RSS | PDA | Архив   Четверг 23 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Мазен Хашем: самый ценный ресурс, который есть у мусульман в Америке, – это надежда

21.08.2012 16:36

США представляет собой уникальное сообщество, отражающее культуру 1,5 миллиарда человек различного этнического происхождения, объединенных в одну нацию. В государстве, которое уважает профессионализм, стремится к разнообразию и поощряет его, американское мусульманское сообщество должно быть сплоченным и строго придерживаться своих ценностей.    

 

Американские мусульмане представляют собой уникальный социальный опыт, который интересно анализировать. Об этом говорится в интервью доктора Мазена Хашема, эксперта по американским мусульманам, который читает лекции по социологии в университете штата Калифорния. Мазен Хашем - член правления и директор американского Центра цивилизационных и межкультурных исследований и учредитель журнала Аль-Рашад. Он имеет степень кандидата исторических наук Университета Калифорнии, и степень магистра университета.

 

- В книге "Мусульмане Северной Америки" вы делаете предположение, что два измерения, которые помогают понимать  мусульман на Западе, – это уверенность в собственной социальной идентичности и добрые намерения по отношению к окружающим. Расскажите об этом подробнее.

 

- Эти измерения  важны, если мы говорим о многоэтничном обществе с ярко выраженной доминирующей группой. Люди в первую очередь являются носителями какой-либо культуры. Рассматривать их отдельно от культурной среды было бы неправильным. Уверенность в социальной идентичности – фактор, который способствует развитию полноценных личностей, благотворно влияющих на благосостояние группы. Аналогично, плохо поддающиеся адаптации люди вредны для своего сообщества, поскольку из-за них складывается определенный стереотип. Даже успешные, но живущие обособленно люди провоцируют развитие стереотипов своих сообществ через свое высокомерие или ненависть.

 

Однако недостаточно иметь лишь сильную национально-культурную идентичность, поскольку это может развиться в шовинизм. Именно поэтому важно второе измерение: иметь добрые намерения по отношению к более многочисленному окружающему обществу и служить общественному благу. Требование всеобщности ислама необходимо переводить в действия. Если вы выступаете за справедливость, то должны стремиться к ней всюду; а стремление к социальной гармонии должно руководить вашими действиями в различных ситуациях.

 

- Итак, какими были американские мусульмане в прошлом и как выглядит ситуация сейчас?

 

- Первым афроамериканцам пришлось преодолеть суровые препятствия, прежде чем они вновь обрели свою африканскую и мусульманскую идентичность. Иммигранты в Северной Америке также боролись за свою идентичность, но в отличие от первой ситуации, им пришлось адаптироваться к новой среде. В процессе такой адаптации социальные группы могли стать чрезмерно осторожными, особенно, когда они сталкивались с давлением со стороны более многочисленной и влиятельной группы.

 

Те, кто ассимилируются хаотично, создают социальную реальность, полную противоречий. Некоторые предпочитают жить изолированно и тогда они так и не интегрируются в среду. Мусульмане Северной Америки интегрировались в среду в  течение нескольких поколений. Сейчас основные группы мусульман полностью адаптированы к новой социальной реальности.

 

- Правда ли что в настоящий момент американские мусульмане разделены по этническому принципу и это приводит к конфликтам? Почему так происходит?

 

- Конфликты – слишком сильное слово. Разногласия возникают, но их природа такая же, как и природа всех остальных разногласий между людьми. Самое важное – это уметь преодолевать их. В мусульманском сообществе Америки нет серьезных конфликтов. Что касается этнического разделения, то это действительно так.

 

Между сообществами афроамериканцев и сообществами мигрантов из других мусульманских стран есть только формальное незначительное  взаимодействие. В частности, это происходит из-за того, что исторически эти две группы находились в неравном социальном положении. Афроамериканцы действительно чувствуют, что остальные мусульмане их игнорируют. Однако последние не могут оказать значительной поддержки потому, что сами еще не занимают стабильного положения. Поэтому здесь присутствуют и завышенные ожидания, и недостаточное внимание к проблемам других.

 

Для преодоления этой проблемы стали создаваться организации, целью которых является налаживание диалога между мусульманами США. Также присутствует разделение по этническому принципу между арабами и иммигрантами из  Южной Азии.

 

- Как по вашему мнению ситуация будет выглядеть в дальнейшем? Она приведет к окончательному разделению или же к союзу?

 

- Я думаю, что этническое различие – это не так уж и плохо, оно обогащает сообщество. Разнообразие – это не всегда противоположность объединения. Мусульмане всегда обладали этим разнообразием.

 

Что касается сообщества американских мусульман, то различия между ними постепенно стираются, по мере их адаптации к жизни на новом месте. Более того, мусульмане, рожденные в США составляют 35%, 57% из которых – это афроамериканцы. Другими словами, существует критическая масса, первичная социализация которой уже произошла. Также, когда дети мигрантов подрастают, они начинают играть заметную роль в аккультурации своих родителей.

 

Межобщинные браки также помогают построению стабильных отношений между двумя группами. Такие браки характерны для мигрантов второго поколения, однако, я считаю, что тенденция сохранится и для третьего поколения. В будущем наибольшее взаимодействие и социализация будет проходить между группами, разделенными по религиозному и социальному признакам, между мусульманами похожей религиозной ориентации и одного социального класса. Основное различие останется между афроамериканцами и остальными.

 

- Какое место вы бы отвели мусульманам в США среди других религиозных групп? Они взаимодействуют с протестантами и католиками?

 

- У мусульман сложились более тесные отношения с католиками, чем с протестантами. Темнокожие католики – выходцы из стран третьего мира и им близки проблемы, с которыми сталкиваются мусульмане. Белые католические религиозные лидеры также симпатизируют мусульманам, поскольку католические общины тоже сталкиваются с негативным отношением со стороны протестантского большинства.

 

- Иммигранты иной этнической принадлежности допускаются в США, только если они готовы служить на благо этой страны и готовы поступиться своим этническим наследием; "либерализм" - то, что должно доминировать в американской жизни, а не в культуре иммигрантов. В какой степени эти утверждения верны?

 

- Идентичность США формируется за счет белых американцев, несмотря на то, что в этом процессе участвовали и индейцы и мексиканцы. Изначально к белым американцам принадлежали англосаксы, затем к ним добавились католики и евреи из Южной и Восточной Европы и из России. США успешно ассимилировали эти волны мигрантов, их национальные культуры претерпели изменения.

 

Иммигранты из неевропейских стран и не из Канады стали прибывать в США после иммиграционного акта 1965 года. Расовый и культурный состав страны  значительно изменился: с одной стороны процент не белокожих мигрантов вырос на 30%, и эти мигранты сформировали 20% населения к 2000 году. Очевидно, это было обосновано необходимостью привлечения рабочей силы.

 

Белокожие, в  условиях меняющегося состава, стремятся к сохранению своих привилегий. Однако основанная на экономике иммиграционная политика опускает факт, что люди – прежде всего культурные существа. Когда идет импорт мозгов и рабочей силы, воспоминания людей тоже импортируются. Иммигранты неизменно приносят с собой обычаи, традиции, религию. Это – так называемая «американская дилемма».

 

 - Как вы думаете, традиционная арабская патриархальная модель лидерства и развития сейчас для мусульманского сообщества США была бы предпочтительней, чем американская институционализированная модель?

 

- Если у американской культуры есть что-то уникальное, то это – организационные модели и управленческие навыки. В этом арабы, так же как некоторые другие мусульманские группы, испытывают недостаток больше всего. Американское мусульманское сообщество стремится усилить свою институциональную базу, которая все еще очень слаба. Стиль лидерства развивается в правильном направлении, и есть надежда, что тенденция сохранится. Если мусульманские учреждения не будут брать в свои структуры американских мусульман второго поколения, родившихся в США и обладающих более высокими организационными навыками, эти учреждения могут стать пустыми структурами.

 

- Существует два различных мнения по поводу американского мусульманского лидерства: первое уделяет первостепенное значение общественному развитию, в то время как второе придает большое значение внутренней и политической (внешней) работе. В вашей книге вы привели доводы в пользу первого положения. Вы можете объяснить почему?

 

- Американские мусульмане еще не развили свою политическую платформу – ряд идей и стратегических положений, где они могли бы привести свои аргументы. Гражданский долг не сводится к  добыванию льгот, но предполагает служение общественному благу. Политика чистых интересов как минимум неэтична. Конечно, защита прав законопослушных мусульман крайне важна. Однако мы должны помнить, что нет никакого закона, который нацелен именно на  мусульман.

 

США имеет  федеративную систему, но большинство вопросов, которые заботят мусульман, не являются вопросами федерального уровня.

 

У мусульман есть два вида проблем. Первыми являются проблемы среднего класса, касаются здоровья, образования, безопасности, и т.д., и мусульмане здесь  просто должны присоединиться к диалогу со своими согражданами по этим вопросам. Эти действия осуществляются в основном на местных уровнях. Другой вид – это особые проблемы, связанные с религиозными действиями и исламским образованием. В отличие от Европы, это полностью частные организации в США, и ни федеральное, ни местное правительство не вмешиваются в них.

 

Еще один повод для беспокойства – имидж ислама и мусульманских сообществ.

 

- Каковы, по вашему мнению, факторы, способствующие лучшему будущему для американских мусульман?

 

- Мусульмане обладают достаточным потенциалом, чтобы предложить Америке уникальную смесь из консервативных и либеральных элементов.

 

У американских мусульман есть структурная привилегия, будучи средним классом, они обладают богатым культурным наследием. Молодое поколение мусульман стремится получить хорошее образование. Однако самый ценный ресурс, который есть у мусульман в Америке, – это надежда.

 

onislam.net

 

Перевод: Екатерина Марковская, собкорр. IslamRF.Ru

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/23571/">ISLAMRF.RU: Мазен Хашем: самый ценный ресурс, который есть у мусульман в Америке, – это надежда</a>