RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Мухаммед Фарид Абдель-Халик: великодушие Аллаха к людям не ограничивается одними мусульманами

15.03.2012 16:06

Предлагаем вашему вниманию интервью с членом учредительного совета «Братьев-мусульман»  и бывшим членом политбюро движения Мухаммедом Фаридом Абдель-Халиком. Он родился 30 ноября 1915 года в египетском городе Факус, в юго-восточной части дельты Нила, в провинции Эш-Шаркия. В возрасте 36 лет закончил Высший институт развития. В исламских движениях принимает непосредственное участие с начала 1940-х гг. В 1970-е гг. становится генеральным директором египетского издательского дома «Дар аль-Кутуб», совмещая его с должностью представителя министерства культуры. Автор многочисленных работ, статей, очерков о деятельности и идеологии движения «Братья-мусульмане», положении ислама в повседневной жизни, политике в исламе и в исламском праве и т.д., участник многих телепередач, посвященных исламу и политике.   

 

- Какие основы для свободы присутствуют в исламе?

- Свобода гарантирована Кораном, который является источником ислама. В Священной Книге говорится: «Мы почтили сынов Адама». Обратите внимание на фразу «сынов Адама», то есть великодушие Аллаха не ограничивается одними мусульманами, а распространяется на всех. Почтение выражается в политических, экономических, социальных свободах, а также в свободе в получении образования. Человек волен выбирать того, кто будет им руководить или делегировать от своего имени другого человека в законодательные органы. Также верующий не должен быть обременен поисками пропитания из-за отсутствия справедливого распределения средств для людей с прожиточным минимумом, жить в феодальных условиях, постоянно испытывать нужду. Если это есть, значит имеет место нарушение его прав, попирание его человеческого достоинства. Право на культурную идентичность, право на гражданские свободы тоже являются основами, гарантированными шариатом, который исключает какие бы то ни было столкновения между представителями различных религий, между большинством и меньшинством, и другие крайние меры. Свобода гарантирована исламом для всех. Право человека на свободу и право на получение знаний – это два крыла, благодаря которым человек устраивает себе жизнь на этом свете и надеется на лучшую долю на том.

 

- Какие конституционные принципы в исламе гарантируют эти свободы?

- Мы, будучи гражданами исламского государства и учитывая особенности эпохи, в котором живем,  должны придерживаться конституционных норм и уважать политические ценности, отмеченные Кораном и сунной. Это один из важных моментов в деле описания исламского государства и его назначения, рассмотрения особенностей правящего режима. Эти принципы – по сути, права, предоставленные Аллахом в политической сфере. Нация вправе требовать у правителей уважать эти принципы.

 

- В отношении этих принципов среди ученых имеются разногласия?

- У одних ученых эти принципы выражаются в наличии справедливости, совещательности и равенства, у других – в справедливости и подчинении правителям. Я бы еще добавил к ним законность и единство нации. Гражданин имеет право потребовать от правителя быть правдивым и откровенным, уважать права человека, его политические свободы, тогда как нация имеет право на участие в политической жизни, право призвать человека, облаченного властью, к ответу за свои действия.

 

- Взгляды ученых со светским мышлением сильно отличаются?

- Нет никакого противоречия в том, что эти принципы (свобода, равенство, совещательность, справедливость, уважение закона) едины по отношению ко всем нациям как в западном мире, так и в исламском. Но падение моральных нравов и общественных устоев происходит из-за отсутствия веры, отсутствия понятий «дозволенный» и «запретный», «хороший» и «порочный», из-за преобладания светских тенденций, в которых царят страсти. Этим отличается исламское правление от западной светской системы правления.

 

- Какие принципы имеет соборность в исламе, которые возможны только в условиях свободы?

- Соборность – это одно из требований ислама, конституционный принцип, который подтверждается  Кораном и высказываниями Пророка (мир ему), поэтому она обязательна. Ей отводится роль конституции, благодаря которой отличаются современные западные режимы от деспотических. Принцип соблюдения прав человека и его свобод в нашем мире являются проблемой номер один. Отличие между исламским правлением и деспотизмом кроется в наличии или в отсутствии совещательности, так как ислам и деспотизм – это две несовместимые между собой противоположности. Многие ученые считают соборность одной из основ справедливого правления. Соборность является краеугольным камнем исламского государства. Следует отметить, что нация сама по себе является источником законодательства, уважать ее волю – это наша обязанность, выступать против ее воли есть акт неповиновения.

 

- Как происходит совещательный процесс между правителем и людьми, назначившими его?

- Правитель обязан советоваться с нацией в вопросах, которые затрагивают интересы всех: управление, политика, законодательство, личные интересы и т.д. Граждане, в свою очередь, должны в упомянутых вопросах высказывать свою точку зрения, выразить свою волю независимо от того, будут их спрашивать или нет.

 

- Как насчет политических прав немусульман, проживающих в исламском государстве?

- Свобода и политические права немусульман – главная тема так называемой исламской политики со дня основания Пророком (мир ему) мусульманского государства в Медине. Немусульмане имеют полное право на политическую жизнь, будь то право быть избранным в качестве президента или члена парламента. Тот факт, что люди одновременно имеют право участвовать в совещательном процессе и не являются мусульманами, предполагает утверждение принципа гражданства в исламской политической системе.

 

- Как происходит утверждение принципа гражданства и определяются атрибуты гражданина? 

- Граждане пользуются теми же правами и обязанностями что и мусульмане. У всех одна Родина, только у них своя религия, у мусульман своя. Если эти две группы будут советоваться друг с другом, наставлять друг друга, то этот случай станет первым в арабском обществе за всю его историю.

 

- Однако, египетские копты, к примеру, имеют особенность, которая не присуща для христиан, проживающих в других странах.

- Благодаря этой особенности копты выделяются среди других зимми – немусульман, живущих под защитой мусульман в исламском государстве. Мы имеем с коптами родственные связи, и Пророк (мир ему) призывал покровительствовать им, то есть обеспечивать им одинаковые права и уважать их. Из них произошел пророк Исмаил, мать которого – Хагарь – была копткой. Благодаря жене Пророка (мир ему) Марии, которая также была копткой, они находятся с нами в родстве по женской линии. Кроме того, коптов и мусульман связывают общие географическое положение и история. Копты и мусульмане бок о бок на протяжении 14 веков жили в едином государстве, не попирая друг друга в правах и имея одинаковые обязанности. Копты и мусульмане имеют общую культуру, общие ценности, их связывают общие патриотические чувства, они стали единой субстанцией, которую не смогли разорвать враги уммы как в средние века, так и в эпоху новейшей истории.

 

- Каким вам видится религиозный дискурс в отношении египетских коптов в деле обеспечения гражданских прав в политике и религии?

- Для решения этой задачи нужно определиться с термином «неверие» – куфр – и его применением в отношении представителей других вероисповеданий в рамках религиозного дискурса. Нельзя обвинять половину христиан в неверии. Коран делает различие между людьми писания и неверными. Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Не считайте тех, которым Писание было даровано до вас и которые глумятся над вашей религией и считают ее развлечением, и неверующих своими помощниками и друзьями». (5:57; пер.Э.Кулиева) Здесь имеется ввиду иудеи и христиане, враждебно настроенные против исламской нации. Кроме того, мусульманам разрешено жениться на иудейках и христианках, употреблять в пищу их еду. Нельзя ставить людей Писания в один ряд с многобожниками. Поэтому религиозный, политический, равно как и информационный, дискурсы должны быть свободны от подобного подхода, так как он затрагивает всех, вызывает чувства вражды и ненависти, ставит под угрозу единство граждан страны как в близкой, так и в долгосрочной перспективе.

 

- Чем вызван страх египетского общества перед исламскими течениями?

- Страх политических сил перед политическим исламом уходит корнями еще в дни Хасана Аль-Банны, когда он попытался баллотироваться в депутаты. Но ему не позволили воспользоваться этим правом – многие из-за границы были против такого развития событий. Сам британский посол тогда заявил, что если Аль-Банна выставить свою кандидатуру, то он прибегнет в конце концов к силовому вмешательству, чтобы не допустить этого. Так как в исламе действует принцип «для того, чтобы не допустить большого вреда, совершается малый», имам Аль-Банна отказался баллотироваться в депутаты.

В настоящее время некоторые люди озабочены тем, кто будет представлен в парламенте, хотя главное, что следовало учитывать, – это его эффективная работа. Парламент должен в полной мере выполнять свои обязанности и задачи, задействовать предоставленные свободы, быть независимым от исполнительной власти с деле принятия законов и осуществления контроля.

Следует отметить, что «Братья-мусульмане» не будут выставлять своего кандидата на должность главы государства. Это не связано со страхом в обществе перед исламскими силами, просто мы хотим, чтобы восторжествовала справедливость – были претворены в жизнь все завоевания новой революции.

 

- Почему ислам не предлагает свою систему правления?

- На самом деле ислам не предлагает свою политическую систему правления. Халифат – это не система с определенными установками, которой могли бы придерживаться мусульмане. Определением и выработкой подобных установок должны заниматься сами правоверные. В этом кроется милость Всевышнего по отношению к ним – право установить более рациональную систему, подходящую под мировоззрение людей, живущих в это время. Главное принимать справедливые законы, призванные объединять нацию, а не разделять ее, созидать и строить, а не уничтожать и разрушать.

 

- Почему халифат связан с исламским правлением?

- Термин халифат пугает некоторых людей, хотя в Коране он отсутствует. Он необязателен с точки зрения ислама. Ислам определил общие принципы халифата и установил высокие цели, стоящие за этим видом правления. Но мы все знаем, что наша жизнь постоянно подвержена изменениям. Не зря имам Аш-Шафии сказал: «Эти мои фетвы в Ираке, а эти мои фетвы в Египте». Так как фетвы нуждаются в правке и корректировке, исходя из особенностей среды, культуры, природных условий. Самое важное – это возможность выбирать правителя, контролировать его, призывать к ответу и при необходимости снимать с занимаемой должности. Метод избирания правителя является одним из конституционных вопросов, который варьируется в зависимости от избирателей, времени.

 

- Некоторые боятся, что будущая конституция будет создана и принята под влиянием «Братьев-мусульман» и ограничит общественные и индивидуальные свободы.

- Страх перед будущей конституцией не из-за «братьев», а из-за того, что заявленные в ней свободы были недоступны при прежнем режиме. В наше время меняется смысл понятий «оппозиционер» и «приверженец». Новая конституция утвердит свободы, права и обязанности, согласно которым все граждане, невзирая на религиозную и этническую принадлежность, будут равны перед законом. Это уже становится традицией. Раньше мы часто становились свидетелями того, как в стенах парламента доктор Фатхи Сурур (спикер Народного собрания  (нижняя палата парламента) Египта с 1990 по 2010 гг. – IslamRF.Ru) часто увиливал от предложения оппозиции, ссылаясь на большинство, вносить тот или иной животрепещущий вопрос в повестку дня. Оппозиция никак не могла ему противодействовать. Теперь же у нас новый парламент, революционный парламент, а не парламент «Мубарака» или «Сурура». Каждый избранный в нем депутат имеет возможность выразить волю народа.

 

- Что говорится о свободе немусульман в новой конституции?

- Немусульмане являются такими же гражданами государства, имеют те же права и обязанности. Конечно, новая конституция объявляет ислам официальной религией государства, а принципы исламского шариата – основным источником законодательства. Вместе с тем, новая конституция утверждает, что принадлежность ко второй по количеству последователей религии не значит быть гражданином второго сорта. Многолетнее совместное проживание на протяжении веков подтверждает это. Благодаря долгому сосуществованию египетская нация стала единой целой, с единой культурой, традициями, мировоззрением, имеет общие интересы. Поэтому определение сущности государства для египетских коптов не является чувствительным вопросом – ислам они воспринимают в качестве небесной религии, считают его общественным режимом, достойным уважения. Они остаются лояльными к принципам шариата, не вступая при этом в противоречия со своими религиозными и политическими убеждениями.

 

- Как понимается в исламе справедливость?

- Справедливость должна быть всеобъемлющей, охватить все сферы жизни. Она является высокой ценностью и основой взаимодействия исламского общества во всех его видах. Справедливость – это основа государственности и правления. Она также является основой судопроизводства, основой распоряжения общественными средствами. Принцип справедливости должен быть заложен в основу конституции. Она является одним из прав, предоставленных Аллахом человеку, призвана направить человека на прямой путь как на этом свете, так и на том.

 

- Допускается ли использование силы при установлении справедливости? Известно, что в вопросах вероубеждения принуждать человека запрещено.

- В действительности ислам устанавливает принцип свободы вероисповедания в исламском государстве и объявляет его одним из прав человека, одним из его основных свобод. Невозможно человека заставить уверовать через силу или принуждение, а только увещеванием и аргументированием. Но, ислам в то же время допускает возможность применения силы против несправедливости со стороны правителя или человека, наделенного властью. Противодействовать несправедливости по отношению к нации – это обязанность. Законы, ниспосланные человечеству свыше, призывают бороться с многобожием, так как оно угнетает людей, отдаляя их от справедливости и обрекая на погибель.

 

- Расскажите о равенстве в исламе?

- Ислам призывает соблюдать равенство между всеми рабами Господа: черными и белыми, мужчинами и женщинами, мусульманами и немусульманами. Коран устанавливает равенство между всеми представителями человечества, так как они происходят от одного предка. Попирание достоинства человека исламом отвергается. Ислам не ставит одного человека выше над другим, не делает различия между группами, между партиями, между правителем и его подданными, не отдает предпочтение тому или иному положению. Все это делается для того, чтобы не допустить произвола. Согласно пунктам шариата, немусульмане обладают такими же правами и обязанностями, как и мусульмане. Им полагается, то, что полагается нам, не полагается то, что не полагается нам.

 

- Как насчет свободы судебной власти в исламе?

- Ислам предоставил судебной системе такую свободу, какую не предоставил никому. Судебная власть стоит над всеми. Все – правители и подданные – равны перед ней. В исламе обычные суды рассматривали дела халифов, королей. История запечатлела, что ни Омар ибн аль-Хаттаб, ни Али ибн Аби Талиб, ни Мамун не выступали против решений суда, не выражали недовольство, наоборот, только соглашались. Поэтому правители такие же индивиды, над ними не витает ореол святости, они ничем не лучше или хуже других людей. Если один из них совершает преступление, то он несет за него такое же наказание, как и все. А судьи с самого начала развития ислама были самостоятельны и независимы в своих решениях, далеки от политики. Авторитет судей начал падать к концу правления династии Аббасидов, когда халифы стали чинить произвол, и многие ученые такие, как Абу Ханифа, например, отказывались занимать должность кадия.

 

- Что общего между либерализмом и исламом?

- Светский человек с либеральными взглядами необязательно должен поворачиваться спиной к исламу и отказаться от выполнения его норм. Несмотря на то, что некоторые щепетильные моменты присутствуют, ислам благодаря принципу иджтихада (право на вынесение решений юридическо-богословского характера) открыт перед всеми мировоззрениями и идеологиями, готов вынести на повестку дня и обсуждать любые точки зрения. Между исламским убеждением с одной стороны и либеральным и светским мировозрением с другой не существует вражды, если последнее не занимает антагонистическую позицию по отношению к нормам шариата или христианства, или не выступает против утверждения, что Аллах является Творцом всего сущего. Мы нуждаемся в сотрудничестве, соработничестве, сожительстве. Не нужно фанатично цепляться за ту или иную идею, нужно уметь уважать точку зрения другого, признавать ее. Никто не претендует на сверхистину, ни одно мнение или ни одна из идеологий не может быть первичной. Утверждать подобное есть политическая ошибка. Такой подход вносит раскол, ведет к крайности. К сожалению, часто люди ошибаются из-за неправильного понимания терминов. Некоторые исламисты утверждают, что они против демократии, но в то же время заявляют, что конституционная система является самой лучшей системой.

 

- Почему многие боятся политического ислама?

- Когда речь идет об экономических или других исследованиях, обычно это называют экономическим исламом или политическим. Но на самом деле нет политического ислама, есть политический свод законов (фикх). У нас избранная законодательная власть, правительство Аль-Ганзури (премьер-министр Египта, назначенный 24 ноября 2011 года Высшим советом Вооружённых сил  – IslamRF.Ru), Высший совет Вооружённых сил, который ответственен за власть во время переходного периода, политические силы, совершившую революцию или поддержавшие ее. Арабская весна показала, что мы не нуждаемся в Лиге арабских государств, нам нужна лига наций, которая претворила бы в жизнь реформы, призванные обуздать коррупцию и устремленные в будущее.

 

"Аль-Вафд"

Перевод IslamRF.Ru

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/21002/">ISLAMRF.RU: Мухаммед Фарид Абдель-Халик: великодушие Аллаха к людям не ограничивается одними мусульманами</a>