RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Отношение Ислама к рабству

03.06.2008 10:52

Вопрос: В христианской Европе уже давно отменили рабство, а в мусульманском мире оно и сейчас кое-где процветает, да и сам ваш Пророк имел рабов и не говорил, что этого нельзя. Разве это не свидетельствует об отсталости и неугодности Богу вашей религии?

Ответ: В исламской традиции рабов называли «мамлюками». Синонимами слова «мамлюк» являются «абд», «кинн», «ракаба», «васив», «мульк аль-йаумин».

История рабства уходит корнями в глубокую древность. В различных обществах древнего мира рабы были абсолютно бесправными людьми, не защищенными никакими правовыми актами. На институте рабства основывалась вся социально-экономическая система древнего мира: когда не было передовой техники, обеспечить образование и свободное состояние одного человека, дать ему умение управлять войском и государством, создавать общественно значимые вещи мог только другой человек, который выполнял за него всю «техническую», черновую работу. И простейший способ достичь этой цели — заставить на себя работать совершенно безвозмездно другого, который не имеет никаких прав. В некоторых обществах свободу могли обрести только те рабы, которым были причинены какие-то физические увечья.

Поэтому рабство воспринималось как естественное состояние, без которого не могло быть никакого общественного развития. Моральное оправдание для этого рабовладельцы нашли себе такое же простое: участь раба объяснялась «судьбой» в ее языческом понимании, а также обстоятельствами личной вины — например, в рабство могли продать за невыплаченные долги. Наиболее жестокую и унизительную форму рабство приняло в античном мире, где этот институт получил идейное обоснование. Так, Аристотель считал, что раб есть «существо, в силу своей природы подвластное» («Политика», 1, 1:4). В обществах Древнего Востока рабство носило более мягкий характер — труд рабов там использовался главным образом в домашнем хозяйстве.

Самым надежным и постоянным источником пополнения рабов были войны, и некоторые войны велись специально для захвата рабов, которые должны были обеспечить безбедное существование победителей. Так, возвышение Юлия Цезаря в Риме было связано с тем, что он доставил в Рим множество рабов с «варварских» территорий, где он вел многолетние войны. Вообще в древности войны за рабов были примерно тем же, что в современном мире войны за природные ресурсы.

Израиль усвоил принципы рабовладения, свойственные окружающим народам. Однако различие между рабом и слугой было нечетким (оба обозначались одним словом: «эвед», работник, и это слово не имело уничижительного оттенка). Раб нередко рассматривался как домочадец, имеющий право на наследство (Быт. 15:3). Тора вводит ряд послаблений и ограничений в рабовладельческую систему. Раб-соплеменник должен был быть освобожден на седьмой год (вместе с семьей); освобождался и тот раб, кому хозяин нанес повреждение; убийство раба влекло за собой наказание (Исх. 21:2, 20:26). Несоблюдение этих правил вызывало осуждение пророков (Иер. 34:8).

Новый Завет не призывал к формальной отмене института рабства, а требовал морального, братского отношения к рабам, ставшим «братьями во Христе», при этом христиане-рабы должны были еще более ревностно служить своим хозяевам. Вот характерные поучения апостола Павла: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божье и учение» (1 Тим. 6:1). «Рабы, во всем повинуйтесь господам (вашим) по плоти, не в глазах (только) служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога» (Фил. 4:22). «Рабы, повинуйтесь господам (своим) по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (Еф. 6:5).

В истории первым прямым выступлением христиан против института рабовладения отмечена деятельность американских аболиционистов XIX в. Хотя не все конфессиональные общины поддерживали идею освобождения негров, многие богословы и группы верующих клеймили рабство, ссылаясь на Библию. Среди них Л. Харрисон, Л. Бичер, Т. Уэлд, Дж. Бирни, автор книги «Библия против рабства» (1837). Результатом их борьбы явилась война между Севером и Югом и крушение рабовладельческой системы в США.

Рабство было распространено и в доисламской Аравии. Там рабами в основном были чернокожие африканцы, хотя среди них были и люди из других регионов. Аравийское рабство, по сути, почти не отличалось от римского или греческого. Рабами становились либо военнопленные, либо же малоимущие люди, которые к тому же продавали своих детей в рабство.

К моменту начала ниспослания Корана рабство было тотально распространено во всем мире. В Европе появилась и новая «смягченная» модель рабства — феодальное крепостничество. Все мировоззрение древнего мира, социальные отношения, военная сфера, экономика и другие институты были неразрывно связаны с институтом рабства. Именно поэтому полная и окончательная его отмена только в одном регионе, в одном государстве была в то время невозможной. Множество мусульман попадало в плен и становилось рабами у неприятелей. Для создания паритета необходимы были такие же ответные действия.

Однако, несмотря на это, исламская религия никогда не поощряла рабство и, по мере возможности, всегда стремилась к установлению свободы для всех людей. Исламское право ограничило возможность приобретения новых рабов, запретив обращение в рабство за долги и вообще в мирное время. Отныне рабами могли стать только военнопленные, захваченные на поле боя.

Но и здесь рекомендовалось по возможности избегать обращения людей в рабство. В частности, можно было обменять пленных на мусульман, пребывающих в плену у неприятеля, либо же освободить их после получения за них выкупа. Безвозмездное же освобождение этих людей было невозможным, так как в этом случае ущемлялись права тех мусульманских бойцов, которые, жертвуя своими жизнями на фронтах, захватывали неприятеля в плен, в то время как их родственники были обращены этим неприятелем в рабство.

Если попытки получения выкупа или обмена военнопленными по каким-то причинам оказывались невозможными, то содержать их в плену не было экономической возможности. И потому проблема пленных могла решиться только двумя путями: либо они должны были быть убиты, чтобы, освободившись, вновь не повернули своих мечей против мусульман, либо же их нужно было продать в рабство, где они также не могли вернуться к своей агрессии против мусульман. Но рабство в большинстве случаев лучше смерти, так как человек продолжает жить и имеет надежду в дальнейшем обрести свободу и заново построить свою жизнь. В особенности это касается молодых людей, из которых состояла большая часть военнопленных.

По этим причинам мусульманское государство тогда не отменило полностью рабства, сохраняя этим самым жизни и надежды этих людей. Но исламская религия не обязывает мусульман продавать военнопленных в рабство, а лишь допускает это, а кроме того, устанавливает ряд гуманных правил, направленных на возможность постепенного освобождения военнопленного.

Несмотря на то что рабы были собственностью своих хозяев, тем не менее, исламское право рассматривало их в качестве людей и определяло им определенные права, которых не было в языческом мире. Хозяева обязаны были хорошо относиться к своим рабам и быть гуманными с ними (Коран, 4:36). Кроме этого, освобождение раба являлось богоугодным делом. В исламском праве часто предписывается освободить раба в качестве откупа за совершенный грех.

Рабы имели право на исповедание своей религии. Мусульманами они могли становиться только по своей воле. Их насильственное обращение в Ислам запрещалось. Религиозные обязанности раба, принявшего Ислам, были точно такими же, как у свободных людей. Однако в связи с социальным положением и правовыми ограничениями они освобождались от выплаты обязательного налога закят и от паломничества в Мекку (хадж).

Рабы могли быть проданы и обменяны. Но это запрещалось по отношению к рабыне, у которой родились дети. Рабов также можно было арендовать. Они не имели право иметь свое имущество. Поэтому все заработанное ими отдавалось их хозяину. Но раб мог договориться с хозяином о том, чтобы заработать определенную сумму денег, необходимую для того, чтобы получить от него свободу.

Если в плен захватывались муж с женой, то в рабстве они также оставались с супругами, и разъединять их запрещалось. Однако если в плен попадала только жена, то ее прежний брак автоматически оказывался расторгнутым.

Рабы и рабыни могли также вступать в брачные отношения между собой с согласия их хозяина. Рожденные от этих браков дети были свободными людьми. Хозяин имел право жить со своей рабыней, и если она рожала от своего хозяина ребенка, то называлась «умм аль-валяд», ее нельзя было никому более продавать или передавать. После смерти своего хозяина она становилась свободной. Ее дети рождались уже свободными и обладали правом наследования.

Все эти мусульманские правила можно оценить по достоинству только в системе ценностей средневекового рабовладельческого и крепостнического общества, в котором они являлись единственной реалистичной защитной мерой для человека. По мере отхода человечества от принципов рабовладельчества исламская система получила возможность искоренить последние атавизмы этого языческого института, привносимые в нее извне, полностью и навсегда.

Айдын АЛИ-ЗАДЕ

Али Вячеслав ПОЛОСИН

Материал опубликован в еженедельной всероссийской газете мусульман
«Медина аль-Ислам», №21 (70), 24–30 мая 2008, с. 4.

03.05.2008

Ссылки по теме:

Кто и зачем сотворил зло?

Почему у Пророка Мухаммада было более четырех жен?

Ашари и Матуриди: в чем отличия их школ?

Клеветник: простить или отвергнуть?

Является ли «хитрость» атрибутом Аллаха?

Апологетика Ислама: Одному ли Богу поклоняются христиане и мусульмане? Кто придумал «цельнокованного бога»?

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/teology/faith/3119/">ISLAMRF.RU: Отношение Ислама к рабству</a>