RSS | PDA | Архив   Пятница 24 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Смысл предстоящих выборов

22.10.2007 14:56

Не за горами парламентские и президентские выборы: первые должны состояться в декабре текущего года, а вторые — в марте следующего. Любые выборы имеют двойственную природу: с одной стороны, это рутинная политическая процедура, а с другой — причина возможных кардинальных перемен в стране. Россия в этом смысле не является исключением. Правда, ситуация у нас несколько своеобразна.

Процедура выборов в Государственную думу более или менее устоялась: есть определенный набор политических партий, а каждая из них имеет свой «электоральный костяк». Конечно, заметная часть нынешних политических партий создавалась сверху и активно использует так называемый административный ресурс. Однако если посмотреть на список «политических аутсайдеров» (политических радикалов), начиная с СПС, становится очевидным, что парламентские партии крепки не только «административным ресурсом», но и электоральной поддержкой. Иными словами, нынешняя представительная власть хотя и находится в процессе созревания, но все­таки уже достаточно целостна, отражает большую, умеренную часть гражданского спектра мнений — несмотря на сильную зависимость от исполнительной власти, невысокий рейтинг среди населения, некоторые сомнительные избирательные новации и хроническую проблему явки на избирательные пункты.

    Президентская власть в России обладает сейчас наивысшим рейтингом (с ним может сравниться лишь доверие к религиозным организациям). Однако настораживает, что «нормальных» президентских выборов у нас по существу и не было: достаточно вспомнить вакханалию избирательных технологий в 1996 году, передачу власти «из рук в руки» от Б. Ельцина В. Путину, электоральную экзальтацию во время двух президентских выборов последнего. Столь высокий уровень гражданской поддержки вполне объясним выраженными успехами президентского курса (хотя нельзя забывать и о неудачах), привлекательностью самой личности В. Путина для избирателей, появлением у России какой­никакой стратегии дальнейшего развития. Однако высокий рейтинг имеет и обратную сторону — повышенные электоральные ожидания. Это слабое место персоналистской системы правления, которая существовала в нашей стране последние восемь лет и которая, вероятно, сохранится в следующие четыре года.

    Недавно на предвыборном съезде «Единой России» В. Путин принял предложение партийцев и решил баллотироваться в Госдуму по списку этой партии. Более того, он будет единственным в федеральном списке. Получается, что парламентское голосование строго определено: за В. Путина или против него. Нельзя считать, что В. Путин «поделился своим рейтингом с единороссами». Персональное голосование просто было перенесено на другую площадку. Пока многое, что будет после декабря, не столь важно. Например, не очень важно, какие именно партии составят Государственную думу в декабре. Какой именно пост впоследствии займет нынешний президент: спикера Госдумы, главы Правительства, или он будет совмещать одну из названных позиций с должностью руководителя Общественной палаты. Важнее другое — какой персональный рейтинг займет нынешний президент на парламентских выборах. Иными словами, сейчас определяется будущая, послемартовская структура политической власти в России — станет ли перемещаться «центр влияния» вместе с В. Путиным или он прочнее связан с формальными конституционными позициями?

    Думаю, что «центр влияния» будет подвижен. И в этом смысле не важно, кто в марте 2008 года станет очередным российским президентом. Уверен, что среди априорно «проходных» фигур будут исключительно люди из «путинской команды». Так что и на мартовских президентских выборах мы также косвенно будем голосовать за В. Путина. Будут соблюдены все демократические процедурные механизмы выборов — нас не в чем будет упрекнуть. Будет сохранена преемственность курса, что импонирует большинству наших сограждан. Удастся избежать разрушительных «оранжевых технологий» — а это уже большое достижение. Мне лично жалко граждан тех постсоветских стран, которые удалось втянуть в это безобразие, — граждан Грузии, Украины, Киргизии. В этих странах не видно выхода из искусственно созданного тупика.

    Очевидно, что смысл предстоящих выборов таков: если мы проявим гражданскую ответственность и придем на выборы в декабре и марте, мы проголосуем за политика № 1 — В. Путина. Вне зависимости от того, какие формальные посты он будет занимать в новой системе власти. Более того, предстоящие выборы в законодательную и исполнительную ветви власти (в нынешней российской ситуации) — по сути одни выборы, проходящие в два этапа. Они формируют преемственность политики с формальным / неформальным лидерством В. Путина. Об этом говорят и предвыборные лозунги значительной части российских политических партий, которые, следуя советской традиции, можно было бы назвать «путинским курсом». Уверен, что в настоящий момент сохранение существенной преемственности политической власти и принятых долгосрочных планов было бы правильным решением.

    Однако персоналистская (не путать с авторитарной!) система правления имеет обратную сторону. Ее стабильность зависит от многого. От прочности обеспечивающей ее команды единомышленников. Как мне кажется, нынешняя политическая элита, стоящая у руля власти, постарается сохранить высокий уровень консолидации. Ведь престижнее быть политиком даже второго плана, но в быстроразвивающейся и перспективной стране, чем политиком первого плана в стране стагнирующей и разваливающейся. Опыт «беловежской тройки», думаю, в этом плане совершенно убедителен. Далее, персоналистская система власти требует постоянного подтверждения электоральных ожиданий. А для этого необходима постоянная коррекция избранного курса, тесное взаимодействие с гражданами в режиме обратной связи, усиленная экспертная работа, наконец, более подробная и доступная экспликация стратегических задач страны. Необходимы широкие дискуссии по наиболее насущным задачам, стоящим перед Россией. Уже сейчас совершенно очевидно, что некоторые элементы так называемого «плана Путина» в теперешнем виде нереализуемы: это касается и принятых мер по обеспечению рождаемости, и решения жилищной проблемы за счет ипотеки.

    Важной проблемой персоналистской формы организации власти является ее безальтернативность. Однако общество должно знать, что есть и другие кардинальные проблемы или другие пути решения уже осмысленных проблем. Это вопрос об оппозиции. Не знаю почему, но большинство российских оппозиционных партий и движений, во­первых, идеологически зашорены, а во­вторых, видят основной источник российских бед исключительно в личности В. Путина. Об этом, например, не устает повторять Б. Немцов в своих многочисленных письменных и устных выступлениях. Эта позиция по крайней мере не умна. При этом несомненно, что для нашей страны необходима «вменяемая» оппозиция, то есть лишенная как минимум двух указанных выше недостатков. Возможно, на правом плане таковой сможет стать партия М. Барщевского.

    Персоналистские режимы — не новость в мировой политической практике: таковыми, например, были режимы Ф. Рузвельта в США, де Голля во Франции, Дэн Сяопина в Китае. Их смысл заключается в том, что в обстоятельствах исторического вызова находятся люди, которые могут ему соответствовать в силу собственного масштаба личности. Из этого следует, что подобного рода формы правления временны. Они прекращаются или в связи с решением актуальных задач, или в связи с изменением проблемного поля. Может произойти и так, что определенная политическая команда просто надоест избирателю, не искушенному в политических и экономических сущностях. Поэтому персонализм должен выступать рука об руку с эффективностью. По крайней мере, в представлениях избирателя.

Лев Перепелкин

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», №38

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/853/">ISLAMRF.RU: Смысл предстоящих выборов</a>