RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Наша миссия – призывать к миру – Верховный Муфтий Кыргызстана

29.11.2010 15:38

В этом году на долю Кыргызстана выпало множество проблем, особенно в политической жизни. Но и в религиозном плане время преподносило множество событий, которые требуют  прояснения. О проблемах мусульман с муфтием Кыргызстана Чубак ажы Жалиловым беседовал Роман Вейцель.

 

- В августе этого года было заявлено об изменении устава ДУМ Кыргызстана. Что удалось достичь в этом направлении на данный момент?

 

- Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного. На сегодняшний день к нам поступили четыре варианта проекта Устава. Мы их опубликовали в газете «Ислам маданияты» («Культура ислама») и в других газетах для ознакомления. Предложения, мнения читателей поступают через почту, телефон, а также при личных встречах.

 

Для рассмотрения Устава в муфтияте создана специальная комиссия, которую возглавляет заместитель муфтия Мажидин Толубаев. В состав комиссии также вошли представители общественности, Совета аксакалов, ректоры Исламского университета и других религиозных учебных заведений, представители муфтията и члены Агентства по делам религии. До назначения муфтием я был сопредседателем комиссии, а после назначения на должность муфтия, пришлось передать дела. Но я продолжаю участвовать при обсуждении и внесении предложений. Например, я предлагаю:

 

  • Председатель Совета улемов не должен избираться на долгое время. На каждом Совете должен избираться новый председатель, его полномочия должны продлеваться только до окончания заседания, а совет будет продолжать свою работу. Муфтий не может быть избран председателем Совета, а те люди, которые работают в структуре муфтията, не должны быть членами Совета. Если мы будем избирать председателя на пять лет как раньше, то власть перейдёт в одни руки и опять повторится прежний сценарий.
  • Имамы мечетей имеют право открыть хужру (духовную школу).

Кроме Совета улемов, мы, при Духовном управлении, создали организацию «Мажлис Шуура», членами которой могут стать любые организации в Кыргызстане, которые поддерживают развитие исламской религии. Эта структура устраивает свои заседания каждые 40 дней и работает над актуальными проблемами развития ислама в Кыргызстане и направления работы религиозных деятелей и организаций.

 

Стоит отметить, что члены Шууры не получают зарплату и не входят в состав муфтията.

 

В отделе фатвы мы создали комитет «Лажна», в который входят несколько отделов. Например, отдел по работе с поступающими от населения фатвами, Отдел по проведению разъяснительной работы на политические и экономические темы с точки зрения религии, и Отдел, который будет работать на вопросами, вызывающими некоторые сомнения.

 

- Как вы думаете, какую работу должен проводить муфтият?

 

- В Кыргызстане муфтият считается обладателем высшей религиозной власти. Поэтому функции муфтията должны быть больше исполнительными, а не содержащими исключительно распорядительными. Если Совет улемов принимает решения, постановления на высоком уровне, то муфтият должен их исполнять, контролировать их исполнение, и давать отчёт Совету улемов.

 

- Не секрет, что прежнее руководство ДУМ Кыргызстана резко критиковалось за банальную коррупцию. В этой связи, какие меры предпринимаются для повышения финансовой прозрачности?

 

- Мы сразу же провели ревизию бухгалтерии, результаты которой скоро будут опубликованы.

 

Когда говорят о коррупции в Духовном управлении, имеют в виду две темы: фитир садака (пожертвования) и хадж. По фитир садака мы предлагали, чтобы деньги сдавались не нам. Но люди по привычке несут их нам. Собранный садака в размере полтора миллиона сомов (30 тыс. долл. США – прим. IslamSNG.com) мы направили в исламские учебные заведения и на финансирование религиозных проектов. Студентам и преподавателям Исламского университета выделили 200 тысяч сомов (4 тыс. долларов), Кара-Балтинскому исламскому институту 70 тыс. сомов (1,5 тыс. долларов), другим медресе по 50 тыс. сомов (1 тыс. долларов). Мы не смогли вовремя сдать отчёт, потому что не было информации по Ошской области. В связи с погромами на юге республики мы отправили им обратно собранные 50-60 тыс. сомов (1,2 тыс. долларов).

 

По фитир-садака мы и раньше давали информацию. Но из-за того, что люди не знают об этом, в адрес муфтията звучат обвинения в коррупции. И здесь есть недостатки, которые я бы хотел отметить. Например, некоторые медресе, не имевшие студентов, проходили регистрацию и получали деньги от фитир-садака. В этом же году мы строго уточнили количество медресе, где есть студенты, и только им выделили деньги.

 

Вторая проблема – хадж.

 

В этом году, организацией хаджа занималось Госагентство по делам религии, а не муфтият. С нашей стороны назначались лишь руководители групп паломников. Мы отвечали лишь за соответствие действий паломников правилам хаджа и шариата. Мы всё выполнили в соответствии с этими правилами. А к вопросам транспорта и открытия виз мы не имели никакого отношения.

 

Каждый паломник, совершающий хадж, должен вносить 70 долларов на счёт Духовного управления. Это согласовано на уровне правительства. Эти деньги мы хотели направить не на повышение уровня жизни и благосостояния служащих муфтията, а для поднятия его хотя бы до среднего уровня.

 

Но, к сожалению, мы не смогли собрать всю сумму, потому что из четырёх с половиной тысяч человек взносы сделали только три тысячи. Мы хотели бы обратиться по этому поводу в Госагентство по делам религии. Я считаю, что если в этом деле будет всё чисто и точно, то всё будет хорошо.

 

С другой стороны, если все люди будут относиться к муфтияту с уважением и почитанием, будут другого мнения о нём, не будут постоянно обвинять его в коррупции, то положение дел изменится.

 

Я удивляюсь тому, что многие люди верят в слухи о том, что муфтият собирает астрономическую сумму денег от фитир садака. Они думают, что если в Кыргызстане проживают пять с половиной миллионов человек, а четыре из них – это мусульмане, и каждый из них даёт по 16 сомов (0,4 долларов), то собирается огромная сумма. Но это неправда. На самом деле мусульман, которые читают намаз или дают фитир садака, не так много. В Бишкеке, например, проживает миллион человек, но в нём собирается только около ста пятидесяти тысяч сомов (3 тыс. долларов США).

 

- Считаете ли Вы правильным передачу контроля над проведением хаджа Госагентству по делам религии, либо же это было преждевременное решение? Как разграничивается деятельность ДУМ Кыргызстана и Госагентства по делам религии, т.е. как распределена работа с мусульманами Кыргызстана между двумя организациями? 

 

- Я считаю правильным решением то, что хаджем занимается Госагентство по делам религии. Раньше было много желающих стать муфтием, так как это было связано с хаджем. После того, как его организация была передана Агентству, число кандидатов резко сократилось. Значит, это было своевременное решение.

 

Но всё-таки я считаю, что таким священным делом должен заниматься муфтият. Ведь комиссия по делам религии не принимает участия в работе по проведению айт намаза или пасхи, поэтому лучше было бы и хадж оставить нам. Госагентство по делам религии связывает это с организацией безопасности и транспортировки паломников. Безопасность соблюдается и при айт намазе, когда врачи и сотрудники МВД помогают нам.

 

По вопросу транспортировки могу сказать, что каждый паломник сам решает, каким видом транспорта ему можно воспользоваться. Кто-то может полететь на самолёте, а кто-то поехать на автобусе.

 

Госагентство по делам религии является как бы связующим звеном между муфтиятом и государством. Оно является государственной нерелигиозной организацией, а мы – негосударственной религиозной организацией.

 

Наша цель – дать людям правильное направление в религии. А Госагентство помогает нам соблюдать законность.

 

- Какими темпами продвигается строительство новой соборной мечети в Бишкеке? Как решается вопрос с финансированием? Какие источники финансирования (арабские страны, страны содружества, государственные)?

 

- По этому вопросу я ездил в Турцию и встречался с турецким муфтием Али Бардак оглу. Муфтият Турции взял на себя 70% финансирования строительства. Оставшиеся 30% будут финансироваться кувейтскими предпринимателями, с которыми я провёл успешные переговоры.  На строительство мечети у нас есть деньги на все 100%. В настоящее время строительство ещё не началось, всё пока полностью на бумаге. В конце октября мы ожидали прибытия муфтия Турции для церемонии закладки камня в основание стройки, но по некоторым причинам, как с нашей, так и с их стороны, церемония не была осуществлена вовремя.

 

Мы со своей стороны выполнили все требуемые пункты (подготовка территории и организация подъезда). Следующие действия будут с их стороны.

 

- Какая работа проводится муфтиятом для примирения кыргызов и узбеков на юге республики? Какие препятствия стоят на пути восстановления мирной жизни?

 

- Мы всегда призывали и призывают к дружбе и миру. Наша религия ислам означает «мир», мусульманин – «хранитель мира», поэтому, наша миссия – призывать к миру. Я четыре раза побывал на юге после трагических событий. Мы назначили новых, грамотных имамов в мечети, дали им новые направления работы. Тесно сотрудничали с государственными органами по примирению людей. Особенно в месяц Рамазан выступали по радио и телевидению, бесплатно раздавали диски с выступлениями известных в республике проповедников.

 

Если говорить о войне, то обе стороны пострадали, поверив провокаторам, у которых нет ни религиозного образования, ни умения различать настоящую провокацию от ложной.

 

Государство должно ввести в школьную программу уроки религии и религиоведения, надо, чтобы люди получали правильную информацию.

 

Я, как муфтий, говорю об этом не с целью привлечения в свою религию других людей, а потому, что необходимо примирение. 

 

Например, можно накормить голодающих, привезти зерно из Казахстана или Америки. А почему нельзя обучать людей, испытывающих религиозный голод, правильному пониманию религии?

 

Если мы не начнём обучать их, то люди будут получать другую искажённую информацию об исламе.

 

 - Удаётся ли ДУМ Кыргызстана совместно с государством сдерживать развитие радикальных религиозных организаций, в частности Хизб ут-Тахрир?

 

- Мы не можем однозначно утверждать, что одно религиозное течение правильное, а другое неправильное. Мы даём только правильную и полную информацию об этом религиозном направлении и выражаем своё личное мнение.

 

Сейчас мы работаем над созданием книги о Хизб ут-Тахрир. Муфтият не ставит перед собой цели кого-то оклеветать, посадить в тюрьму. Мы хотим показать истинное содержание.

 

Ислам – это не унижение, не запугивание, не уничтожение, а призыв к правильному пути.

 

Служители муфтията совместно с подготовленными людьми побывали в новостройках с целью дать людям правильное представление о религиозных течениях, указывали на их ошибки.

 

- Проводится ли разъяснительная работа с членами Хизб ут-Тахрир?

 

 - Конечно, люди, которые приходят к нам, не говорят, что они «хизбутовцы». Но к нам поступают вопросы, связанные с идеями Хизб ут-Тахрир, на которые мы отвечаем.

 

- Как вы прокомментируете последние новости о продаже квот для паломников Кыргызстана гражданам других государств?

 

- Я не могу сказать точно, потому что я не принимал участия в этом. Из неофициальных источников стало известно, что визы были проданы другим людям. Уже приклеенные визы сдирались с паспортов и продавались иностранцам. Я далёк от мнения, что в этом замешаны консул или представители Госагентства по делам религии. Всей правды я не знаю. По словам консула Юсуфа аль-Хазимини, любой иностранец, проживающий в Кыргызстане менее шести месяцев не имеет права получить визу.

Когда мы хотели отправить арабов, работающих в исламском университете, и отвечающих всем требованиям, мы также получили отказ в получении визы.

 

Беседовал собственный корреспондент IslamSNG.com в Кыргызстане Роман Вейцель

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/14318/">ISLAMRF.RU: Наша миссия – призывать к миру – Верховный Муфтий Кыргызстана</a>