RSS | PDA | Архив   Среда 22 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Формирование мусульманской элиты России: опыт нижегородского ДУМ

27.09.2007 11:08

Период исламского возрождения в современной России насчитывает уже полтора десятилетия, на протяжении которых мусульманская община претерпевала бурные изменения, выраженные главным образом в количественных показателях. Существенно вырос удельный вес мусульман, исполняющих предписания своей религии, в сотни раз выросло количество мечетей, медресе и других религиозных учреждений по всей стране.

Исламская традиция стала оказывать колоссальное воздействие на повседневную жизнь, ценностные ориентации и социальную психологию многих десятков и сотен тысяч людей, ранее связанных с Исламом исключительно благодаря своей этнической принадлежности. Другой стороной исламского возрождения стала растущая культурная обособленность верующих мусульман от своего этнического окружения, обусловленная разностью их мировоззренческих ориентаций. Молодое поколение верующих мусульман все больше предпочитало религиозное образование светскому, зачастую направляясь в зарубежные образовательные центры, где становилось объектом постороннего идеологического воздействия. Таким образом, становление интеллектуальной элиты мусульман происходило на основе зарубежных моделей (саудийской, египетской, турецкой, иранской и пр.), каждая из которых формировалась в специфических для своего региона условиях, отличающихся от российских. Специфика российского общества на современном этапе его развития определяется доминированием православной конфессии, высоким уровнем секуляризации общественного сознания (в том числе, мусульманских народов), неоформленностью институтов гражданского общества и наличием государства, объективно не заинтересованного в пресловутом «исламском возрождении».

В условиях российского общества выпускники зарубежных медресе, исламских университетов и колледжей очень часто не могли реализовать своих профессиональных качеств, плохо ориентировались в окружающей их обстановке, неизбежно оказывались позади всех последних прогрессивных тенденций. Ситуация усугубляется тем, что религиозная элита мусульман в России еще представляет собой рыхлое, достаточно маргинальное образование. Можно констатировать, что сформировалась прослойка мусульманской управленческой элиты, представленная кадровыми работниками муфтиятов; прослойка мусульманской бизнес-элиты, способной финансировать те или иные общественные проекты. Однако интеллектуальная элита российских мусульман, призванная осмысливать и анализировать фундаментальные религиозные вопросы в контексте стремительно меняющейся реальности российского общества, пока исчисляется единицами, что обусловлено отсутствием институтов, способных формировать кадры интеллектуальной элиты. Ни зарубежные системы исламского образования, ни формирующиеся на их основе российские исламские учебные заведения, занятые чаще всего простым воспроизводством религиозной традиции, на сегодняшний день не способны готовить специалистов, отвечающих современным критериям интеллектуальной элиты. А ведь именно интеллектуальная элита – это тот сегмент элит, без которого не смогут эффективно функционировать другие элитные группы (как управленцы, так представители бизнеса). В условиях информационного общества отсутствие высокоинтеллектуальных специалистов, имеющих научное, стратегическое и глобальное видение проблем, чревато отставанием не только в интеллектуальной сфере, но и во всех других областях. Фактически, одной из приоритетных задач в жизни российских мусульман на сегодня должно стать «взращивание» интеллектуальной элиты, что целиком ложится на плечи других элитных прослоек – управленцев и предпринимателей.

Несмотря на отсутствие какой-либо разработанной программы, направленной на решение обозначенной проблемы во всероссийском масштабе, в некоторых регионах уже обозначился вектор перехода к целенаправленному развитию интеллектуальных ресурсов мусульманской общины. Нам хотелось бы продемонстрировать это на примере деятельности Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО), расположенного в регионе, где специфика российского общества проявляется наиболее ярко.

За последние несколько лет мусульманская община Нижнего Новгорода выдвинулась в авангард исламского общественного движения в России, став инициатором масштабных культурных, образовательных, научных и информационных проектов. Значительное место в своей работе ДУМНО и основанные при нем структуры – Нижегородское Исламское медресе «Махинур», Издательский дом «Медина» и Нижегородский исламский институт имени Х. Фаизханова (НИИ), отвели научно-исследовательской деятельности и производству качественных научно-аналитических продуктов. Думается, что все это было бы невозможно без успешного взаимодействия со светскими научно-образовательными учреждениями, прежде всего Нижегородским государственным университетом имени Н. И. Лобачевского. В 2004-2006 годах ДУМНО совершило решительный прорыв по нескольким направлениям, выступив в роли организатора научно-практических семинаров и конференций, собравших ведущих российских специалистов в области востоковедения, исламоведения, политологии, современных международных отношений. За этот короткий период было опубликовано огромное количество сборников, альманахов, бюллетеней научно-публицистической, научно-аналитической и научно-богословской направленности, в которых получили всестороннее осмысление самые актуальные и острые вопросы, связанные с бытованием Ислама в современном мире. Очевидно, что организационными усилиями ДУМНО налажен механизм сотрудничества между мусульманской религиозной элитой и светским научным сообществом. Таким образом, в Нижнем Новгороде создается весьма важный прецедент: формируется среда для подготовки мусульманской интеллектуальной элиты не на основе зарубежных традиционалистских моделей, а на основе интеграции в российское научное пространство.

После того, как были заложены основы для эффективного научного взаимообмена между светским и религиозным сообществами, пришло время для мероприятий по созданию условий для интеллектуальной и творческой самореализации молодежи. В 2007 году ДУМНО совместно с Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования приступило к конкретным акциям по содействию исламоведческим исследованиям в среде молодых ученых и студенчества. Следующим важным шагом ДУМНО в этом направлении стало проведение 14 мая 2007 года международной молодежной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективы развития исламоведения, востоковедения и тюркологии», приуроченной к году науки, просвещения и поддержки молодых ученых. Одним из мотивов проведения этой конференции стало возрождение во многом утраченных на сегодняшний день традиций российского востоковедения и исламоведения, что, как представляется очевидным, не возможно без привлечения потенциала российских мусульман. Свыше половины участников конференции – этнические мусульмане из самых разных регионов России и республик СНГ. Выступая со своими докладами, они, как носители мусульманской культуры, представляли свое видение политических процессов в исламском мире, проблем межрелигиозного диалога, противодействия экстремизму и военной агрессии, а также роли Ислама в этноистории мусульманских народов России.

Во многих докладах, посвященных российско-исламской проблематике, можно усмотреть попытки интеллектуальной рефлексии над историческим прошлым мусульманских обществ России и их современным состоянием. Имеется тенденция к рефлексивному осмыслению внутригосударственных и международно-политических аспектов российско-исламских отношений. Все это свидетельствует о том, что имеются все необходимые предпосылки для формирования мусульманской интеллектуальной элиты, способной осуществлять социально-диагностические функции и оказывать экспертно-аналитическую поддержку мусульманским общественным структурам в широкой сфере вопросов, требующих высокоинтеллектуальных подходов.

В ходе конференции ректором НИИ Д. В. Мухетдиновым было учреждено Научное общество молодых исламоведов, востоковедов и тюркологов, призванная объединить студентов, магистров, аспирантов, молодых преподавателей, научных сотрудников и духовенства, проводящих научно-исследовательскую, преподавательскую и просветительскую деятельность в названных областях. Это общество, созданное под патронажем исламского вуза, будет на постоянной основе осуществлять всестороннюю поддержку молодых исследователей, создавая площадку для реализации их интеллектуального потенциала. Свои отделения НОМИТ будет иметь практически во всех крупных востоковедческих центрах России (Санкт Петербург, Москва, Казань), что позволит аккумулировать и интегрировать научный потенциал всего российского востоковедения, чтобы в дальнейшем передать его молодым исследователям.

Принципиально важно отметить, что членство в НОМИТ предоставляется и духовенству как прослойке, которая должна занять свое место в интеллектуальной элите российских мусульман. НОМИТ в данном случае оказывается той самой базой, которая поможет духовенству, прежде всего его наиболее подготовленным представителям, повысить свой интеллектуальный потенциал и получить опыт квалифицированной научно-исследовательской деятельности.

Пока рано ставить вопрос о том, насколько плодотворно такое тесное взаимодействие религиозных и светских структур в интеллектуальной сфере для самой исламской традиции, и не чревато ли оно вместе с ростом интеллектуального потенциала дальнейшей секуляризацией сознания мусульманского меньшинства в нашей стране, размыванием традиционных мировоззренческих стереотипов. Однако, как нам представляется, со временем перед руководством ДУМНО будет вставать необходимость корректировки своей стратегии и пересмотра некоторых принципиальных установок. Достижения ДУМНО в сфере активизации интеллектуальных ресурсов и формировании пространства для приложения интеллектуальных сил мусульманской молодежи носят во многом парадоксальный характер и, по всей видимости, относятся к разряду уникальных исторических прорывов, которые способны круто изменить ход всей нашей жизни. Опыт нижегородских мусульман может и должен быть изучен и воспринят и в других регионах, где еще не осознали актуальность преумножения именно интеллектуального капитала.

И. Р. Гибадуллин (Казань, КГУ)

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/795/">ISLAMRF.RU: Формирование мусульманской элиты России: опыт нижегородского ДУМ</a>