RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Насер Фарид: мусульманам, чтоб осуществить возрождение уммы, надо работать

21.09.2011 15:28

Предлагаем вашему вниманию интервью бывшего муфтия Египта Насра Фарида Васыля. Шейх родился в 1937 году в деревне Меййит-Бадр-Халава недалеко от города Себенит в дельте Нижнего Египта. В 1972 году стал доктором в области сравнительного правоведения и исламского права. С 11 ноября 1992 года по 2002 год Наср Фарид Васыль оставался верховным муфтием Египта. Известен тем, что отказался, несмотря на сильное давление со стороны режима Хосни Мубарака, принять фетву, разрешающую экспорт  египетского газа в Израиль.

 

- Исламская нация имеет все средства для осуществления возрождения и развития. Однако же мы видим, что в действительности никакого возрождения не происходит. По каким, по вашему мнению, причинам?

 

- Никакая нация в мире неспособна осуществить возрождение только одними материальными средствами. Возрождение прежде всего нуждается в привлечении знаний, в использовании идей и культуры. Наша нация давно настроена неразумно, пренебрежительно относится к получению знаний, выражению своих мыслей, которые бы помогли обращаться с природными ресурсами наилучшим образом.

 

Нам необходимо осознать, что осуществление возрождения имеет свои условия. Кто удовлетворит им, тот добьется своих целей, кто пренебрежет ими, тот превратится в бремя для других. Нам нужно набраться мужества и признать, что мы летаем на импортированных самолетах, ездим на иностранных машинах, даже мотоциклы и велосипеды, и те - не наши. Мы не можем производить для себя ни продуктов питания, ни напитков, ни лекарств. Смотрите на товары, представленные на наших рынках, и вас, когда обнаружите, что многие из них произведены не нами, охватят уныние и печаль.

 

Для того, чтобы исламская нация возрождалась, нужно чтобы она работала и возвышалась благодаря разуму мусульман и их знаниям. Нам необходимо определить причины и материальные предпосылки для осуществления возрождения и прогресса. Эти средства у нас имеются, как они имеются и у тех, кто реально осуществляет прогресс. Мы отличаемся от последних лишь тем, что принадлежим к религии, которая постоянно служит дополнительным стимулом для осуществления работы, повышения производительности, и тем самым стать ближе к Аллаху.

 

- К сожалению, в нашем исламском мире призывы осуществить возрождение и развитие стали пустыми лозунгами, которые никак не влияют на реальность, не решают проблемы. Как нам перейти от слов к делу - к полезным и плодотворным действиям?

 

- Возрождение нации нельзя осуществить только одними требованиями, желаниями и лозунгами. Каждое изменение или развитие нуждается в плане, программе, нужных и серьезных действиях. Только такое желание, которое в данный момент отсутствует, может привести нацию в движение, перевести из положения замкнутости в прошлом в активное состояние в  будущем, положить конец растерянности, отчаянию, разочарованию целого поколения, которое продолжает питать надежду.

 

- Разногласия среди улемов по вопросам юридическо-богословского характера считаются милостью для уммы, одним из факторов гибкости шариатских норм, как утверждают многие ученые. Но значит ли это, что ученые должны вступать в перепалки между собой, как это сейчас происходит на телепередачах, или имеет место в газетных публикациях?

 

- Всеми [учеными] признано, что разногласия и расхождения среди ученых в тех вопросах, где допускаются разные мнения, - один из факторов гибкости исламского шариата. Но мы в то же время должны понимать, что законодательные нормы ислама - одни из основных факторов, которые обеспечивают единство среди мусульман. Нет на свете такой религии, которая в такой мере, как ислам, призывает своих последователей к единству, солидарности, к совместным действиям. Поэтому мы выступаем против того, чтобы разногласия по вопросам вопросы юридическо-богословского характера среди ученых стали причиной раскола и разъединения мусульман. Решение юридических вопросов (иджтихад) имеет определенные цели такие, как утверждение толерантности ислама, облегчение в решении различных жизненных проблем.

 

Факт раскола, который имеет место в арабском и исламском мире, мы не должны относить к разногласиям в вопросах юридическо-богословского характера. Раскол среди мусульман происходит по многим причинам и факторам, которые известны для всех. Способ разрешения этой проблемы ясен. Но имеются силы, которые не желают, чтобы мусульмане были солидарны, сотрудничали в благочестии и в богобоязненности.

 

В данный момент исламский мир продолжает страдать от глубокого раскола, от долгих споров, которые оказывают вред мусульманам, их интересам, усложняют решение проблем, ослабляют не только перед лицом противника - немусульман, но и перед самим собой. Поэтому в силу как прямых, так и косвенных причин, некоторые мусульмане испытывают чувство неприязни по отношению друг к другу, вступают в конфликты, вплоть до войн, появляются религиозные фундаменталисты, рассуждающие, не имея знаний и без понятий, о юридических нормах ислама, некоторые правоверные впадают в грехи, запрещенные Аллахом и Его Пророком (мир ему). Все это причиняет огромный и ощутимый вред политической, социальной, культурной, экономической сферам жизнедеятельности, а также находит отражение в международных отношениях.

 

Исходя из сказанного, сейчас мы больше всего, чем когда-либо, нуждаемся в солидарности между мусульманами, единстве, единой позиции как в религиозных вопросах, так и в мирских. Это единение должно происходит под знаменами ислама - религии единобожия, в рамках его правовых норм, посредством соблюдения основных правил шариата, в частных вопросах и общих. Для достижения такой благородной цели, для осуществления единства среди мусульман по религиозным и мирским делам мы должны знать, что разногласия среди ученых четырех мазхабов относительно тех или иных второстепенных вопросов шариата, которые не касаются фундаментальных моментов и в то же время исходят из правильных доводов и базируются на основополагающих правилах шариата, не могут принести вред единству. Более того, они могут оказаться полезными. Поэтому мы не должны придерживаться только одного мнения, и заставлять людей исполнять нормы шариата согласно только одному мнению.

 

- Некоторые ученые требуют признать гражданский брак преступлением и обязать желающих вступать и жить в таком браке засвидетельствовать его документально. Это отчасти произошло после того, как кампании в СМИ и социальные рекламы потерпели крах в пропаганде нежелательности тайного брака и в предотвращении распространения запрещенных отношений под прикрытием брака. Вы поддерживаете это требование?

 

- Я - один из первых, кто выступил с таким требованием с тем, чтобы уберечь общество от морального разложения. Принятие закона, обязывающего документально закреплять брак, не противоречит исламскому шариату, так как соответствующий документ гарантирует права мужа и жены, а не только права супруги.  В таком случае, что предпринять мужу, состоящему в гражданском браке, когда, к примеру, он обнаружит в постели свою жену с другим мужчиной? Как в таком случае муж может законным образом преследовать свою жену?

 

- Как же муж может подать в суд на такую жену? Как он может ее обязать исполнять свои супружеские обязанности, когда она вступает в перепалку, выходит своими действиями за рамки приличия, которые должна соблюдать?

 

- Все доклады и заявления подтверждают, что гражданский брак стал своего рода лозунгом для тех, кто намерен вести аморальный образ жизни. Нам нужно противостоять этому виду преступности. Наша задача как работников исламских учреждений - предостерегать народ от такого пагубного явления, принять в рамках норм шариата правильное постановление относительно него. Гражданский брак, который имеет место в наши дни, это обман, введение людей в заблуждение. Он лишен условий и основ. Например, отсутствует такие условия, как публичное объявление о браке, наличие законного опекуна у девушки во время процесса бракосочетания. Ведь, наличие опекуна наравне со свидетелями - одно из условий действительности брака у большинства ученых. Любое соглашение, которое не удовлетворяет этим условиям, не может считаться действительным, не признается законом. Сожительство в таком случае становится прелюбодеянием, что дает судье повод назначить обоим супругам соответствующее наказание. 

 

- Проблема семьи, в частности регулирование рождаемости, остается спорным и вызывает много разногласий среди ученых ислама. Если одни считают регулирование допустимым, то другие запрещают. Если одни проповедники соглашаются с ним, то другие отклоняют его. Как вы смотрите на эту проблему? Что запрещено и что разрешено в деле создания семьи? Удовлетворение определенным количеством детей соответствует установкам ислама?

 

Суждения о религиозных вопросах должны базироваться на правильных знаниях. Правильное понимание и широкое изучение основ (усул) религии, целей (макасид) шариата, его норм, разногласий ученых по вопросам, в которых разрешены суждения юридическо-богословского характера (иджтихад), до тех пор, пока целью подобных разногласий остается постижение истины, выяснение того, что приносит пользу как индивиду, так и обществу. Кроме того, люди, участвующие в подобной полемике, должны иметь благие намерения, уметь красиво и четко излагать мысли, аргументировать свои доводы в рамках приличия и нравственности.

 

Разногласия ученых в вопросах создания семьи не несет вреда, так как нормы устанавливаются согласно условиям, в которых живут мусульмане или даже та или иная семья. То, что разрешается малообеспеченной семье, возможно не разрешается семье, способной воспитать детей, опекать их и гарантировать им будущее – обеспечить материальное положение, предоставить возможность получить образование и нравственное воспитание. То, что разрешается в бедных исламских государствах, где большая часть населения страдает от бедноты, нехватки ресурсов, роста уровня безработицы, не разрешается в других странах, которые обладают материальными возможностями, нуждаются в большем количестве людей для защиты страны, ее развития, повышения уровня жизни.

 

Ситуация зависит от каждой отдельно взятой страны. Есть государства, которые заинтересованы в росте населения, как страны Персидского залива, привлекающие иностранную рабочую силу, например. В таких странах рост населения востребован. Любое мероприятие, которое предпринимают эти государства для демографического подъема, желанно, так как оно позволяет добиться стратегического преимущества.

 

Есть также страны, которые страдают от перенаселения, например Египет. Он из-за экономических проблем, от которых страдает большинство населения, сильно нуждается в урегулировании рождаемости. В таких случаях регулирование рождаемости или управление им желательно или даже востребовано.

 

Регулирование рождаемости, разрешенное шариатом, должно происходить с согласия обоих родителей, их удовлетворения и при помощи средств, которые они считают достаточными, как соблюдение определенной паузы между первой и второй беременностью или приостановление беременности на определенный срок. Цель такого регулирования - это сокращение количества членов семьи до того уровня, при котором родители смогут обеспечивать всех своих детей должным образом, не испытывая сильной нужды и трудностей. Но мы должны отметить, что такое регулирование ничего общего не имеет с ограничением или стерилизацией женщин. Ограничение рождаемости запрещено шариатом, так же, как и стерилизация.

 

Любое средство, которое помогает родителям регулировать рождаемость без убийства невинной жизни, дозволено и принимается шариатом. Поэтому ислам запрещает аборты и считает их преступлением. Большинство ученых говорят о том, что недопустимо убийство плода после того, как ангел вдохнет в него душу. До появления души аборт возможен в тех случаях, когда врач утверждает, что его нахождение внутри матки может привести к смерти матери или причинить ощутимый вред ее организму.

 

- Некоторые политики в ряде арабских и исламских странах, вдохновленные вопросом регулирования или ограничения рождаемости, предлагают законодательно закрепить нормы по ограничению количества детей в каждой семье. Вы согласны с ними?

 

- Такое предложение - невозможно. Не в интересах большинства принять законы, закрепляющие рождение определенного количества детей в одной семье. Регулирование рождаемости достигается путем религиозного просвещения, социальных программ, которые пропагандируют нежелательность большого количества детей в семье, если родители неспособны дать им соответствующее воспитание и образование, обеспечить для детей нормальные жизненные условия. Вопрос регулирование количества детей - вопросы личностного характера, зависят от родителей, от условий и состояния семьи. Одной семье достаточно двух детей, тогда как для другой мало и четырех. Поэтому ограничивать количество детей в семье определенным числом нельзя.

 

- Какова позиция шариата в отношении телепрограмм или публикаций в прессе, в которых исследуются подробности  аморального поведения того или иного человека?

 

- К сожалению, некоторые спутниковые каналы часто прибегают к такому виду деятельности - информационное совращение людей - и соревнуются за голоса телезрителей. Все умные люди, представленные как в СМИ, так и в искусстве, должны противостоять данному явлению.

 

"Аль-Халидж"

 

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/17961/">ISLAMRF.RU: Насер Фарид: мусульманам, чтоб осуществить возрождение уммы, надо работать</a>