RSS | PDA | Архив   Вторник 23 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Магистры для уммы. Первые плоды Программы подготовки кадров с углубленным изучением истории и культуры ислама

24.05.2010 10:37

20 мая 2010 года в Институте стран Азии и Африки Московского государственного университета состоялась защита магистерских работ выпускников магистратуры, которые обучались в вузе в рамках программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Подготовка специалистов в рамках этой программы ведется в нескольких вузах страны, однако данный выпуск примечателен тем, что этот поток был первым, кто начал обучение по ней и в 2008 году бакалавриат ИСАА МГУ закончило 11 человек. Четверо из них продолжили обучение в магистратуре и вновь они первые – первые магистранты среди всех участников данной программы. Мы побеседовали с каждым из молодых специалистов.  

 

Что касается программы целиком, в ней участвует восемь государственных вузов. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского в 2009/2010 учебном году выпускает первых специалистов по специальности «Политология» со специализацией «Востоковедение, арабский язык». 36 студентов по данной программе обучаются в Северо-Кавказском государственном техническом университете (Пятигорск) и в следующем 2010/2011 учебном году выпустят первых социологов со специализацией «исламская социология, арабский язык».

 

В Кубанском государственном университете  (Краснодар) готовят историков, в Московском государственном лингвистическом университете – культурологов со специализацией «востоковедение, арабский язык», в Башкирском государственном педагогическом университете им. М.Акмуллы (Уфа) юристов, в Смольном институте свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета специалистов в области искусств и гуманитарных наук со специализацией «востоковедение, арабский язык». В Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете (Казань) программа реализуется сразу в трех направлениях: здесь готовят специалистов в области мировой экономики, со специализацией «экономика исламских государств", лингвистов со знанием английского и арабского языков и юристов со специализацией «право мусульманских стран (учитель права)".

 

Ринат Сагитов

 

Ринат родом из Стерлибашевского района Башкортостана, окончил школу в Уфе, затем поступил учиться в Российский исламский университет в Казани. Через некоторое время он принял приглашение участвовать в программе и поступил в ИСАА МГУ.

 

Защитил магистерскую работу по теме «Дарфурский конфликт в Судане». Научный руководитель: кандидат исторических наук, старший научный сотрудник кафедры арабской филологии ИСАА МГУ Геннадий Иванович Бочкарев. Работа анализирует конфликтную ситуация в Дарфуре, сложившуюся с 2003 года, при этом большое внимание уделяется историческому аспекту – причинам и предпосылкам возникновения гуманитарной катастрофы

 

Ринат, в чем значимость и научная новизна вашего исследования?

 

В ходе работы над исследованием было изучено множество источников на арабском и английском языках, ранее неиспользованных в российской науке. Мой научный руководитель в 1989-1995 годах был сотрудником российского посольства в Судане. Оттуда он привез большой объем литературы по данной проблематике, по большей части материалы суданских авторов ХХ века на арабском и английском языках. Эти источники были мной переведены и введены в научный оборот. В числе изученных источников есть и такие интересные, как, например, мемуары английского генерал-губернатора Дарфура в 1884-1900 годах Рудольфа Флатина «Огонь и меч в Судане», которые он опубликовал в 1920 году уже по приезду на родину.

 

Каков ваш основной вывод?

 

Вывод заключается в том, что к сложнейшей ситуации, которая сложилась в наши дни в Судане и в частности в Дарфуре, вели целый комплекс причин политического и экономического характера на протяжении всего ХХ века и даже раньше. К объективным причинам можно отнести опустынивание северных территорий страны после 1960-го года, вследствие чего населявшие эти земли племена стали искать себе новые пристанища на территориях других племен, живущих южнее. Другие объективные причины: колонизация и политика маргинализации Дарфура, которая планомерно велась на протяжении долгих лет. Для сравнения: в 1955 году правительством Судана центральному региону страны было предложено 50 экономических проектов для реализации, а Дарфуру – всего один. Было принято множество законов, ущемляющих права малых народностей. Одной из субъективных причин является политика «разделяй и властвуй», которая проводилась в этой стране между племенами в течение многих лет. 3 крупных племени боролись за власть в этом регионе и использовали малочисленные племена в своих целях. В частности, в результате такой политики население Дарфура было вооружено и в дальнейшем это сослужило дарфурцам плохую службу – появилась практика решать любой мелкий конфликт путем насилия.

 

Официальным же поводом конфликта считается заключенное в 2003 году соглашение между Севером и Югом страны о разделении доходов от добычи нефти, в котором интересы Дарфура вообще не были учтены.

 

- В каком русле вы планируете продолжать карьеру? Поступали ли предложения о работе?

 

Предложений о работе не поступало. Я намерен поступать в аспирантуру или же поехать продолжать обучение в арабской стране, для усовершенствования своих языковых навыков.

 

Роберт Нагимзянов

 

Роберт родился и вырос в Казани, он закончил татарскую гимназию №2, затем, проучившись некоторое время в Российском исламском университете, поступил в МГУ. Тема его исследования, выполненная под руководством доктора исторических наук, профессора Вавилова Александра Иосифовича: «Сравнительная характеристика политики Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки в палестинском вопросе в первом десятилетии XXI века».

 

Роберт, расскажите о содержании своего исследования?

 

Структура магистерской работы включает в себя обзор генезиса палестино-израильского противостояния, обзор политики США по отношению к ней, обзор политики России и сравнительный анализ подходов этих стран, их позиций и эволюции этих позиций.

 

Мы пришли к заключению, что в рассматриваемый период  Соединенные Штаты Америки стояли на произраильских позициях и навязывали это видение палестинцам, что очень негативно сказалось на настроениях палестинцев. Фактически, такая политика США свела на нет тот процесс урегулирования конфликта, который начался усилиями международного сообщества в 1991 году.

 

Позиция России все это время была центристской, не было крена ни в ту, ни в другую сторону. В то же время к слабой стороне российской позиции можно отнести то, что мы многое упустили – был период когда внимание нашей страны было целиком поглощено своими внутренними проблемами и мы не проявляли должной инициативы в этом процессе. Сейчас уровень российской активности в регионе по сравнению с 1990-ми годами значительно увеличился, но еще не достиг того значения, которое было присуще эпохе СССР.

 

Делается ли в работе прогноз развития ситуации?

 

Мы говорим о том, что недостатком миротворческого процесса 90-ых было то, что обсуждались в основном второстепенные детали урегулирования конфликта, а не ключевые вопросы. Наш прогноз заключается в том, что если незамедлительно начать переговоры по существу, по тем вопросам, которые вызывают у сторон наибольшие разногласия, мир может быть достигнут в перспективе 5-10 лет. Мы также говорим о том, что США не могут вечно поддерживать только Израиль, это понимают как в самих Штатах, так и в израильском государстве. Администрация Барака Обамы стало осознавать, что терпение палестинцев уже иссякает и нужно менять свои подходы. Американское произраильское лобби на сегодняшний день раскололось надвое: часть осталась на прежних позициях, а другая говорит о том, что палестинцам нужно позволить построить собственное государство, чего Израиль не хочет допустить.

 

Каковы ваши карьерные планы?

 

Предложения о работе мне поступали, но не со стороны религиозных структур, а от коммерческих организаций. Но я планирую поступить в аспирантуру ИСАА МГУ и продолжить исследовательскую деятельность.

 

Ильдар Нуриманов

 

Ильдар родился в знаменитом татарском селе Красная Горка (Сафаджай) в Нижегородской области. Это – самый опытный из наших собеседников, поскольку на момент поступления в ИСАА МГУ он уже успел окончить нижегородское медресе «Махинур» и работал в Духовном управлении. Параллельно с московским вузом он закончил Волго-Вятскую академию государственной службы в Нижнем Новгороде, а сразу по окончанию бакалавриата он был назначен на должность генерального директора Издательского дома «Медина». Ильдар – это как раз тот случай, когда практика совпадает с теорией, то есть заявленные цели программы в полной мере реализуются на деле.

 

Расскажите о теме вашей работы и кто ваш научный руководитель?

 

Тема моей работы: «Паломническая традиция российских мусульман в Новое и Новейшее время». Она готовилась под научным руководством доктора исторических науки, профессора ИСАА МГУ Горячкина Геннадия Васильевича. Нижний предел исследуемого периода – XV век. Была изучения история вопроса со времен Московской Руси до 1917 года и с 1917 по наши дни. Этой темой я занимаюсь давно и нашим издательским домом выпускается ежегодный сборник «Хадж российских мусульман». Моя работа – это первая попытка охватить весь комплекс проблем совершения хаджа россиянами за такой длительный период. Ранее в отечественной науке были изучены только некоторые аспекты этой темы.

 

В ходе работы было изучено много архивных материалов – россияне из центральных областей страны и Северного Кавказа много и охотно писали хаджнаме (особый литературный жанр – путевые записки паломника), некоторые из которых дошли и до нас. Самая ранняя изученная хаджнаме относится к 1699 году и написана она казанским татарином Котлыгычем Ассимети.

 

Особо нужно подчеркнуть, что российское государство также проявляло заинтересованность в вопросах хаджа. На государственную службу по курированию этих вопросов брали мусульман, которые, таким образом, с одной стороны выполняли и свой религиозный долг, а с другой, приносили пользу своему отечеству. Аравия была интересна россиянам, в XIX веке издавались путевые записки русских и европейцев, которые посещали Джидду. Есть всемирно известное описание Мекки и Медины и обрядов совершения хаджа Ричарда Бертона, которое он опубликовал в 1853 году после того как нелегально (поскольку немусульман в Мекку и Медину не пускают), переодевшись проник в святые места. Это описание было переведено на русский язык и издано в 1872 году.

 

Ильдар, вы руководите работой издательского дома. Планируете ли публиковать свою магистерскую работу как отдельную монографию?

 

В данное время нет. Я намерен продолжить исследование этой темы и еще больше его расширив и защитить в виде кандидатской диссертации. Только после защиты через 2-3 года я планирую издавать этот труд как книгу.

 

Ваш поток – самый первый в проекте подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Как вы оцениваете нужность и эффективность этой программы? Ощущается ли внимание со стороны духовных структур, для которых, по сути, вас и готовили?

 

Программа, разумеется, нужна, ведь специалисты нам необходимы. Российская умма только сейчас подходит к решению задач, которые должны были быть решены много ранее. Эта программа дала возможность нам, ребятам из глубинки, получить образование в лучшем вузе страны, о чем мы даже не мечтали. Я уверен, что выпускники программы сыграют положительную роль в развитии ислама в России.

 

Наш опыт интересен еще и тем, что на курсе учились представители разных, порой конкурирующих духовных структур. В начале совместного обучения у нас было много диспутов в духе «какой муфтият лучше, правильнее», но мы все эти трения преодолели, нашли общий язык. Думаю, это очень нужный и ценный опыт, особенно в свете безуспешных попыток различных духовных центров мусульман объединиться.

 

Что касается внимания со стороны духовных структур, лично я с первого по последний день обучения ощущал на себе заботу ДУМ НО, был в постоянном контакте с организацией, которая меня направила на обучение.

 

Алмаз Абдрахманов

 

Алмаз родом из города Зеленодольск под Казанью. В ИСАА он также попал из Российского исламского университета. Параллельно с учебой Алмаз всегда вел и общественную деятельность – работал с молодежью, участвовал в организации  просветительских и благотворительных акций, работал в мусульманском информационном агентстве. Он стал руководителем группы молодых мусульманских лидеров, которые впервые цельной командой приняли участие во всероссийском молодежном лагере на Селигере  летом 2009 года, а сейчас руководит молодежным движением московских мусульман «7 поколение».

 

Алмаз, какова тема вашей магистерской работы, в чем ее значимость и научная ценность?

 

Моим научным руководителем является известный российский египтолог, профессор Горячкин Геннадий Васильевич. Тема исследования: Российско (советско)-египетские торгово-экономические связи в XIХ-начале XX веков. Были изучены торгово-экономические отношения между двумя государствами на протяжении полутора столетий. Российско-египетские отношения были и ранее исследованы российской наукой, но они касались прежде всего сферы политики, а экономика оставалась вне рамок этих работ. Я работал в Российском государственном архиве, Российском архиве военно-морского флота, поиск исторических свидетельств велся в москве и Санкт-Петербурге. Изучались переписка министров и российских консулов других ответственных лиц, документы на итальянском, французском, русском, английском языках. А также протоколы египетского парламента. Все эти документы были введены в научный оборот впервые.

 

А каким было это торгово-экономическое сотрудничество и как оно развивалось?

 

Если говорить о XIХ веке, из Египта в Россию импортировался хлопок, который до сих пор считается одним из лучших по качеству хлопком в мире. Мы экспортировали в египетский вилает Османской империи муку, сахар, лес, керосин, спирт, табак. Надо отметить, что и в то время велись информационные войны, существовал «черный пиар». Российский товар отличался высоким качеством по отношению к продукции конкурентов, а среди египтян распространялись слухи и домыслы о том, что, например, российская мука такая белая, потому что в нее добавляют свиной жир или российский сахар прозрачный и блестящий потому, что в него добавляют стекло.

 

Что касается динамики отношений, то были разные периоды. К примеру, на рынке керосина шли конкурентные войны в которой в определенный период полный верх одержала наша страна и вся Османская империя перешла на потребление российского керосина, полностью вытеснив американских конкурентов. При вице-короле Мухаммеде Али благодаря российским инженерам в Египте были созданы предприятия по добыче золота.

 

Бросается в глаза вот что: российские консулы хорошо понимали специфику египетского рынка и могли бы способствовать росту товарооборота, но со стороны государства не было правил, регламентирующих эту деятельность, в сферу компетенции консула входило только развитие политических отношений, у них не было механизмов экономической деятельности.

 

А как сейчас обстоят дела в этом отношении?

 

Еще много десятилетий назад российский востоковед Федоров сказа о специфике египетского торговца: он может многое предложить купцам и готов это сделать, но ждет, когда купец сам к нему приедет и первым проявит инициативу. Эта особенность менталитета в полной мере справедлива и в наши дни и по существу российско-египетское экономическое сотрудничество и в наши дни спотыкается о те же подводные камни, что и век или полтора назад. К примеру, не так давно в Москве прошла крупная международная выставка деревообрабатывающей промышленности. В ней приняла участие мебельная фабрика из Египта, что интересно, это была первое такое предприятие, которое заявило о себе на российском рынке. Фабрика вызвала очень большой интерес у российских бизнесменов и в июне намечена поездка бизнес-делегации в Египет. Иначе говоря, перспективы экономического сотрудничества между нашими странами очень широки и привлекательны, но необходима инициатива с нашей стороны.

 

Каковы ваши дальнейшие планы? Ощущаете ли заинтересованность со стороны духовных структур в своей квалификации?

 

Заинтересованности со стороны духовных управлений я пока не ощущаю, но есть высокий интерес и необходимость в наших знаниях для мусульман: ко мне много обращаются с расспросами. Различными вопросами. Я вижу, что наши знания нужны умме.

 

Подготовила Наиля Тарджеманова

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/umma/faces/12806/">ISLAMRF.RU: Магистры для уммы. Первые плоды Программы подготовки кадров с углубленным изучением истории и культуры ислама</a>