RSS | PDA | Архив   Суббота 18 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Куда привел нас Рамадан?

24.10.2007 14:18

Согласно последним статистическим данным, по сравнению с предыдущими годами посещаемость мечетей в прошедший месяц Рамадан увеличилась в несколько раз, что, конечно же, с одной стороны, не может нас не радовать, но с другой — вновь заставляет поднять вопрос о явном недостатке мечетей, особенно в таких крупных городах, как Москва.

Помимо этого, прошедший месяц поста выявил очередные проблемы российской уммы, которые накапливались в течение нескольких последних лет, и замалчивать их значит прятать голову в песок, что никогда не являлось отличительной чертой мусульман.

    Одна из таких проблем, связанная с определением даты одного из двух величайших праздников в Исламе — Ураза­байрама, — едва не привела к тому, что Москва и Казань отметили бы его в разные дни. Если уж эти два, надо сказать весьма близкие друг к другу регионы, начнут разделяться по таким важным датам, то чего же тогда мы можем ожидать от Кавказа или, например, от Сибири? Неужели нам не достаточно того бардака, который и так уже творится в нашей стране, когда разные муфтияты создают свои филиалы в одних и тех же городах и буквально стараются «замочить» друг друга? Пишут друг на друга доносы, борются и отбирают друг у друга мечети...

    Все это называется в Исламе одним словом — «фитна», и те, кто способствует разжиганию фитны, то есть раздоров, рискует получить такое воздаяние, которое будет даже более суровым, чем воздаяние убийцы, поскольку «Фитна — хуже, чем убийство» (сура «Аль­Бакара», аят 217). Во всем исламском мире идут сейчас разговоры об унификации мусульманского календаря, для того чтобы все мусульмане чувствовали себя «единым и целостным организмом». Мы же не только не движемся в этом позитивном направлении, но и, напротив, идем в противоположную сторону. При таком недальновидном и лишенном здравого смысла подходе мы никогда не сможем рассчитывать ни на занесение мусульманских праздников в разряд общероссийских красных дат календаря, ни на реальный диалог с властью, ни даже на элементарное взаимопонимание между самими российскими мусульманами. Фактически, мы сами себе роем ямы, в которые неизбежно провалимся, если не проявим мудрость и здравомыслие.

    Конечно, у каждого может быть свое мнение по поводу той или иной проблемы, но использовать разногласия как повод для проявления своих амбиций — разве это по Исламу? Разногласия не приведут к конфликту, если мы будем искренни и честны и если никто не захочет подчинить себе другого. В этом случае мы не станем противоборствующими группировками, желающими использовать слабости других. Пока же, как это ни печально, мы фактически уподобились сектантам, которые «разорвали свою религию на части, и каждая секта радуется тому, что имеет» (сура «Аль­Муминун», аят 53). Является ли такое положение соответствующим Исламу? Очевидно, что нет.

    Второй проблемой, ярко проявившейся в самом начале Рамадана, стало определение времени окончания сухура — утреннего приема пищи для Москвы и всей Центрально­Европейской части России. В одном из календарей на 2007 год, выпущенном в Москве, время утреннего намаза составляет около двух или даже двух с половиной часов. Однако в самом начале Рамадана многие мусульмане, ознакомившись с более новым расписанием намазов на время поста, были буквально ошарашены тем, что время утреннего намаза сократилось почти в два раза. Первоначальной реакцией большинства верующих было обратить внимание тех, кто издал такой календарь, на допущенную ошибку, решив, что все дело в элементарной опечатке, связанной с халатностью. Однако на подробные расспросы были даны не менее подробные ответы, из которых выяснилось, что новое расписание вовсе не является ошибочным, напротив, оно соответствует всем стандартам такой точной науки, как астрономия. Оказалось, что, согласно современным научным исследованиям, проведенным в одной из московских обсерваторий, время настоящего рассвета (а напомним, что существует и такое понятие, как ложный рассвет) наступает приблизительно за 40–45 минут до восхода солнца. Добавив к этому времени 15–20 минут, которые входят в понятие имсак (время, когда желательно, но необязательно заканчивать утренний прием пищи и начать готовиться к совершению молитвы), как раз и получили то самое время, которое стало причиной недоумения и споров между московскими мусульманами. Не оспаривая, а, наоборот, только приветствуя современный научный подход в деле решения разного рода проблем (ведь астрономия всегда являлась одной из самых распространенных наук в исламском мире, а алгебра и химия и вовсе появились на свет исключительно благодаря мусульманским ученым), нельзя не отметить того, что такие серьезные богословские решения должны приниматься не в узком круге в рамках одного города, а на более высоком уровне. Такого уровня можно добиться только путем диалога между российскими богословами не с одного, а со всех регионов. Мы уже неоднократно писали и говорили о том, что создание подобной организации является одной из самых насущных и актуальных проблем для российских мусульман. И вот время подтверждает наши слова.

    Давайте на минуту представим себе, что такая организация уже создана, и ученые, причем как пожилые, так и молодые, собранные со всех российских регионов, приходят к единодушному мнению о правильности и необходимости изменения времени наступления или окончания некоторых намазов с учетом современных научных знаний, что ни в коем случае не является нововведением, поскольку старое расписание не является «истиной в последней инстанции». Вызовет ли такое решение мусульманских ученых недоверие и возмущение верующих, как мы можем наблюдать это сейчас? Возможно, но только не в таких масштабах и не в такой форме. А со временем, когда авторитет этого Совета улемов стал бы более весомым, многие решения встречались бы уже с одобрением. Почему же такая, казалась бы, крайне полезная и актуальная организация до сих пор не создана? Нам сложно дать свой ответ на этот непростой вопрос, но одно мы знаем точно: когда­нибудь такую организацию в России все­таки создадут, и чем раньше это произойдет, тем лучше. Ведь помимо озвученных проблем существуют еще и другие, которые также требуют своего решения уже сейчас. Например, скоро наступит зима, и время двух средних намазов сузится до неимоверно короткого периода. Как в этом случае быть тем, кто, к примеру, выезжая из дома во время второго намаза по своим делам, знает, что вернется уже после захода солнца? Означает ли это, что ему придется пропустить послеполуденную молитву? Или же все­таки можно прочитать этот намаз сразу вслед за полуденным, основываясь на том, что иногда таким же образом поступал сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего)? Достоверные сообщения по поводу возможности совмещения этих двух молитв приводятся в самых достоверных хадисах у имама Бухари («Книга о времени молитвы», № 543). Естественно, что такое объединение молитв не может быть ни постоянным, ни обязательным, однако для определенного времени года, в определенных случаях такое положение позволило бы многим мусульманам не пропускать намаз, являющийся, по мнению большинства ученых, одним из тех, который необходимо «хранить» наиболее тщательно.

    Это лишь один из примеров того, что Совету улемов было бы над чем трудиться в нашей стране. К тому же подобная организация могла бы посодействовать и налаживанию контактов с мусульманским миром посредством общения с известными исламскими деятелями и учеными. Это принесло бы пользу всем, начиная от нас самих и наших зарубежных единоверцев и заканчивая российскими властями, имидж которых (при поддержке данного проекта) вырос бы в глазах исламского мира еще выше. Это, в свою очередь, позволило бы преодолеть сопротивление той части мусульманского сообщества, которое мыслит средневековыми категориями и которое легко поддается на провокации заокеанских недругов России, выставляющих ее в качестве их главного врага. Правда, здесь следует сразу оговориться, что в случае создания этакой «пустышки» с красивым оформлением, но пустым содержанием такая организация никогда не сможет стать значимой в глазах наших зарубежных единоверцев, поскольку они и так уже наслышаны об уровне знаний российских мусульман. Ни один уважающий себя ученый­богослов не воспримет всерьез переливания некоторых наших имамов из пустого в порожнее. Лишь грамотные, глубоко проработанные идеи и мысли, основанные к тому же на достоверных далилях (доказательствах), способны заставить проявить интерес к реальному сотрудничеству с мусульманами России. «Бутафория» же принесет лишь обратный эффект, чего, вероятно, и добивается еще не покинувшая нашу страну «пятая колонна».

    Надеемся, что к созданию российского Совета улемов подключатся и различные мусульманские фонды и организации, если они действительно желают объединения российских мусульман. Каждый из них мог бы внести посильную лепту в создание Совета ученых посредством поднятия и обсуждения этой темы как в средствах массовой информации, так и среди самих российских мусульман. Быть в оппозиции — это, наверное, хорошо, но иметь возможность исправлять существующие недоработки, поднимать необходимые для обсуждения вопросы и проблемы — это, согласитесь, гораздо важнее. Можно долго бороться с ветряными мельницами, но так ни к чему и не прийти. Так не лучше ли не обращать на них внимания и не тратить на них сил, вместо чего направить все свои ресурсы и возможности не на разрушение, а на созидание. «Трудитесь, — велит нам Всевышний, — и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие» (сура «Ат­Тауба», аят 105). Слава Аллаху, каждый из нас делает что­то на благо Ислама по мере своих возможностей, однако мы сами занижаем наши возможности, отказываясь от диалога с другими, причем придумывая для этого самые разные поводы. И подталкивают к этому наши непомерные амбиции, идущие, как известно, от животной природы человека. А ведь борьба со своим нафсом поставлена Пророком Мухаммадом (мир ему и благословения Всевышнего) на самую высшую ступень джихада. Поэтому сдерживание амбиций является одним из тех высочайших качеств, которые отличают истинных муджахидов от неискренних. Дай Аллах, чтобы месяц Рамадан, соблюдение поста в который как раз и направлено на воспитание своего эго, послужил импульсом к преодолению всех недомолвок, чтобы российские мусульмане обрели наконец единство, дабы в Судный день мы могли предстать перед Всевышним с чистой душой и совестью.

Аналитический центр «Амаль»

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», №38

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/858/">ISLAMRF.RU: Куда привел нас Рамадан?</a>