RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Муфтий Беларуси Абу-Бекир Шабанович: Белорусские мусульмане стремятся к сотрудничеству с российскими братьями по вере

20.02.2008 10:35

В состоявшемся 14-15 февраля в Казани расширенном заседании СМР одним из немногочисленных гостей от мусульманских общин СНГ был муфтий Абу-Бекир Шабанович, руководитель мусульманского религиозного объединения Республики Беларусь. На заседании он был избран ассоциированным членом Совета муфтиев России. Абу-Бекир Шабанович любезно ответил на вопросы нашего корреспондента:

Руководитель мусульманского религиозного объединения Республики Беларусь Абу-Бекир Шабанович– Уважаемый Абу-Бекир-хазрат, когда была создана ваша организация?

– В 1994-м году. А до этого, с 1989 года, мы занимались возрождением культуры татар и ислама, организовав общественное объединение «Зикр уль-Китаб». Вели подготовку к организации муфтията. В наше религиозное объединение сегодня входит 20 общин.

– Вы можете назвать цифру – сколько сегодня этнических мусульман в Беларуси?

– Точных данных нет. Но по нашим подсчетам, на сегодняшний день потенциальных верующих, носителей мусульманской культуры в Республике, более 100 тысяч, в Минске – около 12 тысяч. Проживает у нас 32 мусульманские национальности. Наиболее активные верующие – коренные жители Республики, которые переселились сюда шесть веков назад. Это татары из Крыма, Поволжья, Сибири. Сейчас состав нашей татарской нации – сложный. Местные татары многое утратили из татарской культуры, и, прежде всего, татарский язык. Другие, те, кто приехал позже, - чаще всего  люди без веры, без ислама, к сожалению. Тем не менее, все религиозные общины нашего объединения – татарские. Они нашли взаимопонимание с местными властями в деле организации общин. Я думаю, мы сохранились благодаря исламу и сохранили ислам в себе. Поэтому Всевышний наградил нас тем, что было создано мусульманское религиозное объединение.

– Судя по тому, что Вы стали участником расширенного заседания СМР, у Вас прекрасные отношения с этой структурой российских мусульман.

– Тут дело не в связи между организациями, а в братских отношениях. Причем давнишних. Я никак не могу отделить мусульман Белоруссии от мусульман Крыма или мусульман Татарстана. Еще в Российской империи эти связи существовали и были довольно прочными. У нас есть примеры такого братства, когда в послевоенное время многие сироты белорусских татар попадали в Казань и воспитались в семьях татар казанских. Такое сотрудничество извечно. Сегодня оно осуществляется через Совет муфтиев России, ДУМ РТ, а также Всемирный конгресс татар. Беларусь, замечу, юридически имеет право на такое сотрудничество: все-таки образовано единое государство России и Беларуси, есть правительство, выполняющее свои уставные цели.

Чтобы юридически подкрепить наши связи, в 2004-м году мы подписали соглашение с СМР о сотрудничестве. Весной прошлого года в Казани я подписал такое же соглашение с ДУМ РТ. Мы, белорусские мусульмане, заинтересованы в сильном брате с высочайшим научным и образовательным потенциалом, с опытом организационной работы. Это во-первых. Во-вторых, прерывать связи грешно, поэтому я просил, чтобы меня приглашали на заседания, конференции для обмена опытом, чтобы я имел возможность рассказывать не только о наших проблемах, но и достижениях в возрождении веры. Мы всегда тяготели к мусульманам России, так будет и дальше.

Абу-Бекир Шабанович поздравляет татарстанского коллегу муфтия Гусмана Исхакова с 10-летием учреждения ДУМ РТ на выездном заседании СМР 14-15 февраля 2008 года в Казани– В чем конкретно выражается ваше сотрудничество с российскими мусульманами?

– Первое – это подготовка кадров священнослужителей. В Российском исламском университете в Казани обучаются два белорусских парня. Ребята старательные, учатся хорошо. Я встречался с ними. К тому же я постоянно на связи с руководством университета. Если им нужна какая-то помощь, то муфтий Татарстана Гусман-хазрат Исхаков лично им помогает. Второе – это повышение квалификации моих имамов, проведение семинаров с молодыми имамами и муэдзинами. Третье – это просветительская работа, особенно среди молодежи. У меня много проблем в массовом обучении населения основам ислама. Нужны учебные программы, учебные планы и обязательно методические материалы, учебники. Во всем этом нам может помочь Россия.

– А власти Республики вам помогают?

– Самое главное, власти не мешают. Недавно на встрече с Президентом А.Г.Лукашенко я поднял такой вопрос: согласно Конституции, все религии в одинаковой степени отдалены от государства. Но сегодня, на мой взгляд, это ненормальное положение. Сегодня религиозные организации вместе с государственными институтами решают одни и те же проблемы с одними и теми же гражданами. Поэтому сейчас нужно говорить не о равноудаленности, а о равноприближенности к государству, о совместной деятельности там, где это возможно. С госорганами нужен не просто диалог, а сотрудничество – и в области просвещения, и в области культуры. Эти вопросы хорошо, грамотно решаются в России.

Возвращаясь к предыдущему вопросу, скажу еще, что для нас важно – создание условий для работы с людьми. Я имею в виду строительство мечетей, общественных домов, организация библиотек. Из 20 мусульманских общин Республики 12 имеют мечети и общественные дома. Они созданы нашими усилиями – объединением «Зикр уль-Китаб» и мусульманским объединением. А была всего одна мечеть, сохранившаяся с 15-го века, в поселке Ивье Гродненской области. Когда-то, в начале 70-х годов, в мусульманской общине Ивья, (а этой общиной руководил мой отец, пусть будет ему светлая память), практику здесь проходил Гусман Исхаков, он был тогда еще студентом. Видите, как судьбы наши переплетены!

– Чем конкретно Вашему объединению помог СМР?

– На сегодняшний день началась активная связь с СМР и лично с шейхом Р.Гайнутдином. Он, узнав о сложном положении в строительстве мечети в Минске, прислал своего представителя и оказал материальную помощь – передал нам 1 миллион российских рублей.

– Под строительство выделен участок?

– Да. В Минске была мечеть. Она построена в 1902-м году. К сожалению, атеистический вихрь уничтожил ее в 1962-м. В 1960-м году было снесено и татарское кладбище. Уже в новый период мы добились от властей разрешения воссоздать ту, старую мечеть. Правда, по масштабам уже в 2 раза больше, потому что и население Республики увеличилось. Мечеть будет вмещать 1100 молящихся. Мы расположили на цокольном этаже библиотеку, медресе, актовый зал на 200 мест, музей «Мир ислама». Оказалось так, что территория бывшей татарской слободы в Минске, где находились наши памятные места, сегодня уже центр города, рядом - президентская магистраль.

– Сроки строительства мечети определены?

– Конечно. Государство определило мне завершить стройку 31 августа 2008 года. А построено пока только 30%. Представляете, как мы сейчас штурмуем эту стройку! Ежедневно работает 20 мастеров. Приходит общественность, тоже помогает. И женщины приходят! Народ живет бедно, но свои рубли и копейки приносят. У нас такой принцип – каждому мусульманину желательно хоть один кирпич положить в строительство Дома Аллаха. Так что люди идут, помогают работой, кто, чем может. Это самое важное для общины Минска.

– Абу-Бекир-хазрат, вы давно возглавляете мусульманское религиозное объединение? Где вы получили знания об исламе?

– О себе говорить трудно. Я – коренной татарин. Мой род – род Шаабанов. Шаабан - так называется один из священных мусульманских месяцев. В Речи Посполитой Шаабаны стали Шабановичами, как появились и Хасановичи, Рафаловичи и т.д. Я появился на свет в 1939 году, когда шла борьба за присоединение Западной Белоруссии. Прадед мой – Абу Бекир – был имамом самой старинной деревянной мечети в Западной Европе недалеко от Вильно. Я унаследовал имя прадеда. Мы компактно проживали в Гродненской области. У нас там была общественная школа. Хаджи вел занятия. В сталинские и хрущевские времена занятия проводились подпольно. Лично я прошел 4-годичный курс обучения. Изо дня в день, и зимой, и летом у нас шли занятия. Если в светскую школу идешь с утра, то после обеда занимаешься у хаджи. Нас было около 50-ти человек – мальчиков и девочек.

Так было заведено тогда в татарских семьях – начинать обучать детей исламу с 7-ми лет. Школа находилась в конце татарской улицы. Стоило в начале улицы появиться милиционеру или представителю городской властей, то, как по эстафете, эта весть доходила до нас, мы разбегались, играли, старались отвести подозрения. Правда, власти все равно знали о нашей школе, но относились к ней терпимо. Объясню почему. Во-первых, потому, что татары в Белоруссии – это самый трудоспособный народ. Во-вторых, самый терпеливый. Никогда никому не перечил. Сами обстоятельства жизни в Литовском княжестве привели их к этому. Раз народ работящий, то при любой власти материально обеспечен. Татары поддерживали беженцев, малоимущих, батраков.

Я 4 года отучился у хаджи, окончил светскую школу, потом институт физической культуры, играл за сборную Республики Беларусь по волейболу. Мастер спорта. Закончил еще и исторический факультет Белорусского Государственного университета. Работал учителем. 18 лет – директор школы. Затем работник Министерства образования. Ушел на пенсию. Вся моя жизнь – в просветительстве, в последние годы – в религиозном. Мы – татары-мусульмане – не могли стоять в стороне от процесса возрождения ислама в Республике.

 

Беседовала Людмила ЖУКОВСКАЯ

 

На фото:  Руководитель мусульманского религиозного объединения Республики Беларусь Абу-Бекир Шабанович

Абу-Бекир Шабанович поздравляет татарстанского коллегу муфтия Гусмана Исхакова с 10-летием учреждения ДУМ РТ на выездном заседании СМР 14-15 февраля 2008 года в Казани

 

20.02.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/1637/">ISLAMRF.RU: Муфтий Беларуси Абу-Бекир Шабанович: Белорусские мусульмане стремятся к сотрудничеству с российскими братьями по вере</a>