RSS | PDA | Архив   Четверг 12 Декабрь 2019 | 1433 х.
 

Россия и Киргизия в Третьем тысячелетии: быть или не быть?

06.08.2008 09:59

  7 июня на Международном экономическом форуме в Петербурге стало известно, что Президент России Дмитрий Медведев в конце сентября не только примет участие в саммите СНГ в Бишкеке, но и нанесёт официальный визит в Киргизию. «Президент Бакиев пригласил Президента Медведева осуществить визит в привязке к саммиту СНГ», - сказал представитель Кремля после встречи лидеров двух стран. По его словам, «приглашение с признательностью принято».

 

Предлагаем вашему вниманию суждения нашего киргизского эксперта по вопросу: насколько плодотворными могут быть связи наших двух стран в ближайшем будущем?

Джаннат Сергей Маркус беседует об этом с Кадыром Маликовым — доктором политологии и исламских исследований Мадридского Университета (Испания), экспертом Института стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском Славянском Университете (Кыргызстан) в Бишкеке.

- Итак, Ваш комментарий: чем обусловлен выбор Киргизии в качестве объекта для визита самого высокого уровня первым лицом Российского государства?

- Ни у кого нет сомнения, что Кыргызстан остаётся в фарватере российской политики. Вероятнее всего, Президент РФ Медведев осуществит свой визит в Бишкек действительно, в привязке к саммиту СНГ, где можно заодно поговорить и о делах экономических, и политических, и внутриполитических, наметить какие-то общие шаги по выработке антикризисной программы. Также, возможно, будет вопрос и о гуманитарной «помощи» РФ в Кыргызстан, о вливании средств и инвестиций, чтобы минимизировать начинающийся национальный кризис в стране. Возможно, в обмен не будет забыт со стороны РФ вопрос и о военном присутствии американской авиабазы в Кыргызстане.

На мой взгляд, Кыргызстан сегодня всё-таки является важной  стратегической точкой в регионе, и от того, в каком русле будут развиваться политические события в республике, будет зависеть стабильность, вернее «прочность» режимов власти соседних центрально-азиатских республик. Ведь одновременно Кыргызстан, по сути, является слабым звеном в этой плеяде (единственным государством в ЦА, где произошла смена политической власти в 2005 году).

Только в прошлом 2007 году соседи немного вздохнули, Курманбеку Бакиеву и его «команде» удалось не только укрепиться во власти, но используя «средства» и момент, дезорганизовать и свести на минимум оппозицию, получить нужный парламент, немного перестроить кланово-региональную систему власти.

И 2008 год, можно сказать, является определяющим. В Кыргызстане идут сложные внутриполитические процессы, характеризующиеся системным кризисом. Государство практически полностью «ушло» из социальной сферы. Правительство проводит монетизацию льгот: таким образом, платными будут высшее образование, медицина и прочее.  Ранее государственные гарантии как-то ещё позволяли выживать социально уязвимым слоям населения, а это пенсионеры, безработные и т.д. С каждым месяцем страна скатывается к  гуманитарной катастрофе национального масштаба.

Руководства страны не может обеспечить продовольственную безопасность Кыргызстана. Засуха, заморозки, спекулятивные цены уже приводят к тому, что страна уже не может самостоятельно обеспечить себя зерном, некоторыми видами продовольствия, став полностью зависимой от мировых колебаний цен. В настоящее время уже больше половины жителей Кыргызстана находятся за чертой бедности, почти миллион выехал на заработки за пределы республики. Сильно расширяется сектор бедности и в ближайшее же время в республике не будет среднего слоя населения, выросла коррупция.

На этом фоне набирают силу протестные настроения среди населения, но никто не может точно предугадать - к чему это может привести? От обострения социально-политической ситуации в Кыргызстане или Таджикистане, зависит и стабильность в соседних республиках региона - и это хорошо понимают все соседи, так как все они идут в одной связке.

- Справедливо ли утверждение, что современная государственность в Киргизии настолько не устоялась и не окрепла, что неспособна гарантировать ни стабильности и предсказуемости на ближайшее будущее, а также защиту зарубежных инвестиций, в том числе и российских?

- Думаю, что постановка вопроса не очень верна. Так как все республики ЦА, в том числе и РФ, сегодня находятся в процессе трансформации и построения национального государства. 

Возможно, может быть, и ошибаюсь, но беда наших центрально-азиатских политических систем в том, что они формально не могут решиться на откровенный авторитаризм - поэтому, неформально продолжая ещё играть в демократию, используют «демократические» нормы, тем самым, зависая где-то посередине и продолжая существовать в большей степени по инерции, называя это «суверенной» демократией, укреплением вертикали власти для проведения реформ и т. д. Провал же курса Президентской «системы» способен поколебать всю пирамиду власти в любой момент.

Наша же проблема в Кыргызстане - это старая колода политических лиц, те же политики ещё со времен Перестройки. Власть в понятии у большинства наших чиновников  - это инструмент  извлечения личных доходов, в том числе посредством постоянного перераспределения собственности, не больше. Также непонятно, кто несёт ответственность за принятие тех или иных ответственных решений. Именно факт отсутствия концептуального видения развития страны политической «элитой» и является показателем серьёзнейшего кризиса. Проблема здесь - люди.
И как бы ни была гениальна программа развития страны, её исполняют конкретные лица, которые должны бы отличаться не только профессионализмом, но и ответственностью за принимаемые решения и действия, идейностью, высокими моральными и нравственными качествами.

От личных качеств зависит успешность реализации той или иной программы. Ведь власть это – всего лишь инструмент для решения общественных проблем.

Поэтому очень трудно предугадать национальную «кухню» политических решений власти. Ведь как часто бывает, они зависят от личностных контактов, различных групп влияния, семьи и т.д. По моему мнению, угрозу стабильности представляют конкретные чиновники во власти, то есть сама политика государственной власти.

Что же касается гарантии стабильности и предсказуемости на ближайшее будущее, а также защиту зарубежных инвестиций (в том числе и российских), то гарантией защиты может выступать нынешняя власть в лице Президента - то есть, кто как договорится и на каких условиях. Гарантировать же предсказуемость событий никто не может.

- Насколько возврат киргизского народа к своим корням и к исламскому наследию способствует прогрессу (или регрессу) общества?

- Думаю - к прогрессу, если будет проведена реформа и модернизация института духовенства, поменяется отношение к роли и месту ислама в обществе и государстве, ведь без религиозного компонента немыслимо строительство национального государства, укрепление кыргызской государственности.  Государство не может отделиться от религии своего общества.

Из этой взаимосвязанности вытекает, что конструктивные взаимоотношения, взаимопонимание между светской властью и религиозными общинами являются важными факторами внутренней стабильности государства и общества в целом.  В настоящее время в мусульманских республиках Центральной Азии, в том числе и в Кыргызстане, наблюдается кризис светской власти, падение её авторитета, есть тенденция к десекуляризации общества и активного роста ислама, как реакции на новые вызовы современности: политического, социально-экономического, духовно-нравственного характера.

Ислам, будучи религией большинства граждан Кыргызстана, является неотъемлемой составляющей общества и национальной культуры, и с каждым годом наращивает своё влияние на происходящие общественно-политические процессы в стране. 

Необходимо менять религиозное мышление у самих религиозных лидеров. Государству необходимо максимально использовать потенциал ислама в интересах укрепления национального государства, укрепления демократических институтов, духовного и нравственного воспитания. И, к сожалению, также мало кто знает о том - какую ношу придётся нести за политические решения власть имущим перед Богом, перед народом! Это может и называется тем кодексом «правителя» - куда входит мораль, этика управления, а значит - отношение к власти и, как результат, политическая культура, ответственность за принимаемые решения и действия.

- Да, Вы анализируете внутреннюю ситуацию в Вашей стране. А может ли именно «исламский фактор» быть позитивным в развитии двусторонних отношений России и Кыргызстана?

- Да, именно у РФ имеется опыт государственного взаимодействия с мусульманскими общинами страны, признание и видение роли ислама государством. Также заметно и интеллектуальное развитие исламской мысли в России. Думаю укрепление связей между мусульманами РФ и Кыргызстана, откроет новую страницу в развитии и модернизации исламской мысли и институтов духовенства наших стран, а также поможет укреплению культурно-религиозных связей между верующими. 

Давайте вспомним: ведь именно первая политическая элита Кыргызстана была сформирована выпускниками джадидских (новометодных) школ, основанных татарскими реформаторами конца 19 - начала 20 века.  Также, я надеюсь, и сейчас - это поможет реформировать религиозное образование и повысить научный уровень и статус религиозных вузов в интересах повышения религиозной образованности населения и предотвращения распространения радикальной интерпретации религии.

- Не секрет, что распад СССР, помимо независимости, выявил множество скрытых ранее проблем и привёл к деиндустриализации Киргизии, к росту преступности, коррупции и усилению наркоторговцев. Как идёт борьба с такими явлениями и чем может здесь помочь Россия, мусульмане России?

- Думаю, что именно через многоуровневое сотрудничество в различных сферах, в том числе и религиозной. Почему бы нам не попытаться в будущем создать единое поле информационной и идейной защиты от деструктивных идеологий?

- А как встречает предстоящий визит нового Президента России плюральное общество Вашей страны – наверняка ведь есть и недовольные «русским вектором», есть круги, ориентированные кто на США, кто на Китай, Индию, арабские страны?

- Хотя проводимая властью внешняя политика не всегда читаема, налицо стремление вести многовекторную политику и заигрывание одновременно с двумя центрами силы (это США и Запад в целом, с одной стороны; это ШОС в лице России и Китая – с другой), чтобы любыми способами привести инвестиции, вызывает недоумение.

Конечно, есть и недовольные, но многие понимают, что Кыргызстану необходимо вливание российского капитала, помощь РФ, поэтому российский вектор остаётся само собой разумеющийся. Хотя в свете последних событий, сильны элементы влияния, провоцирующие ухудшение отношений с Россией. А это оттягивание решения вопроса по американской военной базе, и нагнетаемое «брожение» после ряда убийств кыргызских граждан в Москве, и реакция властей на недавний инцидент с военнослужащими российской авиабазы в Канте.

Также важно заметить, что в Кыргызстане есть группы, которые боятся усиления имперских «притязаний» РФ на роль «старшего брата». Также волнуют наших граждан и растущий шовинизм, и нетерпимость в РФ.

- Американская авиабаза в Кыргызстане – каково её будущее?

- Думаю, она останется надолго, пока не урегулируется афганский кризис, который только вступает в полную стадию своего развития. Тем более, американская база - это плацдарм их интересов в ЦА.

- А успешно ли действует движение против её присутствия в стране?

- Нет, американское посольство довольно грамотно работает в этом плане с мусульманами, создаёт положительный образ США у населения. Проводятся и реализуются различные программы, гранты, в том числе оказывается помощь медресе, проводятся семинары и курсы для религиозных исламских лидеров Кыргызстана. Послы США регулярно присутствуют на праздничных намазах, поздравляют верующих, организуют от имени посольства США праздничные «ифтары».

 (Чего – заметим в скобках - не скажешь, например, о Посольстве РФ в Кыргызстане).

- Ваш прогноз – будет визит Медведева сугубо ритуальным, или же повлечёт за собой  определённые изменения? 

- Всё будет зависеть от результатов встречи и политической воли руководства. Но думаю, всё-таки эта встреча повлечёт за собой более интенсивное сотрудничество в различных сферах. Будем надеяться на позитив!

10 июня 2008 года – Москва - Бишкек

11.06.2008

На фото:

Кадыр Маликов (фото Ильдара Нуриманова, 2007)

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/w-interview/world/3588/">ISLAMRF.RU: Россия и Киргизия в Третьем тысячелетии: быть или не быть?</a>