RSS | PDA | Архив   Вторник 19 Март 2024 | 1433 х.
 

Всероссийские мусульманские форумы: три шага по лестнице в будущее

14.11.2007 15:44

Российская умма в новом тысячелетии обнаружила стремление вернуться к своим привычным формам действий...

Возрождая традиции

Российская умма в новом тысячелетии обнаружила стремление вернуться к своим привычным формам действий. Поскольку мировое и российское сообщество столетие назад соответственно говорило об угрозах заговорщиков ваххабитов и панисламистов, мюридов и абреков, то мусульмане Империи в 1905 году решили поведать российской публике о своих реальных делах. Они наприглашали корреспондентов всевозможных газет, но первые два съезда пришлось проводить подпольно. И только на III Всероссийском мусульманском съезде, проходившем легально в августе 1906 года, для прессы наступило раздолье.

    В условиях демократической и федеративной России у современных масс­медиа уже таких проблем не было. И если на первые два форума представителям российских журналистов нужно было добираться аж до Нижнего Новгорода, то третий прошел в гостинице «Космос», напротив станции метро ВДНХ.

    Слов нет, и тогда и теперь у мусульманского мира сущест­вует множество проблем. Но обсуждать их собираются не тайно, а с привлечением всех заинтересованных лиц. Если в 1905–1906 годах от русской публики съезды отделял хотя бы языковой барьер, то теперь российские мусульмане говорили на форуме на русском языке. Их родные языки изредка слышались в кулуарах во время интервью этнической прессе. При этом не только на самом форуме, но и на его богословской секции выступали представители других российских вероисповеданий. И за исключением единственной фразы о сионистах на форуме царил дух межрелигиозного согласия. По сравнению с «русскими маршами», прошедшими 4 ноября, с их антисемитскими лозунгами и фашистскими приветствиями, мусульмане, кажется, представляли образец для подражания в законопослушности.

    На съезде не смотрелись чуждыми представители властей, политических партий и общественных движений. Потому что все присутствовавшие исходили из четкого понимания того факта, что без участия российской уммы невозможно решение российских проблем. С другой стороны, без стабильной и демократической России невозможно нормальное существование ее уммы. Как страшное напоминание о 1990­х годах прозвучал теракт в Тольятти. Поэтому Форум начался не только с молитвы, но и с минуты молчания в память о погибших.

    Конец осени России кажется временем траура. Кажется, сама природа плачет об усопших. 30 октября, отмечая День памяти жертв политических репрессий, Президент В.В. Путин четко сказал, что это уничтожение миллионов сограждан не должно повториться. Ведь раны Кавказа сегодня до сих пор вызваны ранами депортаций 1943­го. Это невозможно забыть, но общество должно понять, что нельзя жить прошлым. Ведь ни один самый лучший учебник истории не может заменить способность общества к самоорганизации и диалогу. Поэтому лозунгом III Всероссийского мусульманского форума стало «Ислам в России — гарант российского гражданского общества». Потому что, наверное, самое главное в гражданском обществе — это способность решать свои проблемы без насилия. Именно это показали российские мусульмане в 1905–1906 годах на Всероссийских мусульманских съездах. Этот диалог спас Татарстан от насилия в начале 1990­х, когда ему прочили участь «второй Чечни».

Кто же ведет диалог?

I Всероссийский мусульманский форум, Нижний Новгород, 2005 г.Особенностью российских мусульман в досоветский период было отсутствие чиновников среди национальной элиты и слабость среди нее дворянства­мурз. Поэтому главную роль здесь играли улемы, буржуазия и интеллигенция. Бизнесмены традиционно не выходили на первый план, но оплачивали музыку. Да и сегодняшние Форумы и выпускаемая к ним литература не может пожаловаться на отсутствие спонсоров. Современные российские муфтии так и не могут превратить авторитет улемов в реальную силу, хотя вопрос обсуждается не первый год и сейчас, возможно, близок к созданию эффективного Совета улемов. Выступления председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области Умара Идрисова, муфтия Карелии Висама Бардвила привлекли внимание участвующих своим глубоким пониманием связи богословских проблем с реалиями современности.

    На Форуме в большинстве оказалась светская интеллигенция, имеющая представление о Дар уль­Ислам (Мире Ислама). При этом глубоко научное понимание, без митинговщины и причитаний. Здесь не выносят на первое место вопрос о том, как мусульманке повязывать платок, как на сентябрьс­ком Международном женском форуме в Казани. Здесь никому и в голову не приходит делить людей по половому признаку или по наличию головных уборов. В «Космосе» обсуждали более чем тысячелетнее наследие российских мусульман. Поэтому столь органично смотрелась археологическая секция. Ведь мусульмане­тюрки оставили свой материальный след в бассейнах Волги, Оки и Суры вплоть до Нижнего Новгорода, Касимова и Пензы.

    Три прошедших Форума превратились в своеобразные площадки для обсуждения самых различных вопросов, касающихся российской уммы. Если прошлогодний Форум концентрировался на вопросах развития журналистики, то в текущем году здесь наблюдается реальный прорыв. Если раньше нижегородский проект обвиняли в аульной местечковости, в концентрации на проблемах сел сергачской зоны, то теперь эти проблемы находят отражение на страницах газеты «Мишар доньясы» и сайта islamnn.ru. «Мадина» превратилась не просто в еженедельную газету, а в общероссийский орган. Здесь обсуждаются проблемы российской уммы в Центральном регионе, Поволжье, Приуралье, Сибири, на Северном Кавказе. Это отчетливо проявилось при обсуждении темы предстоящих выборов. Российская умма излагает свой взгляд и на развитие всемирного мусульманского сообщества. «Мадина» стала первой российской газетой, где основное место занимает не хроника жизни данного муфтията или прихода и не мнения близких к нему людей. Здесь центром стала аналитика ведущих богословов и ученых и не только российских.

    Если учесть, что в современной России запрещено создание партий по национальному и религиозному признаку, то пресса сохраняет свою роль главного общественного организатора по всей России. Опыт джадидизма и «Тарджемана» в 1880–1900­е годы здесь остается актуальным. «Мадина» последовательно обсуждает возможные проекты развития уммы в правовой, богословской, социальной, интеллектуальной сферах. Здесь воскресла из небытия кораническая идея аш­Шура (Совета) в лице Совета улемов (Голямалар Шурасы). Его формальное возрождение Советом муфтиев России в январе этого года имеет шансы превратиться в возрождение реальное. Выборный год принесет России изменения, и к этим переменам нужно быть готовыми. Ответ на них должны дать российские муфтии и улемы, а не лидеры ваххабитов и хизбутов. Форумы дают возможность богословским лидерам российских мусульман показать свою позицию умме. Как бы не были отпиарены встречи российских муфтиев с президентами В.В. Путиным или Дж. Бушем, они не могут заменить повседневного общения со своей паствой. Ибо авторитет муфтия зависит от простых верующих, от его способности решать насущные проблемы членов уммы.

Время разговоров подходит к концу

II Всероссийский мусульманский форум, Нижний Новгород, 2006 г.Всероссийские мусульманские съезды в начале прошлого века сплотили интеллектуальную элиту уммы, причем ее наиболее смелую часть. Участие в двух первых неразрешенных съездах формально противоречило закону. Но власть тогда сама толком не знала, что лучше разрешать, а что запрещать. Всероссийским мусульманским форумам наших дней повезло больше. Здесь были представители центральных, а в Нижнем Новгороде окружных, губернских и городских властей. Участники Форумов единодушно выражали им глубокую благодарность. Но красивые слова звучали, а механизмы реализации все не создавались.

    В масс­медиа преобладают два облика мусульманина: либо фанатик ваххабит или хизбут, либо почтенный аксакал, творящий молитву в деревенской мечети. Сегодня российские мусульмане все чаще показывают, что эти два облика являются не самыми актуальными и не самыми привлекательными для членов уммы. Умар­хазрат Идрисов упомянул о полете малайзийского космонавта. При этом не составило великого труда обеспечить условия для выполнения намаза и во внеземном пространстве. Только почему­то забыли, что именно СССР вывел на орбиту первого гражданина мусульманского государства — Сирии. Да и в сегодняшней России есть космонавт­мусульманин — уроженец Дагестана лакец Муса Манаров. В России имперской и федеративной и в СССР, действительно, делалось много добра и самими мусульманами и по отношению к мусульманам, но об этом мало знает широкая публика. А ведь США, когда вели войну в Заливе против Ирака, всячески превозносили роль своих мусульманских братьев по оружию.

    Действительно, современный российский мусульманин по своему душевному облику и уровню образования весьма близок к тем космонавтам, которые заслуженно оказались символами прогресса в Дар уль­Ислам. Сейчас это все чаще человек с высшим образованием, успешный в своей профессии и материально обеспечивающий свою семью, владеющий кроме родного и русского еще рядом иностранных языков. Даже за два кратких года Форумов их постоянный актив защищал кандидатские и докторские диссертации, издавал книги, создавал медийные проекты, организовывал всяческие мероприятия в России и за рубежом.

    Как и Всероссийские мусульманские съезды, Форумы не сделали их организаторов материально богаче, но дали им представление о путях развития российской уммы. В выступлениях представителей самых различных кругов российской общественности эти идеи получили поддержку. Но Форумы это не парламент. Их решения не носят обязательной силы…

    В начале прошлого века также по­требовалось три съезда для того, чтобы придти к общему знаменателю. Сегодня тоже примерно стало ясно, как обеспечить эволюцию уммы в вопросах образования, социальных, развития гражданского общества. Конечно, можно сказать, что формально Форумы не отражают позицию всех российских мусульман. Но и 100 лет назад на съездах реально присутствовали представители только татар, крымских татар и азербайджанцев. Эти люди не занимали большие посты, среди них не было олигархов, и на съезды не прибыло руководство Духовных Собраний. Но для решения проблем главным является не наличие толстых эполетов и больших чинов, ведь таким людям уже ничего в этой жизни не нужно.

    Проблемы решают те, кого 100 лет называли «ответственные личности». Они уже не настолько молоды, чтобы пускаться в авантюры, но и не настолько стары, чтобы уже думать только о будущем заслуженном отдыхе. Они не настолько бедны, чтобы жаждать передела собственности, но и не настолько богаты, чтобы думать только о своем капитале. Это и есть тот «средний класс» тружеников, с влиянием которого было лучше во времена пророка Мухаммада и в имперской России, чем сегодня. Ведь «средний класс», это те, кто объединяются во имя интересов всего общества. Он неплохо создавался в России прошлого века, но оказался слишком не организован перед напором революционной стихии. Сегодня «средний класс» российской уммы вновь структурируется и собирает свои силы во имя стабильного будущего и процветания своей Родины. Но победит ли он? Или насилие, не прекращающееся на Северном Кавказе, станет общим местом по всей России, как это произошло осенью 1917­го?

Аналитический цент «Амаль»

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/922/">ISLAMRF.RU: Всероссийские мусульманские форумы: три шага по лестнице в будущее</a>