RSS | PDA | Архив   Вторник 23 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Мунир-хазрат Беюсов: «Нужно спасти нашу молодежь от радикализации»

01.10.2010 11:51

В июне текущего года в гостинице «Англетер» города Санкт-Петербурга прошла конференция, на которой мусульмане северной столицы познакомились со своим новым наставником - Муниром-хазратом Беюсовым, имамом-мухтасибом г. Санкт Петербурга и Ленинградской области, официальным представителем ДУМЕР в регионе. В его назначении на эту высокую должность можно усмотреть продолжение сознательно осуществляемой политики ДУМЕР, которое делает ставку на молодых высокообразованных лидеров. О стоящих перед ним задачах и планах их решения Мунир-хазрат рассказал в своём интервью.

 

 

- Ас-саляму алейкум, Мунир-хазрат! В первую очередь, думаю, следует задать Вам вопрос, волнующий всех: на что будет направлена Ваша работа в новом качестве? Что является её главной целью?

 

- Прежде всего, мне хотелось бы поздравить всех мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного округа с наступлением благословенного месяца Рамадана. Молю Всевышнего Аллаха, чтобы Он принял наш пост, который в этом году выпал на длинные дни и совпал с необычайно жаркой погодой. Главная задача, поставленная передо мной руководством, – координировать деятельность общин, созданных здесь с официального разрешения ДУМЕР: необходимо сплотить их, наладить связи и добрососедские отношения между ними. Многие общины созданы представителями одной национальности и представляют собой достаточно закрытые группы – требуется организовать диалог между ними, чтобы конструктивно взаимодействовать с властью. Очень хотелось бы, чтобы лидеры общин поняли: для того чтобы представители властных структур прислушивались к нашему мнению, необходимо объединиться и зарекомендовать себя в качестве устойчивого образования, построенного в полном соответствии с законом.

 

- Какое место Вы отводите выстраиванию отношений с властью?

 

- На мой взгляд, это приоритетно. Было бы прекрасно, если бы все отдавали себе отчет в том, что такие отношения нужны - более того, я считаю, что они жизненно необходимы. Построение благополучия страны невозможно без активного взаимодействия религии и власти, ведь оба этих института заинтересованы в повышении уровня нравственности и стабильной обстановке в обществе. Поэтому мы очень надеемся на понимание, содействие и поддержку со стороны губернатора Санкт-Петербурга – уважаемой Валентины Матвиенко. В городе проживают сотни тысяч мусульман и, конечно, конструктивное сотрудничество здесь принесет свои плоды, если на то будет воля Всемилостивого Аллаха, о чем мы будем неустанно молиться. Тем более что именно в Петербурге мы до сих пор можем видеть замечательный памятник архитектуры – городскую мечеть, построенную при личном содействии императора Николая II, при котором умма северной столицы особенно сплотилась.

 

- В своём обращении по случаю наступлению священного месяца Рамадана Вы говорили о том, что надеетесь на помощь и поддержку как со стороны власти, так и со стороны уммы. В каком именно деле Вам нужна поддержка?

 

- Это общее для мусульман и немусульман дело мира. Сегодня мы всеми силами стараемся сохранить ценности традиционного ислама на российской земле. От нашей работы зависит то, в каком обществе все мы окажемся завтра. Как правило, верно поняв наши задачи, руководство властных структур идёт нам навстречу: мы несём идеи мира, пропагандируем высокую нравственность и ответственное отношение к жизни - своему здоровью, своей семье, своей Родине. Люди, воспитанные на идеалах традиционного ислама, никогда – подчеркиваю: НИКОГДА – не возьмут в руки оружие, потому что убийство в исламе – тягчайший грех. И нам важно общими силами спасти нашу молодёжь от радикализации, от тех лже-проповедников, которые уже погубили тысячи жизней, добиваясь своих корыстных целей.

 

- Как, по Вашему мнению, следует бороться с радикализацией?

 

- Считаю, что должна проводиться масштабная разъяснительная работа, включающая в себя в первую очередь профилактику распространения радикальных идей. Практика показывает, что для этой цели может служить, в том числе, и работа с заключенными, которую всячески приветствует ДУМЕР и которой я лично посвятил около года жизни. Для этой цели могут служить и ознакомительные лекции об исламе, предназначенные для учителей, работников силовых структур и других групп населения. Существует много хороших идей и проектов. Сейчас, на начальном этапе, крайне важно получить доверие и поддержку, чтобы претворить их в жизнь.

 

- Случалось ли Вам сталкиваться с проявлениями экстремизма и терроризма?

 

- К несчастью, да. Для меня терроризм не абстрактное понятие: во время своей учёбы в Саудовской Аравии я стал свидетелем захвата самолёта и по воле Всевышнего оказался в самой гуще событий в качестве переводчика. Это было в 2001 или 2002 году. Вместе с генконсулом РФ в г. Джидде Энварбеком Фазильяновым мы размещали в гостиницах всех, кто летел тем роковым рейсом. Чтобы спастись от террористов, люди выпрыгивали из захваченного самолёта, ломали себе руки и ноги. Я видел всё это – как в страхе убегали женщины и дети, как они рыдали и с трудом приходили в себя после пережитого… Невозможно забыть их глаза. Поэтому для меня терроризм – это только кровь и смертельный испуг, ничего больше. И мы ни в коем случае не должны допускать, чтобы молодых людей и девушек, которые только начинают жить, обманом вовлекали в это страшное дело.

 

- Как Вы относитесь к тому, что террористы при совершении своих преступлений прикрываются тем, что они якобы "совершают джихад"?

 

- Мне очень обидно, что понятие «джихад» сегодня часто ассоциируют с чем-то ужасным, с угрозой для общества. На самом деле это понятие относится к сфере самосовершенствования. «Джихад» означает воспитание своего нафса (тёмной стороны личности), совершение добрых дел на благо Отечества. Есть множество видов джихада, и все они мирные, кроме защиты своей Родины от врага, но это вынужденная мера, а не нападение на мирных граждан. Те, кто исказил значение этого понятия, получат достойное воздаяние за свои грехи. Это никакой не «джихад» - брать в руки оружие и идти по стопам иблиса (сатаны), проливая кровь и нанося вред самим себе, своей психике. Это противоречит мирной концепции ислама, идет вразрез с нравственными устоями и не может быть ничем оправдано. В Священном Коране сказано, что самая ужасная кара постигнет тех, кто убивает ни в чём неповинных людей и допускает кровопролитие.

 

- Перейдем к менее "горячей", но не менее важной теме - Вашему назначению на должность имама-мухтасиба Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Известно, что Санкт-Петербург - город, в котором существует множество независимых друг от друга исламских религиозных организаций. Расскажите, пожалуйста, каким образом руководство ДУМЕР приняло решение о том, чтобы направить в данный регион своего представителя?

 

- На протяжении пяти лет мусульмане Санкт-Петербурга обращались к шейху муфтию Равилю-хазрату Гайнутдину с просьбой о выдаче разрешений, необходимых для регистрации МРОМ, и это правильно, потому что сегодня в Петербурге всего одна мечеть и строится вторая, но этого объективно мало для удовлетворения потребностей уммы города, которая насчитывает несколько сотен тысяч человек. Итак, был зарегистрирован ряд общин, которые поставили своей задачей проведение молитв, религиозных обрядов и проповедей. Душа любого человека, независимо от его национальной принадлежности, нуждается в вере, духовной опоре. История ислама показывает, что духовные общины и организации не могут вести свою деятельность без надзора со стороны представителей вышестоящего духовного управления. Напомню, что всегда существовал институт представителей халифа, которых халиф назначал в различные регионы исламского государства. Что касается истории ислама в России, у нас до 1917 г. существовал институт указных имамов, которые могли вести работу только с благословения центрального духовного органа. Моё назначение на ответственный пост имама-мухтасиба Санкт-Петербурга и Ленинградской области уважаемым муфтием Равилем-хазратом Гайнутдином укладывается в рамки этой традиции. Изначально на меня была возложена ответственность как на лидера, духовного наставника, к которому мусульмане всего региона могут обратиться, а также я обязан выполнять функции координатора, который не должен допускать религиозного и межнационального раскола и недопонимания среди лидеров наших общин.

 

- В Санкт-Петербурге уже имеется Духовное управление мусульман, основанное по инициативе ЦДУМ. Не приведут ли Ваши попытки сплотить мусульманские общины к созданию параллельной структуры и не будет ли это, в конечном итоге, противоречить концепции единства всех мусульман?

 

- Действительно, мне известно, что в Санкт-Петербурге существует Духовное управление, которое возглавляет уважаемый муфтий Джафар-хазрат Пончаев. Что касается «создания параллельной структуры», думаю, мне еще раз стоит напомнить, что инициатива создания МРОМ исходила непосредственно от самих мусульманских общин города. С уважаемым муфтием Пончаевым у нас одни и те же цели и задачи, умма здесь очень большая, и работы в ней хватит на всех. Например, необходимо создавать исламские СМИ, издавать религиозную литературу, крайне важно предоставить мусульманской молодёжи возможность находить местные исламские сайты в Интернете. Радикализация происходит из-за того, что экстремисты активно влияют на сознание людей. Поэтому нужно создавать мечети и всеми приемлемыми способами предлагать мусульманам альтернативу. Кроме того, в городе много мигрантов –  необходимо прививать им культуру, способствовать их социализации, чтобы они не уходили в подполье и жили в соответствии с законом. Думаю, муфтий Пончаев с его огромным опытом это понимает. А проблему из складывающейся сегодня ситуации создают третьи лица, которые не имеют к нам отношения и которым был бы выгоден раскол – для этого и используются такие громкие выражения, как «параллельная структура».

 

- Думаю, верующим было бы интересно узнать, где Вы родились, где проходили обучение. Расскажите, пожалуйста, о себе.

 

- Родился я в татарской семье неподалёку от Санкт-Петербурга, в Эстонии. Мои предки родом из Нижегородской области, и после переезда в Центральную Россию я окончил нижегородское медресе «Махинур» при ДУМНО, затем обучался в Московском Высшем Исламском колледже. По воле Аллаха, мой дядя Ильдар-хазрат Мухаметшин, ныне муфтий Эстонии, отправился учиться в Саудовскую Аравию и взял с собой мои документы. Так я поступил в Международный Исламский Университет в г. Медина. Сейчас продолжаю заочно получать светское образование по специальностям историка и экономиста, поскольку высокое звание духовного лидера и наставника – это очень ответственная работа, которая требует очень широкого кругозора. Ислам привествует стремление к знаниям, и мы призываем всех единоверцев получать образование - как религиозное, так и светское.

 

- А что касается опыта непосредственного служения имамом в большом городе с его особенностями - как Вы считаете, достаточно ли его у Вас?

 

- Хвала Аллаху, в Духовном управлении мусульман Нижегородской области, где я начал трудиться сразу после окончания Международного Исламского Университета, мне дали возможность получить очень богатый опыт, в том числе - в должности имама-мухтасиба г. Нижнего Новгорода.

 

- Входит ли в Ваши планы строительство новой мечети?

 

Прежде чем строить мечеть, нужно познакомиться с людьми, которые станут ее прихожанами, сплотить умму. Пророк Мухаммад (мир ему!) построил свою мечеть более чем через 10 лет  после своего переселения в г. Медину - он создавал полноценную общину, объединял людей, подготавливал почву для этого благого дела. Сейчас этот этап общения с уммой так же важен, как и во времена Посланника Аллаха. Каждый мусульманин должен быть воспитан в духе традиций Ислама.

 

- Что Вы понимаете под "традиционным исламом", о котором в последнее время так много говорят и пишут?

 

- Для России традиционным является ханафитский мазхаб, названный по имени его основателя имама Абу Ханифы. Ханафитский мазхаб прекрасно подходит для мусульман, проживающих в таком многонациональном государстве, как Россия. В пользу этого говорит тот факт, что наши предки, мусульмане-ханафиты, веками мирно соседствовали с православным русским населением.

 

- Как Вы, сторонник традиционного ислама, можете объяснить тот факт, что в тех общинах, с которыми Вы работаете, недавно проводились проверки? Значит, у руководства правоохранительных органов возникли какие-то подозрения?

 

- Что касается проверок, то они действительно имели место. Могли произойти ошибки - ввиду отсутствия объединяющей силы, духовного лица, которое  контролировало бы деятельность МРОМ, следило бы за тем, чтобы эта деятельность велась в соотвествии с действующим законодательством и за тем, чтобы преподавание основ ислама и других религиозных дисциплин велось по утвержденной программе. Но не было ни налаженного механизма взаимодействия с органами власти, ни отделов с четко разграниченными полномочиями, созданных в соответствии с современными стандартами. Это, естественно, недоработка, и её потребуется устранить.

 

- Как Вы сами относитесь к проверкам религиозных общин и мечетей сотрудниками правоохранительных органов?

 

- Таких проверок не следует бояться. Важно понимать, что государство в лице местной власти и представителей правоохранительных органов стремится прежде всего к выполнению своей функции гаранта безопасности. Как можно без проведения таких проверок обеспечить покой граждан? Например, в Ираке прямо в праздничные дни взрывают мечети. Мы должны всячески помогать проверяющим и сотрудничать с ними, чтобы сделать нашу деятельность максимально прозрачной. Если поступила информация о готовящемся преступлении, её обязательно нужно проверить - до того, как пострадают люди. Но, конечно, такие проверки должны производиться только на законных основаниях. Важно, чтобы интересы мусульман были учтены. А в целом мы постоянно должны благодарить тех, кто берется за непростой труд стражей порядка.

 

- Ну, и, наконец, вопрос, ответ на который будет интересен представителям всех конфессий нашего региона. Собираетесь ли Вы активно участвовать в каких-то межрелигиозных мероприятиях?

 

- Да, конечно, налаживание взаимодействия с представителями других конфессий – очень нужное, важное и интересное дело. Если представители каждой конфессии поделятся своим опытом нравственного воспитания прихожан, это обязательно принесет свои плоды. Например, мои коллеги из отдела науки и образования ДУМНО вместе с представителями РПЦ и других религиозных организаций принимали участие в разработке учебного пособия по курсу "История религий". В итоге получилась добротная книга, благодаря которой все школьники, независимо от вероисповедания, смогут расширить свои познания в области религий и по-другому взглянуть на своих соседей.

 

- Благодарю Вас за интересную беседу, Мунир-хазрат.

 

- Мир Вам, милость и благословение Всевышнего!

 

Беседовала Хайям Шахриярова

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/umma/faces/13765/">ISLAMRF.RU: Мунир-хазрат Беюсов: «Нужно спасти нашу молодежь от радикализации»</a>