но своя. Татары в этом плане пострадали в советские годы больше других народов, и это был удар по национальному самосознанию, национальной культуре, национальному образованию. Поэтому в сфере религии татары много потеряли за советские годы. Вместе с тем татары много сделали в сферах науки, искусства, литературы.

– До революции у татар была система махалля, которая во многом и сохранила их как народ. Что может помочь сейчас татарам не потерять свою идентичность?

– Почему после взятия Иваном Грозным Казанского ханства татары не исчезли, не ассимилировались? Потому что они самоизолировались: каждое село, каждый аул стал маленьким государством. У них был свой закрытий мир. Они были самодостаточны во всем. И в городах татары жили отдельно: создавали свои слободы. Сейчас идет размывание. Самая большая национальная беда в том, что мы теряем национальное село, а вместе с ним теряем и наши нравы и обычаи. В село приходят инвесторы, у них совсем другие задачи. Они не думают о социальных вопросах, о школах, библиотеках, о художественной самодеятельности. А ведь у нас еще не сформировалась полноценная городская культура. Есть островки: театр им. Камала, театр им. Тинчурина, Союз писателей, Филармония, мечети и т.д., но в полном объеме национального города нет. Сейчас самая главная задача - развивать дальше татарскую городскую культуру. Мы не можем Казань и все другие города сделать чисто татарскими, для нас важно укрепить существующие островки татарской культуры. И вторая задача - это работа с молодежью. Национальное самосознание у нынешней молодежи, я бы сказал, неплохое. Особенно у той, которая выросла в период национального возрождения, в 80-90-е годы. Это совсем другая молодежь. Поэтому я с огромной надеждой смотрю на ее будущее. Сейчас ее представители только учатся в университетах или недавно их закончили. Надеюсь, лет через десять они займут ключевые позиции и зададут тон нашему обществу.



Беседовал Данис Гараев

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/6891/">ISLAMRF.RU: Разиль Валеев: Аморально вовлекать детей в политические игры </a>