RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Саратовская область: к вопросу о взаимопонимании между духовными лидерами  

24.09.2007 18:54

    Представляем вам материалы, посвященные проблеме возникшей в Саратовской области. Между Саратовской епархией РПЦ и Духовным управлением мусульман Поволжья возникло очевидное непонимание. Мы уверены, что совместными усилиями будет найден выход из напряженной ситуации. Хотели бы, также, отметить, что данный вопрос, по нашему мнению, не является поводом для обострения отношений между столь уважаемыми религиозными деятелями России и Саратовской области, как епископ Саратовский и Вольский Лонгин и председатель ДУМ Поволжья Мукаддас Бибарсов.

Напомним, что недавно было опубликовано заявление мусульманской общественности России «Клерикализм – угроза национальной безопасности России» (по поводу споров о    Письме 10 академиков РАН) [http://www.islam.ru/pressclub/tema/klerzav/], под которым, в частности, подписался председатель ДУМ Поволжья Мукаддас Бибарсов.

    Мы приветствуем возрождение духовно-нравственного влияния церкви на души миллионов христиан. Мы радуемся, что многие, в прошлом – агрессивные разрушители всего святого, сегодня стараются ориентироваться на заповеди Иисуса Христа (мир ему!). Мы высоко оцениваем добрые контакты с РПЦ МП ради сохранения мира и стабильности нашей общей Родины – России.

    Однако нас глубоко тревожит, что некоторые понимают возрождение религии не как возможность добровольного, в рамках Конституции общения религиозных деятелей с населением, а как попытку реставрации того состояния государственно-религиозных отношений, которое сложилось в Российской империи до падения монархии.

Более того, мы полагаем, что именно то положение вещей и стало одной из главных причин краха российской государственности, массового отхода населения от религии в период 1905 – 1916 годов, что констатировал Синод РПЦ в 1916 г., погромов церквей, последующих революций и гонений на религию со стороны уже большевистского правительства. В ту эпоху Ислам считался лишь «терпимой религией инородцев», и даже в период I мировой войны правительство организовывало миссии по «христианизации» татар, включая воюющих на фронте солдат-мусульман.

    Мы категорически против подмены духовного возрождения многонациональной и многоконфессиональной России реставрацией феодально-государственной монополии на веру! Мы считаем милостью Всевышнего, что после падения КПСС наша Родина сумела устоять в золотой средине между диктатурой феодальных деспотов и диктатурой воинствующих безбожников. Это та золотая середина, которая обеспечивает право всех и каждого на свободное мировоззренческое самовыражение.

Письмо 10 академиков РАН всколыхнуло общественную дискуссию на эту тему. Академики по-научному точно поставили диагноз: клерикализм.

По своей значимости их письмо стало своеобразным продолжением уже подзабытого письма В.Г. Белинского Н.В. Гоголю 1838 года, где затрагивались схожие проблемы. Особую тревогу академиков вызвали решения Всемирного русского народного собора (ВРНС), который на последних заседаниях попытался оспорить понятие прав человека, ввести понятие «конфессионально ориентированной науки», а также внедрить в принудительном порядке основы Православия в школы.

    Наука не может быть конфессионально ориентированной. Не может быть «православной физики», «иудейской математики», «мусульманской химии» и т.п. Наука может быть либо истинной, либо ложной. Чем ближе она к истине, тем она угоднее Создателю, тем больше дает человеку полезных сведений о богозданной вселенной. Как остроумно заметил М.В. Ломоносов, «негоже рассуждает математик, если он хочет волю Божескую циркулем измерить; таков же и богословия учитель, если он хочет движению звезд по псалтири научиться». В Исламе наука никогда не противопоставлялась вере, Коран и Сунна одобряют науку и получение знаний.

    Академики приводят документ РПЦ: «В циркуляре Алексия II 5925 от 9 декабря 1999 г. сказано: «Если встретятся трудности с преподаванием «Основ православного вероучения», назвать курс «Основы православной культуры», это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе». Из процитированного текста следует, что под видом «Основ православной культуры» нам пытаются ввести (и вновь в обход Конституции) «Закон Божий».

Содержание этого курса подтверждает правоту академиков, да и на местах, например, в Воронеже, между управлениями образования и РПЦ заключаются договоры, где вещи называются своими именами: «О сотрудничестве в области организации преподавания основ православного вероучения».

    Уже 16 лет наша страна разрешает церкви преподавать в школах религию на добровольной основе, вне рамок обязательной программы. Все родители могут по желанию отправлять своих детей на эти занятия. Однако массового желания посещать такие уроки не отмечено. И вот теперь появляется инициатива реставрировать феодально-монархические порядки и заставить детей изучать православное вероучение под названием «православной культуры»! Между тем, это – вопрос добровольного выбора родителей, имеющих право обучать или не обучать своих детей религии в соответствии со своей верой.

    После 1917 г. и тем более после 1991 г. население нашей страны качественно изменилось. Мусульмане чувствуют себя полноправными гражданами России и не согласятся с ролью «терпимого меньшинства». Они не хотят, чтобы их детям на уроках в государственной школе внушали неприемлемые для Ислама вещи. Государство должно обеспечить соблюдение прав всех и каждого на отсутствие принуждения в вопросах религии.

Включение религиозного вероучения в обязательную программу обучения – прямое нарушение Конституции и законов России, обязательств России по международным договорам, запрещающим насилие в вопросах веры. Именно принуждение к вере и есть признак клерикализма, ведущего страну к развалу по религиозному и национальному признакам!

Мы также с тревогой наблюдаем, как ВРНС и сопутствующие ему организации предлагают ввести в законодательство понятие «прав большинства», характерное для феодального общества, базирующегося на распределении привилегий между «большими», «малыми» и особо «избранными» сословиями. Привилегии для «избранных» означают устранение понятие прав человека как прав всех и каждого и возврат в эпоху феодально-сословного общества.

    Руководство так называемого «Правозащитного центра» ВРНС озвучивает идею феодального «патронажа» церкви над «вассалами» из числа мусульман: РПЦ «должна оставить за собой право помогать дружественным ей духовным лидерам, доносить до властей их проблемы и прикрывать их от ударов общих врагов. Что она и делает» (См.: http://tatarica.yuldash.com/culture/article493). Это она делала до конца XVIII века, пока Екатерина II не запретила такой «патронаж» своим Указом. – Назад в феодализм?

Первая реакция православной общественности показала, что в главном, исключая атеистические симпатии академиков, их письмо попало точно в цель: официальные представители ОВЦС усмотрели в этом очередной «заговор», «политический заказ», а представители неких околоцерковных «православно-гражданских» организаций уже пытаются засудить пожилого академика, одного из подписантов, и отлучить от Общественной Палаты другого подписанта. Повеяло духом средневековой инквизиции, от которого, собственно, и предостерегали академики. Пошли в ход ярлыки типа: «враги России». Сами же клерикалы своей нетерпимостью и подтвердили правоту академиков!

Мы с интересом ознакомились с реакцией на письмо официального представителя РПЦ, заместителя председателя ОВЦС протоиерея Всеволода Чаплина. Мы приветствуем его утверждение, что «Церковь не стремится стать частью государственного аппарата, органом власти». Это стремление полностью совпадает с требованием Конституции РФ и федерального законодательства.

    Хотелось бы, чтобы это в полной мере осознали и те военачальники, которые всех солдат строем водят в церковь и заставляют быть участниками православных обрядов. А также те учителя, которые в обязательном порядке водят детей, в т.ч. мусульманских, на православные богослужения в церкви и монастыри, и все это в рамках «Основ православной культуры». Православный правозащитный центр здесь имеет обширное поле для защиты прав граждан России, не имеющих желания участвовать в обрядах и изучать богословие другой религии.

    Клерикализм неизбежно порождает конфликт интересов, разрушая возможность достижения баланса интересов как залога стабильности и устойчивого развития любого общества. Клерикализм несет войну даже внутри одного вероисповедания.

Всем известен из истории России конфликт между царем Алексеем Михайловичем и Никоном, патриархом-клерикалом, именовавшим себя «солнцем», свет которого должна отражать «луна», т.е. царь. Этот конфликт привел в 1658 г. к расколу страны и, по сути, гражданской войне между верующими единого вероисповедания.

Мы, мусульмане, хотим, чтобы в многонациональной и многоконфессиональной стране были мир и согласие, чтобы многообразие было подлинным многоцветьем и благом для всех народов, живущих в России на своей исконной земле. А для этого необходимо, чтобы клерикализму во всех его видах был поставлен надежный заслон.

 

Аввясов Шавкат, председатель ООД «Российское исламское наследие» (Москва)

 

Аширов Нафигулла, сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман азиатской части России (Москва)

 

Бибарсов Мукаддас, сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман Поволжья (Саратов)

 

Востриков Ядкяр, доктор медицинских наук (Саратовский медицинский университет)

 

Карачай Мухаммад, президент Мусульманского миротворческого центра (Москва)

 

Маркус Джаннат Сергей, член редколлегии общероссийской газеты «Медина аль-Ислам», заместитель главного редактора сайта «Ислам в Российской Федерации»

 

Мухетдинов Дамир, директор издательского дома «Медина» (Нижний Новгород)

 

Рашитов Фрид, доктор исторических наук, профессор (Российский государственный торгово-экономический университет)

 

Сайфутдинов Марат, шеф-редактор Независимого исламского информационного канала Ислам.Ру, президент Издательского дома «Ансар» (Москва)

 

Саляхетдинов Мухаммед, председатель правления Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений «Собрание» (Москва)

 

Хайретдинов Дамир, кандидат исторических наук, этнолог, главный редактор богословского альманаха «Рамазановские чтения» (Нижний Новгород)

 

Халидов Деньга, член-корреспондент Академии геополитических проблем, руководитель Центра проблем этнополитки и Ислама (Москва)

 

Эжаев Асламбек, директор издательства «Умма» (Москва)

 

15 августа 2007 г.

 

    В ответ на данное заявление Саратовская епархия РПЦ МП опубликовало собственное заявление, выражая озабоченность сложившейся ситуацией.

 

    Заявление Саратовской епархии РПЦ МП по поводу деятельности лидеров ДУМ Поволжья [http://eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4291&Itemid=42].

Саратовская епархия Русской Православной Церкви выражает обеспокоенность рядом тенденций, которые обозначились в деятельности лидеров Духовного управления мусульман Поволжья.

    Так, в августе группа исламских деятелей, в том числе глава ДУМП, муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов, выступила с обращением в поддержку авторов так называемого "письма десяти академиков-атеистов" к руководству страны по поводу якобы совершающейся "клерикализации" общества. Это обращение вызвало немалое удивление и огорчение православных верующих людей по нескольким причинам. Прежде всего, потому, что лица, его подписавшие, фактически солидаризировались с воинствующими атеистами в своих обвинениях в адрес Русской Православной Церкви, охарактеризовав ее участие в жизни общества, ни много, ни мало, как "угрозу национальной безопасности". Очевидно, что подобную точку зрения не разделяет бОльшая часть российских мусульман и исламских лидеров, о чем свидетельствуют выступления руководителей Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России и Координационного центра мусульман Северного Кавказа, а также тот факт, что под обращением отсутствует подпись председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина.

    В том же письме в очередной раз была высказана совершенно бескомпромиссная позиция по поводу преподавания "Основ православной культуры" в российских школах. Спустя короткое время с такой же непримиримостью представители Духовного управления мусульман Поволжья отнеслись к тому, что летом 2007 года на въездах в некоторые населенные пункты Саратовской области по инициативе их жителей стали появляться поклонные кресты.

Установка поклонных крестов ― одна из древнейших традиций христианских народов. Крест с надписью "Спаси и сохрани" ― место молитвы христианина о всех живущих в этой местности, независимо от их национальности и вероисповедания, об их благополучии, помощи Божией, о защите от зла. Эта исключительно добрая традиция возрождается на всей территории России с начала 1990-х годов ХХ века, и пока ни в одном российском регионе установка поклонных крестов не вызывала никаких протестов. В Саратовской области летом 2007 года появилось 13 поклонных крестов на въездах в города и села, и во всех случаях они были изготовлены и установлены по инициативе самих жителей этих населенных пунктов ― верующих и казачества.

    5 сентября в Правительстве Саратовской области состоялось рабочее совещание под руководством вице-губернатора А.Г. Бабичева. Как сообщили приглашенным представителям Саратовской епархии, на нем планировалось разработать технические условия установки поклонных крестов, так как часть их расположена вблизи федеральных трасс. Однако на заседании речь пошла совсем о другом: все выступавшие на нем представители ДУМП выражали крайнее недовольство самим фактом установки крестов. Каждый из них считал своим долгом "высказать предупреждение" о том, что установка крестов "вызовет социальные конфликты", что некие "невежественные люди" будут уничтожать, сжигать православные кресты в Саратовской области. "Предупреждения" более походили на прямые угрозы, тем более, что в качестве "примера" развития ситуации выступавшие приводили обстановку в Крыму, где межрелигиозная и межнациональная нестабильность раздуваются искусственно в политических целях.

Все представители Духовного управления мусульман Поволжья заявляли, что просто "передают озабоченность своих прихожан" и пытались всячески дистанцироваться от возможных, по их мнению, экстремистских выходок. Однако, к сожалению, это не совсем так: ДУМП фактически разжигает недовольство среди верующих, убеждая их, что установка православных поклонных крестов является "ущемлением гражданских прав и свобод мусульман" ― для того, чтобы убедиться в этом, достаточно зайти на сайт ansar.ru, работу которого курирует эта организация.

    Из речей выступавших представителей ДУМП также стало понятным, что они отрицают наличие у русского народа каких-либо исторических традиций и выступают против их возрождения. Дело дошло до того, что руководитель одного из департаментов ДУМП призвал "ограничиться установкой поклонных крестов в местах компактного проживания верующего православного населения"! Но понятие "место компактного проживания" уместно только в отношении мигрантов, национальных меньшинств ― и ни в коем случае не применимо к представителям коренного населения России, а согласно данным последней всероссийской переписи 2002 г., 90% жителей Саратовской области принадлежит к народам, традиционно исповедующим Православие. Так о каких же "местах компактного проживания" может идти речь?

На протяжении многовековой отечественной истории на территории России в целом, и многонациональной Саратовской области в частности, не было никаких конфликтов между верующими людьми ― православными и мусульманами. Не существует никаких объективных предпосылок для возникновения межрелигиозного конфликта и сегодня. Установку поклонных крестов на российской земле могут посчитать оскорблением для себя только политические деятели определенного толка ― те, кто выступал ранее за удаление православных крестов с исторического герба нашей Родины, те, кто пытается самым недостойным образом использовать религиозные чувства граждан России в политических целях. Совершенно очевидно, что "недовольство мусульман" в Саратовской области также подогревается искусственно, и позиция руководителей ДУМП не совпадает с мнением большинства верующих мусульман области.

    Хочется верить, что у саратовских последователей ислама достанет традиционного миролюбия и мудрости для того, чтобы сохранить складывавшиеся веками добрососедские отношения с верующими других конфессий. Зная, как бережно мусульмане сохраняют свои традиции, и уважая их, православные в Саратовской области надеются, что и к нашим традициям представители мусульманских общин отнесутся с подобным же уважением и пониманием.

Со своей стороны Саратовская епархия Русской Православной Церкви будет делать все, от нее зависящее, для сохранения мира, продолжения межрелигиозного диалога и доброго сотрудничества с Духовным управлением мусульман Поволжья.

14 сентября 2007 г.

 

 

    На днях на Ислам.ру был выложен последовавший со стороны Мукаддаса Бибарсова ответ на заявление Саратовской епархии РПЦ.

    М. Бибарсов: Мусульмане и православные должны учитывать интересы друг друга [http://islam.ru/rus/2007-09-21/#17763]

    Сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман Поволжья, Мукаддас Бибарсов заявил, что приверженцы Ислама намерены строить взаимоотношения с православными, основываясь на взаимоуважении и учете взаимных интересов друг друга. Он также добавил, что в Саратовской области общение с православными проходит в формате Межрелигиозного совета при губернаторе.

    Об этом Бибарсов говорил, отвечая на вопросы журналистов, посетивших торжественный ифтар в Балашове. Интерес к теме взаимоотношений мусульманской и христианской конфессий в Саратовской области подогрело недавнее письмо саратовской епархии РПЦ с критикой ДУМП, выступающей против клерикализации государства.

По словам Бибарсова, опыт межконфессиональных отношений в Саратовской области и в России в целом имеет 1000-летнюю историю. Исторически сложилось так, что расхождения в вероучении мусульмане не выносят на обсуждения богословского уровня, сказал М. Бибарсов. При этом он напомнил о недавнем выступлении главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, в котором тот предложил на рассмотрение идею Корана как Третьего завета.

    Торжественный ифтар (ужин по окончании дня поста), прошедший на днях г. Балашове Саратовской области, посетил глава района Александр Демин, представители районной администрации, делегация Духовного управления мусульман Поволжья (ДУМП) во главе с Мукаддасом Бибарсовым, имам местной мусульманской общины Ильяс Юнкин, мусульмане Балашова, общественность, пресса. Как сообщил Ислам.Ру руководитель пресс-службы ДУМП Ахмед Махметов, всего в ифтар приняли участие более 100 человек.

Обращаясь к собравшимся, Мукаддас Бибарсов рассказал об особенностях месяца Рамадан и призвал последователей Ислама к более активному участию в жизни общества. Он также отметил особую ценность благотворительности в священный месяц и призвал больше уделять внимания нуждающимся, раздавать милостыню и отчислять закят (обязательное пожертвование в пользу бедных).

Собкор

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/791/">ISLAMRF.RU: Саратовская область: к вопросу о взаимопонимании между духовными лидерами  </a>