RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Кадыр Маликов: Чтобы поднять уровень межконфессионального диалога необходимо внедрять религиозную культуру в вузах, школах, медресе

16.07.2012 15:00

«Человеческий фактор в политике сегодня играет важную роль, и где-то даже определяет стабильность и процветание всей страны, общества. От человеческого фактора, кадров будет зависеть будущее Кыргызстана», считает эксперт - религиовед, профессор Мадридского университета Кадыр Маликов.

 

Он выражает сожаление по поводу низкой политической культуры в стране, низкого интеллектуального уровня, безнравственного, потребительского отношения друг к другу. «Все это уже привело к глубокому кризису в Кыргызстане. Общество, народ изменились, особенно молодежь. Сейчас в молодежной среде преобладают рыночные взгляды на жизнь, жесткая конкуренция, где-то переходящая в жестокость, эгоизм, стремление получать выгоду любым путем. Посмотрите на информационные сводки СМИ - каждый день жестокие преступления, насилие, интриги, скандалы, обвинения - сплошной негатив. Общество находится в депрессивном состоянии», - говорит Кадыр Маликов.

 

- Как из него выйти?

 

- Социальная, политическая нестабильность, духовный кризис подталкивает многих искать ответы в вере. Религия большинства населения Кыргызстана - ислам. В Кыргызстане 80-85 процентов населения считают себя мусульманами. Однако не все традиционно называющие себя мусульманами являются верующими. Есть среди них те, кто еще пока по-настоящему не определился в вопросах веры. Среди кыргызов есть те, кто стали христианами, буддистами, тенгрианцами и тому подобное. Процесс поиска веры идет.

 

- Что тогда вызывает ваше беспокойство?

 

- Учитывая низкую религиозную грамотность населения, а также наличие множества противоречивой религиозной информации в Интернете, литературе, а также наличие различных сект (саентологических, Церкви Муна, Ахмадия и других), с которыми появляется риск подпадания молодежи под их идеологию. Также существует угроза от радикальных течений, групп (джамаатов) джихадисткого направления (проповеди Саида Бурятского и тому подобное). Подпав под влияние такой идеологии, молодежь радикализируется, агрессивно выступает против иноверцев или государственной политики, оказывается готовой к войне, террористическим актам. Пример тому - события в Казахстане, Северном Кавказе. Именно силовой экстремизм таких групп (малых джамаатов) часто является причиной давления внутри страны на ислам или предлогом внешнего вмешательства стран НАТО под эгидой противодействия терроризму.

 

Таких примеров масса. И наличие в традиционном мусульманском обществе разных христианских общин, буддийских групп, церквей, и даже сектантских течений дает основание для появления многих вопросов.

 

- Каких?

 

- Во-первых, как верующим мусульманам относиться к тем, кто считает себя атеистом, новым христианином, тенгрианцем, шаманистом и так далее? Диалог, нейтралитет, или конфликт? И, наверное, в первую очередь волнует самих немусульман (особенно тех, кто сменил веру) вопрос: как смотрит ислам на тех, кто не разделяет исламские взгляды? И как интерпретирует ислам действия кыргызов, сменивших веру?

 

По шариату к вероотступникам должна применяться высшая мера наказания - смерть. Учитывая низкий уровень грамотности, культуры диалога в обществе, разное восприятие и толкование норм шариата, разное вероисповедание внутри кыргызов может привести к столкновению интересов, ценностных систем, возможно, к конфликту. Не секрет, что в политике есть кыргызы, исповедующие отличную от ислама веру, имеющие свои взгляды на христианство, тенгрианство, атеизм.

 

Чтобы избежать конфликта на религиозной почве внутри общества, уже сейчас необходимо поднимать культуру межрелигиозного, межконфессионального диалога, а это невозможно без проведения религиозной культуры в области воспитания и образования в вузах, школах, медресе.

 

В исламе нет принуждения к принятию веры, идеологии, а если нет принуждения, нет и дискриминации на основе религии, идеологии, мысли. Однако смена веры путем принуждения, агрессивного прозелитизма (навязывания с использованием вербовки), осуждается не только исламом, но и другими религиями.

 

- До независимости в КР вопросы веры практически не обсуждались...

 

- Согласно шариату, смена веры относится к тому, кто был, скажем так, практикующим мусульманином. В Кыргызстане же за 70 лет атеизма большая часть относящих себя к мусульманам либо были атеистами, либо дилетантами в исламе. Поэтому переход в другую религию, и это спорный вопрос, должен рассматриваться не как вероотступничество, а как приход к вере путем поиска и свободного выбора.

 

- В Кыргызстане проживает много представителей других традиционных конфессий...

 

- Особое внимание ислам уделяет уважению чувств верующих других конфессий, их святыням. Он запрещает принижать любую веру или попирать их святыни, даже языческих культов. «...Не ругайте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут ругать Аллаха по невежеству своему и из противоречия», - сказано в Коране.

 

Тору, библию (евангелие) в исламе считаются откровениями, в свое время ниспосланными Аллахом, своего рода конституциями, венцом которых является Коран. Согласно шариату, каждый мусульманин должен относиться с подобающим уважением к священным книгам, так как в их текстах сохранились слова Аллаха. Поэтому ислам запрещает сожжение или унижение святых книг христианства или иудаизма.

 

ИА «24.kg»

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/22973/">ISLAMRF.RU: Кадыр Маликов: Чтобы поднять уровень межконфессионального диалога необходимо внедрять религиозную культуру в вузах, школах, медресе</a>