RSS | PDA | Архив   Пятница 26 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Хаджж - как же это много! Широко! Светло! И дающе надежду... (2 часть)

02.02.2010 11:18

Небольшие зарисовки, навеянные хаджем

 

Неэтнические мусульмане

 

В преломление к вышеизложенному оттеняется еще один момент, с которым удалось столкнуться во время хаджа. Среди российских и украинских паломников находились лица, выходцы из неэтнически мусульманских семей. Краткий рассказ о двоих из них приводится с согласия обоих.

 

Со слов Никиты Юсуфа Драчука (факультет международной журналистики Института журналистики университета им. Т.Шевченко), его отец - русский по национальности, мать - украинка. В 1995-96 гг. мама преподавала русский язык для иностранцев в медицинском университете, что в Виннице. Там учились студенты из Палестины, которые много рассказывали об Исламе. Тонкости настолько привлекли ее, что она заинтересовалась мусульманством, постепенно приобщаясь к религии. Вскоре приняв Ислам.

 

Данный факт привел к разводу родителей, хотя первоначально у отца также возник интерес к Исламу. В тот период Никите было 8 лет. Когда ему исполнилось 10, мать стала знакомить его с кораническими сурами, преломляя их в сказку. Так, он услышал суру "Йусуф", которая его настолько потрясла (или растрогала?), что он сразу озвучил свое желание приобщиться к материнской вере. Выбрал себе имя Юсуф. Сразу же приступив к совершению намаза, он постепенно стал посещать мечеть. Волею Всевышнего, в 14-летнем возрасте оказался в Сирии, закончив двухлетний колледж по изучению шариата для иностранцев. По возвращении окончил 11-й класс средней украинской школы. Приступив к изучению арабского языка с специализированном центре.

 

В настоящее время 22-летний Юсуф свободно читает и пишет на арабском. Работает редактором известного на пространстве СНГ сайта "arraid.org"

 

(Всеукраинская Ассоциация общественных организаций). Готовит материалы для популярнейшего портала islam.com.ua. Мама Юсуфа, будучи замужем за палестинцем, проживает в секторе Газа. Поэтому он живет с отцом, который не противится пути, избранному сыном.

 

Евгений Абдулла Глущенко также родился в семье, где не было мусульман: отец - украинец, мать - русская. Семья совершенно не была религиозной, никто не посещал церковь. В один из дней, в 20-летнем возрасте, по приглашению своего старшего брата, он отправился на встречу с его другом, русским по национальности (Женя тогда учился в Донецке, на филологическом факультете частного института социального образования). В процессе застолья друг брата сказал, что является мусульманином. Евгений не поверил, т.к. был убежден, что мусульмане не потребляют спиртного. Перед уходом он попросил у него для ознакомления какую-нибудь литературу об Исламе. Тот ему дал "Основы Ислама" на русском языке (арабское издание).

 

По возвращении домой Женя с огромным интересом прочитал книгу, в которой в общих чертах говорилось об Исламе. У него внутри что-то изменилось, и на следующий день он приобрел Коран (смысловой перевод Эльмира Кулиева). Потом стал знакомиться с доступной мусульманской литературой. Спустя некоторое время приступил к совершению намаза. Дома и среди друзей все это вызвало, мягко говоря, непонимание, но Евгений, принявший имя Абдулла, уже не свернул с избранного пути. Да и родители вскоре убедились, что образ сына претерпел значительнейшие изменения в положительную сторону.

 

Он несколько раз встречался с тем самым русским мусульманином, уже раскрывая тому основы Ислама. Свадьба последнего, куда он получил приглашение, также сыграла важную роль в судьбе Жени. Он познакомился со своей будущей супругой, украинкой по национальности. Женившись,  абсолютно не довлел над ней в плане быстрого принятия ею мусульманства. На третий год замужества она сказала шахаду, приступив к совершению намаза. Аллах услышал ее дуа, и вскоре она забеременела. Проживает на сегодня семья в Харькове. Также, как и Никита Юсуф, Евгений Абдулла сотрудничал с Ар-Раид (Приложение Фото 6).

 

Вот такие истории без комментариев. Воистину, Аллах Всесилен!

 

Организация хаджжа

 

В ракурсе хаджжа невозможно не признать великолепную организацию хаджа властями Саудовской Аравии. Наверняка, почти всех паломников посещала мысль - как устроители сумеют справиться с многомиллионной массой верующих? В смысле обеспечения оргвопросов? Это какой аппарат людей должен быть задействован? Инфраструктура. Необходимость скорого принятия решения в экстремальных случаях. Однако, в Мекке будто запускается прекрасно отработанный часовой механизм. Идеально выверенно (по-другому не скажешь) работает предоставленный в распоряжении паломников транспорт (в основной массе, автобусы). Четко функционирует распорядок дня. Обеспечивается еда (если предусматривается программой хаджа). И многое другое. Причем все происходящее осуществляется параллельно неимовернейшему спокойствию арабской стороны. Большинство сопровождающих группы паломников будто лишены нервов. Они подбадривают, успокаивают и спокойно разъясняют. Призывая к сабру, то бишь - выдержке и терпению. Желая облегчения выполнения хаджа паломниками.

 

Нельзя не отметить, что, по мере возможного, в Мекке поддерживается чистота. Да, не идеальная, но на уровне ежедневного наличия свыше двухмиллионного контингента хаджи в городе, многие из которых прибывают своим ходом, располагаясь на несколько дней возле Заповедной мечети или в ее окрестностях, можно уверенно сказать о соблюдении чистоты. Во всяком случае, для этого делается все возможное. В этом же ракурсе - практически отсутствие на тротуарах окурков. На территории огромнейшей мечети, да и при подходе к ней - курить запрещено. Большинство торговых объектов на период хаджа вообще отказываются  реализовывать табачные изделия. Поэтому курящих практически не видно. А если и попадаются, то они это делают как-то стесняясь, что-ли. Сама атмосфера не располагает к этому.

 

Что еще потрясает - отсутствие в Мекке пыли. Будто в городе не идет мощнейшее строительство (а ведь в это время года ветерок далеко не редкий гость Мекки). Аналогичная ситуация также в тех местностях, где паломники остаются на открытом воздухе, будь то палатки или сон под открытым небом. Тут еще активизируются службы: пожарные, медицинской помощи и др. Естественно, к концу хаджжа здесь (а ведь именно отсюда проходит путь к Джамарату, посещение которого предусмотрено в течение трех дней хаджа каждым из паломников) уже не так чисто и "надушено". Но может ли быть без издержек при наличии столь огромной массы людей, среди которых немало больных, детей, инвалидов? Однако, опять-таки, потрясение от организации (ежегодной!) хаджжа на столько высочайшем уровне - не может не затронуть никого из паломников.

 

В данном контексте отметим, что в мечети Пророка (Медина) - Масджид ан-набави, где людей значительно меньше, удается соблюдать чистоту без издержек. Мечеть закрывается на ночь и приводится в полную готовность к субх-намазу. В течение всего дня неимоверное количество уборщиков ведут работу. А подходы к мечети приводятся в порядок специальными авто, использующими необходимые моющие средства, включая шампунь. Аналогичная картина, как отмечали верующие, и в Заповедной мечети. Лишь в дни хаджжа ее поддержание несколько затрудено, хотя огромный штат поддерживающих чистоту ненавязчиво бросался в глаза во все дни посещения мекканской мечети. В особенности возле бочонков с прекрасной водой из источника "Зам-Зам". В данном контексте забота о паломниках выражается даже в такой немаловажной детали, что воду в предоставляемые одноразовые стаканчики можно наполнять в зависимости от того, какая температура жидкости тебя устраивает. Т.к. действует принцип диспенсера.

 

Голуби над мечетями

 

Еще одна интересная деталь, бросающаяся в глаза всем паломникам. Над главными мечетями Ислама всегда парят голуби. Послы мира над святынями мусульманского мира! Вряд ли кто сумеет досконально объяснить причину этого. В целом, благодаря голубю один из самых почитаемых в Исламе пророков Нух (Ной) получил весть об окончании потопа возле горы аль-Джуди (Месопотамия). Ряд арабских историков называют мекканских голубей потомками птиц «абабиль», которые, бросая камни на войско царя Абрахи, спасли от Каабу от разрушения.

 

С голубями связана и другая история. На тринадцатый год пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) курайшиты решили покончить с ним и его сподвижниками. Они подкрались к его дому. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) велел находившемуся рядом с ним Али (да будет доволен им Аллах) лечь в кровать и укрыться его плащом. А ему самому удалось незамеченным пройти к дому Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Вместе с которым он направился в сторону горы Саур (ниже Мекки), где они остановились в пещере. Бросившиеся в погоню многобожники подошли к этому месту. Но, столкнувшись у подножия  пещеры с нетронутой паутиной и свежесвитым голубиным гнездом, преследователи посчитали местонахождение пророка безжизненным. Вернувшись восвояси.

 

В 2007 г., в связи с разрекламированным "птичьим гриппом", обсуждался вопрос голубиных стай, наличиствующих в основных святынях Мекки и Медины. В те дни саудовский эксперт в области исламского законодательства шейх Фахд ад-Досари отмечал, что, по мнению религиозных авторитетов, голуби благородных храмов Мекки и Медины происходят от птиц, гнездившихся в районе пещеры, где получал откровения Пророк (мир ему), запретивший «прогонять их».

 

Голуби над кладбищем

 

Вместе с тем, парят голуби и над кладбищем, что находится возле мединской мечети Пророка (да благословит и приветствует его Аллах). «Аль-мунаввара» («лучезарная Медина") - город особеннейший для мусульманского мира. Здесь покоится Мухаммад (да благословит и приветствует его Аллах). А возле его усыпальницы находятся могилы сподвижников Абу Бакра и Умара (мир им). Ясриб (ныне Мадинат ан-Наби - «город Посланника Аллаха», в сокращенном варианте Медина) принял  его после изгнания из Мекки. Куда, спустя 8 лет, пророк триумфально вернулся из Медины.

 

На кладбище «Джаннат аль-Баки» возле мечети посланника покоятся любимая жена Пророка  (да благословит и приветствует его Аллах) Айша, праведный халиф Усман (мир ему), по некоторым данным, и дочь Мухаммада - Фатима-аль-Захра. Также здесь - могилы других сподвижников посланника. Но места захоронения безымянны. Лишь безмолвный камень на месте головы - свидетельство захоронения человека. Как бы в назидание живущим сегодня. Ни тебе гранитных камней, ни  мрамора. Простота и равенство мертвых. Да и разве есть разница для взятых Богом, насколько драгоценный строительный материал "закрывает" их поверх песка? Но это - одна сторона вопроса. Находящийся на кладбище охранник ли, имам ли, беседует с посетителями. Беседует о жизни. И вопрошает - насколько правильно поклоняться мертвым, будь то печать пророков или его сподвижники? Аллах дает нам всем жизнь. Аллах ее и забирает. Лишь Всевышний распоряжается нашей жизнью. Так каким образом неживой человек может помочь здравствующему?

 

А голуби тут всегда...

 

10 дней хаджжа совместно с Эльмиром Кулиевым

 

В памятках для паломника, да и в целом в литературе о хадже, паломничество рекомендуется совершать в сопровождении лица, знающего тонкости прохождения ритуала. Автор благодарит Аллаха, что таким человеком оказался прекрасный знаток Корана и Сунны Эльмир Кулиев. Не нуждающийся в особом представлении, осуществивший общепризнанный блестящий перевод смыслов Корана на русский язык Э.Кулиев и организовал для автора и еще четверых лиц возможность совершения хаджа в рамках программы "Гости короля". За что автор высказывает благодарность Э.Кулиеву. Уже будучи хаджи, он на этот раз совершал ритуал вместо матери, совместно с отцом. Что и было его главной целью.

 

Помимо осуществленного перевода смыслов Корана, Э.Кулиев известен как автор множества монографий на богословские и геополитические темы (чероез призму религии). Перечислять даже некоторые из них в данном материале нет смысла, т.к. большинство их известно читателям постсоветского пространства. Другое дело, что образ Э.Кулиева раскрылся в период хаджа новыми, особыми чертами. Вот на это хотелось бы обратить внимание.

 

Наверняка, каждый из нас, знакомясь с трудами Э.Кулиева (недавно в бакинская организация "Идрак" выпустила его новую книгу "Сладость веры"), испытывает собственное восприятие этого человека. Естественно, впечатление складывается из того, чем делится, что и как преподносит Э.Кулиев. Нахождение же рядом с ним в течение всего периода пребывания хаджа позволило убедиться в том, что все излагаемое им идет от сердца, от того, каким он видит и чувствует Ислам. При паломничестве  человек раскрывается не просто как друг, товарищ или индивидуум, с кем возможно беседовать и делиться впечатлениями. Здесь масса нюансов, вызываемых бытовым фоном, далеко не всегда легким или удобным. Да и сон у паломника практически отсутствует. Так вот Э.Кулиев оказался притягивающим к себе человеком по многим параметрам.

 

Прежде всего, это уважение с его стороны ко всем, включая особый пиетет перед отцом, чуткость к женщинам-паломникам, моментальную реакцию на личные просьбы. И все это накладывается на неимоверную скромность. В программу "Гости короля" были включены группы из почти всех советских республик. Абсолютное большинство представителей которых знакомились с Кораном в переводе Э.Кулиева. Но многие даже не представляли его внешне. Так вот ни в одном случае, если к нему, как к паломнику, обращался по какому-то вопросу вопросу брат или сестра (он прекрасно владеет арабским и турецкими языками, чуть в меньшей степени английским), он ни словом, ни жестом "не обнародовал" себя. Это решили сделать окружавшие его лица. В один из первых дней обратив внимание паломников, кто есть этот человек. А как можно было не поступить таким образом, если в гостинице, в которой остановились члены программы, среди бесплатно предоставлявшихся организаторами паломникам (возле мечети) Коранов в русском переводе был представлен вариант Э.Кулиева? (Прило. ФОТО 7) Аналогичная картина была и в Заповедной мечети, где на отведенных полках смысловой перевод Корана на русский язык являлся кулиевским. Как и в мечети Пророка (да благословит и приветствует его Аллах) в Медине. (Прил. Фото 8-9)

 

Так вот после передачи по эстафете информация о наличии в составе азербайджанской группы Э.Кулиева к нему устремились паломники. Буквально завалившие его вопросами, сомнениями и т.д. Поток увеличивался с каждым днем. Природная скромность, воспитание и соответствие своим образом жизни кораническим постулатам не позволили ему отказать никому. Но тут уже сами представители делегаций приняли решение не отвлекать Э.Кулиева от хаджа, попросив его организовать несколько лекций для паломников в Мине. Что и произошло. Российские, украинские (совместно) и казахстанские паломники встречались с Э.Кулиевым в палатке, что была "расквартирована" в долине. Говорили обо всем. О жизни человека в религии. О роли религии в жизни человека. Т.е. о нас с вами. Обо всех и о каждом. Почти все услышали ответы на свои вопросы. Причем иногда через призму стыковки богословия с философией, другими науками. Благо интеллект и эрудиция Э.Кулиева позволяют ему подходить к ответам с разных сторон (Прил. ФОТО 10).

 

В Исламе не принято хвалить людей в лицо. И это правильно. Но частенько мы все как-то пытаемся избегать даже добрых слов в адрес друг друга, хотя при этом любим осуждать и обсуждать: этот-де поклоняется как-то не так, другой мыслит не в духе Сунны, а третий позволяет себе определенные "вольности". Автор высказывался об этом в специальном исследовании, поэтому не акцентирует внимание на данный ракурс. Но в то же время невозможно не признать, что "стиль" жизни, поведение Э.Кулиева "в общей массе" и в частности (быту) исходит из предписанного Откровением. Чуткость, внимательность, такт, неимовернейшее терпение, спокойствие, умение выслушать сопровождают Э.Кулиева. Но не просто выслушать, а попытаться предоставить дельный совет, проанализировать возможные пути, причем с опорой на Коран и Сунну. Тонкость тут в том, что его ответы не "припасены" или запрограммированы, они возникают как бы в "он-лайн", в основе чего - искреннее намерение помочь людям. Посему Э.Кулиев оставался для бесед и после субх-намазы (утренний), и после иша (ночной). За счет сна. А как у него выкрадывалась свободная минутка, он устремлялся в мечеть. Читал и перечитывал суры Корана. И все время дуа - за близких и далеких, здоровых и больных, с надеждой на лучшее будущее для всех верующих.

 

В период тавафа и сая очень внимательно обучал находящихся рядом с ним как и что говорить. Разъяснял подоплеку каждого действа. Анализ совершенного Э.Кулиевым в дни хаджжа позволяет без толики сомнения утверждать - все, к чему призывает и что он описывает в своих книгах, им пережито, прочувствовано и пропущено через себя. Он не навязывает своего мнения, а лишь как бы делится внутренним. Посему его труды актуальны, способствуя укреплению веры. Самое же ценное в том, что Э.Кулиев искренне пытается жить так, как учит Коран. Хотя все время он недоволен собой, считая, что нужно постоянно двигаться вперед. Не случайно, почти все беседовавшие с ним отметили не просто полезность встречи с Э.Кулиевым, но как бы получили немалый заряд для осуществления дальнейших шагов на пути к Истине. И это имеет свое обоснование. Сопровождающий Э.Кулиева внутренний свет, исходящий из искренней веры, не может не притягивать. Притягивать к желанию укрепления веры. Идти по пути к духовности.      

 

Автор благодарит организаторов хаджа по программе "Гости короля". И от имени всех участников этой линии (азербайджанская группа) выражает огромную благодарность королю Саудовской Аравии, его величеству Абдалле ибн Абдель Азиз аль Сауду за проявленную заботу о паломниках и создание всех условий для благополучного совершения хаджа.

 

Allah razi olsun!

 

Начало. Хаджж - как же это много! Широко! Светло! И дающе надежду...

 

На фото:

1. Гостиница «Жасмин»

2. Гостиница «Жасмин». Возле мечети. Бесплатные книги для паломников на разных языках

3. Мекка. Заповедная мечеть. Отец Э. Кулиева — Рафаэль Кулиев — возле специализированной полки, где в русском варианте представлен перевод Э. Кулиева

4. Медина. Мечеть Пророка

5. Мина. В палатке. Паломники из Украины и России слушают лекцию Э. Кулиева

 

Теймур Атаев

политолог, Азербайджан

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/umma/reportages/11450/">ISLAMRF.RU: Хаджж - как же это много! Широко! Светло! И дающе надежду... (2 часть)</a>