RSS | PDA | Архив   Среда 22 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Насер Фарид Васыль: цель жертвоприношения – забота о ближних и нуждающихся

25.10.2012 16:52

В связи с приближением Праздника жертвоприношения - Ид аль-Адха, у мусульман во всем мире возникает множество вопросов, касательно обряда жертвоприношения, такие как: награда за его выполнение, подробное описание, время жертвоприношения, способ распределения мяса, принесенного в жертву животного. Какое жертвоприношение получит наивысшую награду от Всевышнего? Кто обязан совершать его? Что, если человек пренебрегает этим обрядом, имея при этом возможность? Как распределяется мясо жертвенного животного? Подходящее время для жертвоприношения? Необходимо ли закалывать животного самому, как это делал сам пророк Мухаммад (мир ему)?

 

Эти и другие вопросы газета «Аль-Халидж» задала бывшему муфтию государства Египет, профессору исламского права Насеру Фарид Васыль.

 

- Уважаемый шейх, какие пояснения дает шариат в отношении обряда жертвоприношения?

- В качестве жертвенных животных могут использоваться самки и самцы: верблюды, коровы и овцы. Возраст верблюда должен быть выше 5 лет, коровы - 2 года, овцы - 1 год. Некоторые ученые допускают и 6 месяцев в качестве возраст для овцы. Также разрешается приносить в жертву козу, возраст которой должен быть не менее одного года. Если будет принесена в жертву самка или самец верблюда, или корова от семи человек, то этого будет достаточно. Что же касается овцы, то ее должны приносить в жертву с одного человека.

 

- Некоторые люди совершают жертвоприношение перед праздничной молитвой для того, чтобы накормить бедных и нуждающихся. Под какое определение шариата подпадает этот поступок?

- Такое действие будет считаться пожертвованием, а не жертвоприношением. Нужно совершать жертвоприношение после праздничной молитвы. Если человек не смог совершить жертвоприношение в день праздника, то ему разрешается сделать это в течение трех дней. В связи с этим привлекаю ваше внимание на необходимости совершения жертвоприношения после праздничной молитвы, как велел нам Всевышний Аллах «Посему совершай молитву ради своего Господа и приноси в жертву» (Коран; 108:2), и как наставлял посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в достоверном хадисе: «Кто совершил жертвоприношение до молитвы, тот сделал это для себя, а кто после молитвы и двух проповедей, тот выполнил предписанный обряд. То есть совершил поклонение и выполнил сунну».

 

- Что вы скажете тем людям, которые совершают жертвоприношение  и не кормят бедных?

-   Эти люди лишают себя награды за совершенное жертвоприношение, так как цель его известна - это забота о бедных и нуждающихся в эти благословенные дни. Жертвоприношение в праздничный день сравнимо с пожертвованием милостыни аль-фитр в Священный месяц Рамадан. Их целью является забота о мусульманах, в особенности нуждающихся. Помимо этого, жертвоприношение укрепляет родственные связи, ведь мясо жертвенного животного раздают также семье, родственникам и друзьям. Мясо жертвенного животного делят на три части: одну часть отдают бедным, и если она увеличивается, то и награда Всевышнего для человека увеличивается тоже. Другую часть нужно оставить своей семье, но эта часть не должна превышать одну треть. Оставшуюся третью часть раздают родственникам и друзьям.

Люди должны знать, что жертвоприношение не является самоцелью, ее истинной целью является забота о бедных и нуждающихся. Когда же человек пренебрегает этой целью и проявляет жадность, то смысл теряется и человек лишает себя награды Всевышнего.

 

- Необходимо ли мусульманину совершать жертвоприношение собственноручно, как это делал посланник Аллаха (мир ему)?

- Совершение жертвоприношения является сунной для человека, если он в состоянии заколоть его сам и наилучшим образом, как делал посланник Аллаха (мир ему). При жертвоприношении человеку или его доверенному лицу следует произносить следующие слова: «С именем Аллаха, Аллах Велик, О Аллах благослови Мухаммада и его семейство, его сподвижников и даруй мир, О Аллах от тебя и к тебе, О Аллах прими от меня». Если обстоятельства не позволяют совершить жертвоприношение самому или человек слишком чувствителен, то разрешается перепоручить выполнение этого обряда другому человеку. Желательно, чтобы этот человек был членом семьи. Если же и это невозможно, то любому другому. Религия Аллаха - это облегчение, а не усложнение. Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Самое главное в этот день - заботиться о бедных и нуждающихся. Это и есть наивысшая цель жертвоприношения.

 

- Что говорит шариат относительно системы «сукук» в жертвоприношении, которая используется во многих арабских и исламских странах в наши дни?

- Система «сукук», которую ввели некоторые исламские банки и благотворительные организации для совершения жертвоприношения от лица мусульман, не имеющих возможность выполнить этот обряд, является законным и разрешается ею пользоваться. Мусульманин получит полную награду от Всевышнего, при условии, если организация будет надежной и сможет гарантировать выполнение жертвоприношения. Но все же предпочтительно выполнить жертвоприношение самому и раздать мясо семье, родственникам, соседям, а также бедным и нуждающимся. Если мусульманин сам совершит жертвоприношение и вместе с этим воспользуется услугой системы сукук, где мясо раздают бедным и отправляют людям в пострадавшие районы, то он получит двойную награду по воле Аллаха.

 

- Некоторые западные организации по защите прав животных подвергают ислам жесткой критике из-за обряда жертвоприношения. Что вы можете сказать по поводу  обвинений в адрес мусульман о нарушении прав животных?

- Ислам отвергает жестокое обращение с животными и осуждает тех мусульман, которые делают это даже в случае жертвоприношения. В связи с этим ученые указывают на необходимость соблюдения определенных условий при совершении жертвоприношения. Необходимо совершать жертвоприношение острым предметом, чтобы не причинить сильную боль животному. Следует приложить все усилия, чтобы быстро заколоть жертвенное животное. Желательно затачивать нож в стороне от животного, как было передано от Ибн Аббаса, что однажды один человек повалил овцу на землю, чтобы принести ее в жертву, и начал точить нож, на что ему Посланник Аллаха сказал: «Ты хочешь принести ее в жертву уже мертвой? Мог ли ты наточить нож перед жертвоприношением?» Учеными, в книгах по исламскому праву, было сказано, что один  из проявлений заботы о животном перед жертвоприношением – это безопасно привезти его к месту обряда, напоить водой и не переусердствовать при закалывании.

Всё это и многое другое, о чем сказали исламские ученые относительно жертвоприношения, подчеркивает проявление заботы о животных во всех стадиях совершения данного обряда. Поэтому мнение Запада в отношении данного обряда излишнее, так как их вооруженные силы  проливают кровь людей в разных уголках мира, делают с мусульманами что хотят, не проявляя ни жалости, ни милосердия.

 

- Как правильно распределить мясо жертвенного животного, чтобы человек получил вознаграждение от Всевышнего?

- Желательным действием является употребление мяса жертвенного животного человеком, который принес его в жертву, а также следует накормить этим мясом свою семью и раздать его другим людям. Также нужно запастись мясом на несколько дней вперед. Аллах Всевышний в Священном Коране говорит: «Ешьте от них и кормите несчастного бедняка», в другом аяте: «Ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты». Посланник Аллаха относительно мяса жертвенного животного сказал: «Ешьте, снабжайтесь и запасайтесь».

Таким образом, ученые говорят, что наилучшим способом распределения мяса жертвенного животного, является  деление его на три части. Ибн Аббас рассказал, что по отношению к жертвенному животному Посланника Аллаха (мир ему) сказал: «Отдай треть своей семье, другую треть бедным соседям, оставшуюся треть пожертвуй». Некоторые ученые сказали: «Отдать треть друзьям и соседям, даже если они состоятельны». Отсюда становится ясно, что целью жертвоприношения является не только забота о бедных и нуждающихся, а ещё и укрепление дружбы, любви, сотрудничества и прививание такого качества мусульманам, как одарение друг друга подарками.

 

- Если глава семьи работает в арабской стране, а семья проживает на территории другой страны, то кто должен совершать жертвоприношение: он сам или его семья?

- Ответ на этот вопрос дает египетский Комитет по фетвам (Дар аль-ифта): если глава семьи уехал работать в какую-либо страну, то он может совершить жертвоприношение в этой стране или же доверить кому-либо выполнение этого обряда в стране проживания его семьи. В данном случае существует возможность выбора в зависимости от обстоятельств.

 

- Если кто-то из членов семьи совершает паломничество, будет ли достаточно совершить только предусмотренное для хаджа жертвоприношение за всю семью?

- Жертвоприношение, которое совершается паломником, не имеет никакого отношения к жертвоприношению, выполняемому семьей, цели их осуществления принципиально разные. Если паломник совершает хадж «таматту’», то он обязан принести жертву, как благодарность Всевышнему, объединяя умру и хадж. При этом нужно выйти из состояния «ихрам» после совершения умры и снова войти в него перед хаджем. Если же паломник совершает вид паломничества «кыран», где также объединяет умру и хадж в один ритуал, то он также обязан принести жертву, при этом он входит в состояние «ихрам» перед умрой и выходит из него уже только после хаджа. Если паломник не выполнил какое-либо обязательное действие, предусмотренное в хадже, или нарушил запрет, то в этих случаях ему также необходимо принести жертвоприношение.

Цель совершения жертвоприношения людьми, не выполняющими обряды паломничества - это забота о бедных и нуждающихся, благодарность Всевышнему за сохранение жизни до этих благословенных дней. Как благодарил пророк Ибрахим (мир ему) Всевышнего за сохранение жизни его сыну Исмаилу (мир ему), принеся в жертву барана. Также благодарность Всевышнему за возможность быть свидетелем этих благословенных дней, за удачу в праведных делах, ведь эти дни являются наилучшими в году, как поклялся Всевышний ими в Коране: «Клянусь светом зари и десятью ночами» и как сказал о них Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем благодеяния, совершенные в эти дни».

 

Газета «Аль-Халидж»

Перевод: Марсель Мирсаяпов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/24698/">ISLAMRF.RU: Насер Фарид Васыль: цель жертвоприношения – забота о ближних и нуждающихся</a>