Ахмад Винченцо: мусульманам Италии не дают развиваться
07.11.2011 13:00
Ахмад Винченцо родился в Неаполе в 1961 году, принял ислам в возрасте 29 лет. На сегодняшний день Винченцо является одним из наиболее ярких представителей мусульманского сообщества Италии и известен, в частности, своей деятельностью в основанной им организации «Итальянские мусульманские интеллектуалы» (Intellettuali Musulmani Italiani).
- Расскажите, что представляет собой мусульманская община Италии.
- Наша община – многоэтничная по составу: здесь есть люди со всех концов света, представлены все исламские страны. Община очень молодая во всех смыслах. У нас нет централизованной организации, равно как и культурных, неправительственных организаций, нет своих печатных изданий. Но есть много молодых людей, которые хотят жить в хороших условиях. А Италия – подходящее место, но здесь есть свои трудности, которые итальянским мусульманам приходится преодолевать.
Решить проблемы мусульман в Европе не является чем-то невыполнимым. Для этого просто нужна прослойка хороших управленцев, которые могут жить в этом окружении и при этом не прятать свою приверженность исламу.
- Как итальянцы воспринимают мусульман? Какие проблемы между этими двумя общностями вы бы назвали наиболее острыми?
- Мы живем в конфликтном обществе, и все наши проблемы – из-за нашей слабости. Ведь сильный всегда стремится подчинить себе слабого ради своей выгоды. А диалог может существовать только между равнозначно сильными партнерами – сильными в плане культурной идентичности в том числе. Мы можем вступить в диалог только если сами будем уверены в том, что мусульманская община должна стать частью итальянского общества. А до тех пор пока мы будем замыкаться на себе, создавать оазисы стран, из которых мы приехали, конфликт неизбежен. Потому что в Европе есть силы, которые используют такие слабые общности для дестабилизации обстановки.
- Как мусульмане могут с этим бороться? Как обеспечить единство?
- Мусульманские страны помогают только своим выходцам в Италии – Тунис помогает тунисцам, Турция – туркам, Пакистан – пакистанцам и так далее. Ни о каком сотрудничестве здесь речи не идет. Но у нас же есть сильная международная организация – Организация исламского сотрудничества (до 2011 г. – Организация Исламская конференция. – Прим. ред.), которая уступает только Организации Объединенных наций. И промотирование идеи сотрудничества на этой площадке было бы хорошим подспорьем для мусульманского сообщества.
- Вы согласны с тем, что среди мусульманских стран может быть только одно лидирующее государство?
- У меня есть работа о плюрализме в исламской традиции. На мой взгляд, общество должно обладать способностью изменяться: от национальной, этнической, расовой идеи надо переходить к идее мультикультурализма, космополитизма, ближе к османскому пониманию государства – не замкнутого на себе, а открытого. Нам не нужно доминирование ни ислама, ни христианства, ни иудаизма – потому что хорошие люди есть и среди евреев, и среди христиан, и мусульман, а также среди тех, кто не причисляет себя к какой-либо конфессии. Нам нужен плюрализм, уважение к другим, понимание того, что нация может развиваться вместе с меньшинствами, что не надо стремиться от них избавиться и оставить за бортом. Государства должны быть многокультурными, нам нужно общество, построенное на принципе плюрализма, которое признает другие общины и их право быть в составе государства. Вот это я бы назвал главным политическим влиянием ислама – плюрализм во всем мире.
- На ваш взгляд, мусульманам в самом деле опасно жить в Европе или же ситуацию драматизируют?
- Опасность действительно есть, потому что идея локализовать религиозные меньшинства в гетто стара как мир. С евреями это проделывали веками. В течение последних пяти столетий евреев так или иначе изолировали от христианского большинства. В 1492 году король и королева Испании изгнали евреев и мусульман из страны. 50 лет назад указом Папы евреев загнали в гетто, чтобы изолировать их от остального общества, от большинства. Европейская демократия под угрозой. Сейчас в Европе с подачи местных администраций появляются первые арабские гетто, чтобы создать средоточие проблем. Ведь в гетто всегда есть проблемы, а раз есть проблемы, значит можно вести антиисламские кампании. Это очень популярная линия политического поведения сейчас.
- То есть назрела потребность в интеллектуальном общественном движении для предотвращения этой опасности…
- Именно. В Италии невозможно себе представить исламского издательства или исламского канала на телевидении. Да что там говорить – даже отдельная передача об исламе не может попасть в сетку вещания национального канала. У нас не дают пробиться ни изданию религиозной литературы, ни культурным мероприятиям. Для сравнения – в Италии около 2 млн мусульман и порядка 45 тыс. евреев. Но в отличие от нас, они представлены и в СМИ, и в издательском бизнесе – везде.
- Вы – автор ряда книг по исламу. Вы работаете над еще какими-нибудь проектами?
- Да, у меня есть проект о политике в исламе. Кроме того я хочу заняться литературным творчеством. Я закончил работу над романом о встрече Франциска Ассизского, самого почитаемого итальянцами святого, с султаном Египта Маликом аль-Камилем. Роман написан от лица Франциска. Хочу написать роман о межрелигиозных браках, потому что этот вопрос очень остро стоит в нашем обществе.
В Европе очень тяжело говорить об исламе – встречаться с читателями, с журналистами, а ведь это просто необходимо для наилучшего понимания своей работы. Когда ты пишешь книгу, ты не представляешь, какое воздействие она может оказать на людей, поэтому очень важен диалог.
Перевод IslamRF.Ru