RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Традиционалы, ваххабиты, джамааты и эксперты: парадигма противостояния

23.11.2007 12:54

То, как и по каким источникам изучаются, а затем отражаются в научных и популярных публикациях процессы, происходящие в исламской среде, напрямую влияет на само общество и способствует осуществлению  тех или иных политических и общественных сценариев. Говоря конкретнее, подход к осмыслению проблемы экстремизма на Северном Кавказе, который практикуют некоторые видные российские исламоведы, в конечном счете, как оказалось, только усугубляют ситуацию.

13 ноября в Институте этнологии и антропологии Российской академии наук состоялся научный семинар «Российские мусульмане перед вызовами современности: поиски адаптационных механизмов». Семинар проводился в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям». Первый семинар с аналогичным названием состоялся в октябре 2006 года, когда учение из разных регионов обсудили проблемы соотношения этнического и конфессионального факторов в российской мусульманской традиции.

    В этом году при изучении феномена ислама в современной России, в смысле его бытовых и общественных проявлений исследователи сосредоточились на обсуждении вопросов источников и методологии. Как оказалось, сугубо научные, на первый взгляд, вопросы методологии и источниковедения, имеют самое непосредственное отношение к проблемам адекватного восприятия ислама в современном обществе как самими мусульманами, так и внешним миром.

    Все участники семинара были единодушны во мнении, что трактовка процессов, происходящих сегодня в мусульманском сообществе России экспертами, которые считаются ведущими специалистами по этой теме, построено на простой парадигме: традиционный (хороший) ислам и его антипод — нетрадиционный (нехороший) ислам, причем последний чаще всего приравнивается к ваххабизму. Далее такое понимание проблемы экстраполируется и в общественное поле, и в информационную среду, и в политику. Политики и правоохранительные органы берут эту парадигму за основу при выстраивании своей деятельности.

На деле же многообразие осознания собственной религиозности и ее проявлений, калейдоскоп течений и слоев верующих совершенно никак не помещается в эту парадигму. Эту проблему на семинаре первым поднял руководитель проекта «Российские мусульмане перед вызовами современности: поиски адаптационных механизмов», кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов. «Во множестве новейших публикаций на мусульманскую тему ислам поделен на традиционный и нетрадиционный, то есть хороший и нехороший. Когда работаешь в поле, понимаешь, что все многообразие реальности втиснуть в эту схему невозможно», — сказал он.

    «Проблема источников стоит сегодня очень остро. Пишется много работ, особенно о ваххабизме, и статьи эти, по сути, являются переписыванием видными учеными друг друга. Возникает вопрос об обеспеченности такого количества работ и сборников статей источниками. Каждый ли, кто пишет о ваххабизме, видел настоящего ваххабита разговаривал с ним? Мы должны призвать наших коллег перестать цитировать друг друга. Источники необходимы, а особенно важно, чтобы источниками была максимально обеспечена такая больная тема как ваххабизм. В частности было бы полезно издать сборник источников по ваххабизму», - считает А.Ярлыкапов.

    В дополнение к словам коллеги, старший научный сотрудник этого же института, кандидат исторических наук Сергей Абашин отметил, что ряд российских экспертов, имеют негласную монополию на то, чтобы говорить об исламе, а их взгляд на проблему бывает не всегда объективен. По его мнению, эксперты создают только одну картинку ислама, а все многообразие остальных выпадает. В частности, С.Абашин отметил, что остаются в стороне от взгляда исследователей и совершенно не изучены темы женской религиозности, ислама в иммиграции, ислама в интернете.

    Заведующий сектором социологии Дагестанского научного центра РАН, кандидат философских наук Заид Абдулагатов отметил, что такой узкий подход к изучению ислама свидетельствует о политизации науки.

    Очевидно, что процесс этот двоякий – политики влияют на исследователей и выводы исследователей влияют на политиков, так как, по мнению А.Ярлыкапова, политическая практика сегодня зачастую опирается на схемы, сконструированные экспертами. Надо отходить от искусственных схем и показывать реальность, убеждены участники семинара.

    «Роману Силантьеву очень просто объявить всех ваххабитами и все. Если бы это было так, 13 октября 2005 года город Нальчик был бы в их руках. Ведь Кабардино-балкарский джамаат насчитывает тысячи убежденных молодых людей», — заявил Ахмет Ярлыкапов. По его мнению, неофициальные мусульманские молодежные формирования в своей среде неоднородны, а отношение силовиков и властей к ним только как к ваххабитам лишь углубляет проблему и перекрывает все шансы конструктивного ее решения.

    В качестве доказательства своей позиции исследователь привел пример Кабардино-балкарского джамаата, который в течение последних 3-4 лет, в том числе, из-за неумелой политики республиканского МВД, из открыто работающей и официальной организации превратилась в глубоко подпольное движение. Все началось с контактов этого джамаата с Шамилем Басаевым, которых молодые люди не скрывали. Но вместо усилий республиканского сообщества оставить джамаат в правовом поле и вытянуть их из экстремистского болота, действия властей привели только к тому, что ребята ожесточились и ушли в непримиримую конфронтацию с властью.

    То есть, исходя из выстраиваемой парадигмы — или традиционный мусульманин, или ваххабит, любому, кто в чем то не согласен с позицией официального ДУМ, даже если он никаким образом не является ваххабитом или экстремистом, прямая дорога в подполье, а затем и физическое уничтожение не за горами.

По мнению З.Абдулагатова, на фоне действий правоохранительных органов в республиках Северного Кавказа, предполагающих сугубо силовое решение проблемы, непростительно мало делается в сфере просветительской и воспитательной, для предотвращения попадания молодых людей в подполье. А тактика бороться с «ваххабитами» только лишь методом физического уничтожения уже доказала свою неэффективность. Ученый отметил также, что не раз уже правоохранительными органами делались победоносные заявление об окончательной победе над экстремистами, но эта война до сих пор продолжается, а количество уничтоженных экстремистов в Дагестане за 2007 год уже превышает аналогичную цифру за 2006 год.

    З.Абдулагатов подчеркнул также, что в Дагестане действия силовых ведомств по противодействию экстремизму зашли в тупик. Население не поддерживает силовиков в их методах борьбы, а официальному Духовному управлению мусульман не  удалось достичь идеологической победы, убежден ученый.

    В этой связи исследователи отметили роль регионального руководства и его позиции и понимания сути происходящего. Высказывание президента Дагестана Муху Алиева «Мы боремся против террористов, а надо бороться против терроризма», по их мнению, очень четко отражает суть проблемы.

    Участники семинара отметили, что, при этом, официальное духовенство в лице духовных управлений мусульман поддерживает такие силовые методы и выступает партнером МВД. Духовенство, по словам ученых, предпочитает делать вид, что никаких оппозиционных или альтернативных ДУМам молодежных религиозных групп нет, а те, которые есть — отъявленные ваххабиты, между тем это далеко не так. Солидарны в этом подходе с духовенством и некоторые региональные ученые.

    Как рассказала научный сотрудник Санкт-Петербургского музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) Джульетта Месхизде, на недавней конференции в одной из кавказских республик доклад молодой исследовательницы о молодежных движениях вызвал резко негативную реакцию, а автору вынесли вердикт: «Вы занимаетесь тем, чего нет».

    Другая тенденция в научной среде северокавказских республик – попытка выставить тем чего нет, несуществующим, фактор ислама в традиционных горских джамаатах. По словам участников семинара, их научные оппоненты настаивают на том, что джамааты горцев в XIX веке были основаны сугубо на этнической общности и на этнических обычаях и религиозный фактор как объединяющее или регламентирующее начало в их сообществах не присутствовал.

    В семинаре также приняли участие старший научный сотрудник Института истории, археологии, этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук Амир Наврузов, Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Институт востоковедения РАН Владимир Бобровников, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин, научный сотрудник Дагестанского научного центра РАН Шамиль Шихалиев.

    Участники семинара выступили с предложением более углубленного изучения феномена новой молодежной религиозности и его многогранных проявлений и ввести термин «новый ислам» или «новые мусульмане» для обозначения проявлений религиозности в молодежной среде которые не замыкаются на деятельности официальных духовных управлений мусульман.

Диляра Ахметова

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/964/">ISLAMRF.RU: Традиционалы, ваххабиты, джамааты и эксперты: парадигма противостояния</a>