RSS | PDA | Архив   Суббота 27 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Хаджж - как же это много! Широко! Светло! И дающе надежду...

24.12.2009 17:00

Небольшие зарисовки, навеянные хаджем  

 

Волею Всевышнего, несколько дней назад автору удалось совершить хадж по программе "Гости короля". Согласно которой, король Саудовской Аравии, его величество Абдалла ибн Абдель Азиз аль Сауд ежегодно предоставляет определенную квоту различным мировым странам для обеспечения хаджжа из своего личного фонда. В этом году Азербайджану было выделено 50 мест.

 

Филипп Сушар, Муртаза Мухтаров и «антиминаретные страсти» в Швейцарии в период хаджа (на правах введения)

 

Одним из популярнейших и известных личностей Европы XIX века был швейцарец Филипп Сушар. Именно ему принадлежит первенство в улучшении технологии изготовления шоколада: изобретение аппарата для приготовления смесей, что позволяло быстро смешивать в однородную массу какао-пудру с сахаром. Основал шоколадную фабрику Ф.Сушар в местечке Серьер (близ Невшателя). Там же находился его дом. Рядом с которым в 1865 г., по возвращении из путешествия по Ближнему Востоку, Ф.Сушар построил минарет. Правда, отмечается, что дело тут было не в набожности швейцарца, а в тяготении изобретателя к искусству восточной архитектуры. Но факт остается фактом: тот самый минарет тихо-мирно дожил до наших дней.

 

Здесь вспоминается еще один случай. Может, не совсем идентичный, но, как говорится, "в тему".

 

В начале ХХ века  азербайджанский нефтемагнат Муртуза Мухтаров со своей супругой

Лизой Тугановой (дочь генерала Асланбека Туганова) путешествовал по Италии. В Венеции она высказала восхищение одним из особняков. По возвращении, любящий жену М.Мухтаров, не ставя ее в известность, приступил к строительству дома по тому же проекту. Решив возвести его в престижном центральном районе Баку. Но здесь имела место быть одна тонкость. Недалеко от облюбованного М.Мухтаровым места стоял православный храм (в тот период - самый большой на всем Южном Кавказе). Архитектурная композиция позволяла видеть храм издалека со всех точек города. В связи с чем, православное духовенство воспротивилось  возведению неподалеку соборной мечети. А при постройке мечети Таза-пир призвало запретить строительство второго яруса минаретов, могущих, вследствие высоты и выразительности силуэта, "конкурировать" с храмом. Однако, предпринявшему определенные "оперативные" шаги М.Мухтарову удалось получить из Санкт-Петербурга разрешение на постройку дома. При этом верующий миллионер, строивший мечети не только в Баку, но также во Владикавказе (в честь супруги, осетинки по национальности) и Петербурге, установил на своем особняке шпиль, превышающий высоту храма. Так был "решен" важнейший нюанс.

 

К слову, в швейцарском направлении можно вспомнить еще один случай, из недавнего прошлого. В начале 2008 г. во время визита в Иран, министр иностранных дел Швейцарии, феминистка Мишелин Кальми-Рей покрыла голову белым платком. Тем самым, продемонстрировав уважение к традициям государства пребывания. В связи с чем, по возвращении в страну, была подвергнута критике. Но тот случай имел, все же, больше  характер как бы "свободы мышления". Нынешний же бум со "швейцарскими" минаретами несет в корне иной посыл. 

 

Наверняка, имеется своя подоплека в том, что такого рода моменты инициируются во внешне спокойных странах: сначала произошел "карикатурный скандал" в благопристойно-спокойной и хладнокровной Дании, а теперь "заговорила" Швейцария, да еще посредством референдума. Случайно? Или кто-то намеренно "будит" традиционно «мягкие» уголки планеты?

Может, чтобы лишить их определенного «ранга»?  Но мы далеки от попыток анализа в этом материале политических причин происходящего, а лишь констатируем факт. Не просто сам по себе. А в преломление к увиденному во время хаджжа.

 

Кааба и небоскребы

 

Словами не опишешь, да и посредством фото или видео - съемок не передашь ощущений, что испытываешь при одновременном взгляде на Каабу и новейшие постройки вокруг Масджид-аль-Харам (Заповедная мечеть) в Мекке («аль-мукаррама», «умм аль-кура» - «благословенная Мекка», «мать городов»). Кааба, территория мечети, минареты и...фешенебельнейшие монументальные здания западного стиля. Причем по проекту, что демонстрируются на щитах вокруг мечети, это - всего лишь начало. Так вот когда находишься на втором этаже мечети, взору предстает сногсшибательнейшая картина (или панорама?). Неподвластная времени величественнейшая Кааба - на фоне современности. Но это - один ракурс (в прямом и переносном смысле слова). Второй вызывает определенные вопросы. И немалые.

 

Строительство новых зданий по всей Мекке выдержано в традиционном духе. Где для всех зданий характерна единая специфика, лишь с ненарушающими ансамбль варьирующимися нюансами. Но именно вокруг Заповедной мечети разрастается комплекс, совершенно противоположный традиционной архитектуре. Т.е. облик принимает значительно иной оттенок (Приложение ФОТО 1-3). Вот тут и возникает вопрос - это случайность? Неожиданность? Или принятие закономерного решения? Автор рискнет предположить, что делается это сознательно. Но по какой причине? Ведь, без проблем, новейшие небоскребы могли бы иметь традиционные для Мекки очертания. Значит, сделано это в соответствие с изначальными планами. Как представляется, понять глубину идеи возможно, лишь находясь внутри мечети: при осуществлении тавафа (обход вокруг Каабы во время хаджа), совершении намаза или даже "обыкновенном" размышлении. Вот тут испытываются неимоверные ощущения: ты видишь Каабу, древнюю и вечно молодую, притягивающую и дающую надежду, со всеми сохраняющимися и передающимися из поколения в поколения ритуальными традициями. И эта Кааба, вкупе с сопровождающими ее духовностью и чистотой, сохраняется той же самой, несмотря на цивилизационные наработки современного зодчества. Являясь центром притяжения миллиардов людей, неся те же заряд, силу и обоснование, что и в VII веке, мечеть (на фоне современнейших вертолетов безопасности, супернаимоднейших зданий) остается тем базисом, откуда исходит Свет веры. Свет правды. Свет человечности. И, будучи (по высоте) ниже новейшего архитектурного комплекса, Заповедная мечеть поглощает все вокруг. Демонстрируя тем самым свою вечную значимость. Вне времени, пространства и предусмотренного Аллахом развития цивилизации.

 

Да, вместо верблюдов появляются неимоверно скоростные средства передвижения; на смену древнейших счетов и менового товара пришли банки; ветхие здания сменили небоскребы и т.д. и т.п. Но величие Каабы остается прежним. А пребывание в этом ареале продолжает оказывать на человека неимовернейшее воздействие. Настолько, что для тебя не существует никого и ничего вокруг. Ты остаешься наедине с Аллахом. Вне зависимости от того, на каком этаже обходишь Каабу, какую суру Корана читаешь в мечети, или у какого места пьешь воду из источника Зам-Зам (Приложение ФОТО 4). Тем самым, вера, покаяние, беседа с Аллахом, дуа (мольбы) становятся стержнем индивидуума, находящимся в этом заповедном месте. Запретном для всего отрицательного и негативного. Несущего положительный заряд для всех и каждого. Где весь "крутой" мировой антураж со всеми необходимыми атрибутами сопровождения становится мельчайшим. Настолько, что его не видно и не чувствуется. Кааба поглощает все вокруг - вблизи и вдали. Включая небоскребы. Транспорт. Внешний фон. Не поглощается лишь верующий. Со своими помыслами. Происходит в корне наоборот - человек как бы очищается (частенько через слезы кающегося). Укрепляется. Распрямляется. Он здесь, сегодня и сейчас, в XXI веке. Он здесь, сегодня и сейчас, в веке VII-м. На все времена. Границы исчезают. Минута приравнивается к годам, а сутки к необъятному. Потому что Аллах Единый рядом. Всевышний слышит, слушает и предоставляет надежду. Все остальное - бренно. Есть только Аллах и ты. Аллах и каждый.

 

Так вот автору представляется, что испытание данного ощущения и есть одним из главнейших результатов нахождения вокруг Заповедной мечети великолепных произведений современного зодчества. Они преходящи, а Кааба - на все времена. ИншаАллах!

 

Хаджж и подтверждение всесилия Аллаха

 

Таваф. Или следующий ритуал хаджжа - сай, как память об обнаружении Хаджар, матерью Исмаила, первенца Ибрахима (Авраама) источника воды Зам-Зам. Их совершают все паломники - от мала до велика. Лишь небольшой процент в колясках, остальные своим ходом. Но откуда берутся силы у всех? Ведь темп практически един. Можно воспринять, что есть внутренний настрой (намерение), воплощающийся при первом тавафе (начало паломничества). Но ведь следом идут ритуальные долины Мина и Муздалифа, между которыми - нахождение у подножия горы Арафат. Пребывание в которых сопровождают пять ежедневных намазов. И даже вне зависимости от того, на автобусах передвигаются паломники или своим ходом, сон неимоверно краткосрочен. Да и не до него по сути. Потому что эти дни характеризуются постоянной беседой с Аллахом, чтением Корана или мусульманских мыслителей, внутренними переживаниями. Из Муздалифы до Джамарата, что в Мине (где побивается камнями шайтан), пешком свыше часа. Далее к себе в палатку еще нужно дойти. Потом путь к праздничному (день жертвоприношения) тавафу вокруг Каабы и саю, причем с желательным совершением его в пешем порядке. Но при обязательном возвращении в Мину до 1 часа ночи. А впереди - прощальный таваф.

 

Так откуда берутся силы? Ладно еще молодежь, но практически весь этот ритуальный процесс удается совершить женщинам и старикам. Значит, Господь не оставляет паломников, не так ли? Демонстрируя поддержку чистых стремлений совершающих хадж. Вера движет индивидуумом, придавая силы. Ты не думаешь об усталости. О сложностях. Цель и помыслы настолько чисты, что все происходящее воспринимается в твою пользу.

 

Мало этого, Всевышний все разъясняет. Саудовская Аравия - Мина - ливень, молния, гроза. И не поверить, что это сочетание возможно. Однако, оно имело место быть. Палатки летние, не особо предусмотренные для дождевых дней, которые в Саудовской Аравии редкость. Поэтому внутри них было во многих местах мокро. Но организаторы, наверное, предусмотрели заблаговременно многое.

 

Новенькие матрасы, наволочки, простыни и одеяла были в непромокаемых пакетах. Что позволило не ощутить влаги. Да и, нужно сказать, дождь не явился помехой ни для совершения общей молитвы, ни для передвижения по территории лагеря. Хотя при облачении в ихрам (одежда паломника) покрывать голову не дозволяется. Когда совершающий хадж шел на молитву, дождь фактически не чувствовался. Его будто не существовало. Хотя сама мечеть, естественно - также в палатке. И от силы ливня нередко ее пробивало в отдельных местах. Но...не там, где находились совершающие намаз. А далее случались вообще интересные моменты. Открывая Коран в поисках определенной суры, верующий неожиданно попадал на аяты о дожде. Где черным по белому написано, что это природное явление (сродни остальным) - от Аллаха, во имя людей. Вслед за чем наступит солнечная пора. Т.е. Аллах не то, что не покидает паломника, Всевышний его поддерживает, раскрывая - что и почему.

 

Вообще во время хаджа переживаются и фиксируются множество интересных моментов. Паломник все время произносит дуа - за родственников и друзей, знакомых и незнакомых мусульман, тех, кто не сумел совершить хадж, да и вообще за людей доброй воли. Мольбы в период хаджа принимаются особо. Так вот был случай, когда во время подходившего к концу сая один из паломников услышал, как его окликнул знакомый голос. Он оглянулся. За спиной все обращаются к Аллаху. И вдруг осознание - паломника позвал человек, который обращался к нему до совершения хаджа с просьбой сделать за него дуа. Так, за несколько метров до окончания ритуала он напомнил о себе. И такого рода случаев - масса.  

 

Реально ли единение  мусульман?

 

Хадж впечатляет по многим параметрам. И дело тут далеко не только в визуальном охвате многомиллионной массы верующих, объединенных намерением исполнить предписанное Аллахом (Приложение ФОТО 5). Потрясает некое духовное единение паломников. Для определения которого нет слов. Их действительно нет. Потому что это единство намерения, помыслов и желания последующей чистоты можно лишь прочувствовать. Так вот данная духовность, проявляющаяся в желании следовать установленным традициям, как пути к надежде быть услышанным Богом, создает видимую и невидимую близость между людьми, что оказываются в Мекке во время хаджжа. Здесь, вне зависимости от национальности, места постоянного жительства и цвета кожи, чувствуется наличие единой семьи братьев и сестер. Потому и исчезает граница между паломниками, представляющими ту или иную ветвь мусульманства.

 

Данный факт лишний раз демонстрирует искусственность установленных барьеров в общемировой мусульманской среде между верующими в Единого Аллаха. Следовательно, разделение на ветви - суть проявление политической борьбы за первенство (в том или ином ракурсе). К сожалению, как обычно, политические коллизии приводят к немалым препонам между простыми верующими, которые непосредственно друг в друге начинают видеть чуть ли не врагов. Однако, вся атмосфера хаджа с первого до последнего дня четко свидетельствует об одном. Глобально - все мусульмане планеты едины. Духовно. В поклонении Аллаху. В намазе. Совместная молитва не просто впечатляет. Она, наверное, запечатлевается на всю жизнь.

 

Вряд ли кого-то может не потрясти увиденное во время тавафа. Звучит азан, и обходящие Каабу замедляют шаг, ища место для совершения намаза. Вся многомиллионная масса (как возле Каабы, так и на верхних этажах) одновременно, в едином порыве приступает к совершению молитвы. Данная картина - вечна. Потому что происходящее - во имя Аллаха. Для приближения к ощущению Божественного.

 

Да, в Исламе коллективная ответственность не предусмотрена. Никто не понесет ничью ношу, и каждому за свои поступки перед Богом придется отвечать самому. Но при этом молитва в джаммате несет неописуемый заряд единства мусульманского мира. Тут нет никакого парадокса. Каждый молится сам. Каждый с Богом остается один на один. Но...в джамаате. В идентичности движений. В идентичности слов поклонения. В этом - сила мусульманства. Проявляющаяся и в последующих шагах. После предписанного намаза верующий обращается с мольбой (или мольбами) к Аллаху. Здесь ты опять один на один. Как бы в коллективе, но один.

 

Намаз совершается всеми на арабском языке. Дуа (мольба) может произноситься на родном. Тем самым, объединяющий фактор намаза (единого для всех по форме и содержанию) прекрасно накладывается на личную мольбу. Арабский язык единения в молитве прекрасно сочетается с национальными языками молющихся. И это прекрасно. Потому что подтверждает мощнейшее единение мусульман всего мира. Вне зависимости от родного языка и географического месторасположения отчего дома.

 

А отсюда - резюме, что арабский язык намаза - суть фактор объединяющий. Согласимся, что некоторые мусульмане, в особенности, на первой поре, испытывают сомнения - а правильно ли они поступают, совершая намаз на арабском языке? Право, в Мекке этот вопрос просто-напросто теряет актуальность. Он просто исчезает. Раз и навсегда. Когда видишь, чувствуешь, ощущаешь единство тех, кто рядом с тобой. Позади и спереди. Мужчины и женщины. Дети и старики. Инвалиды и спортсмены. И ты - среди этой прекрасной когорты лиц. ИншаАллах!

 

 

Продолжение следует...

 

На фото:

1. Минареты на фоне здания гостиницы

2. Вокруг Заповедной мечети

3. Строительство вокруг Заповедной мечети

4. Таваф

5. Перед Заповедной мечетью. После намаза

6. Никита Юсуф Драчук (слева) и Евгений Абудлла Глущенко (справа)

 

 

Теймур Атаев

политолог, Азербайджан

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/umma/reportages/11091/">ISLAMRF.RU: Хаджж - как же это много! Широко! Светло! И дающе надежду...</a>