RSS | PDA | Архив   Четверг 23 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Адель аль-Фалях: «аль-васатыйя» — это истинная сущность исламской религии

05.12.2012 13:08

Предлагаем вашему вниманию интервью с Аделем аль-Фаляхом, заместителем министра по делам ислама и вакфов Государства Кувейт, руководителем Международного центра «Аль-Васатыйя».

 

— Сейчас на роль представителей умеренного ислама претендуют многие организации. Есть ли какие-то критерии, по которым можно оценить их деятельность?

— Принцип «аль-васатыйя» олицетворяет собой истинную сущность ислама, он является ядром, основой этой религии. Этого пути придерживались мусульмане на протяжении всей истории, и, конечно, встречаются разного рода движения и течения, которые уходят в сторону от этого пути. 
Недостаточно просто назваться представителем «аль-васатыйя» — нужно соответствовать его ценностям в своих действиях, устремлениях и поступках. Для этого нужно обладать высокими нравственными качествами, терпимостью к чужому мнению (пусть оно и отличается от твоего собственного); это уважение к своим оппонентам и мирное сосуществование на основе принципов толерантности, взаимной любви и приятии других. Все эти вещи могут исходить только от тех, кто во всем искренне руководствуется критериями принципа «аль-васатыййя». В Священном Коране сказано: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины („васат“ – середина), чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих. […] Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям»(2:143). 
Что еще интересно — термин «аль-васатыйя» в отличие от других присутствующих в исламской науке терминов напрямую упоминается в Коране. К примеру, такие наименования, как «ахлу ас-сунна валь-джамаа», «ахлу аль-хадис», «саляфизм», «суфизм» в Коране не найдешь, однако термин «аль-васатыйя», «васат» отмечен в священном тексте как нельзя четко и ясно, к тому же у этого понятия есть множество синонимов, которые также упоминаются в Книге Аллаха. К таким понятиям можно отнести: справедливость, умеренность, честность, толерантность и др. 
Принцип «аль-васатыйя» — это не какая-нибудь светлая идея, появившаяся вследствие озарения, это не продиктованная кем-то извне идеология и это не нововведение. Аль-васатыйя — это истинная сущность исламской религии. 
Мусульмане руководствовались принципом «аль-васатыйя»  на протяжении всей истории ислама. Именно на основе этого принципа они смогли построить исламскую державу с ее особенной культурой и цивилизацией. Проявление справедливости и терпимости к окружающим, стремление к мирному сосуществованию привело к тому, что немусульмане стали сотрудничать с мусульманами практически во всем. Немусульман можно было встретить среди министров, советников при халифах, больших купцов, даже филологов в области арабского языка и ученых. Мусульмане не отбрасывали этих людей на задворки общества и не уничтожали их. 


— В советский период мусульмане были лишены возможности открыто исповедовать свою религию, получать и передавать религиозные знание, давать религиозное образование своим детям. Знающие, да и просто соблюдающие мусульмане уничтожались властью. Вследствие этого возник информационный и идеологический вакуум, который стал причиной невежества мусульман в вопросах своей религии и бездумного следования примеру и мнению кого-то из уважаемых людей в каждом из народов. Теперь такие «традиционные мусульмане» рассматривают идеи «аль-васатыйя» как попытку реформировать ислам. Какова ваша оценка этой ситуации?

— Как я уже говорил ранее, принцип «аль-васатыйя» является сущностью исламской религии, ее основой, ее ядром. Это не «ислам нового образца» и не какая-нибудь навязанная извне идеология, не программа каких-либо политических сил. Это - путь Пророка (мир ему). Придерживающиеся этого пути формируют собой основную, центральную группу мусульман. Но существуют также и другие, отделенные от этой группы мусульмане, которые обладают ограниченным представлением об исламе, но в то же время не выходят за его пределы. В чем-то они не проявляют покорности Всевышнему, совершают греховные поступки. О таких мусульманах можно судить лишь по мере их отдаленности от основной группы — той, что придерживается принципа умеренности. 
К сожалению, сейчас существуют силы, которые в своей пропаганде как бы дают право каждому желающему обвинять в неверии любого мусульманина (такфир), не желающему вступать в диверсионные группы националистов-сепаратистов, объявлять по своему желанию джихад суверенным государствам, объявлять о своих мнимых полномочиях, как бы возрождать халифат на территории существующих государств. 
Эти пропагандистские материалы слишком вольно или откровенно лживо трактуют фундаментальные положения шариата. Однако большая масса мусульманской молодежи не имеет хороших знаний по исламу, но при этом испытала на себе проявления социальной несправедливости и желает быть признанной обществом и свободно следовать своим ценностным ориентирам. Эти юноши и девушки с присущими молодежи максимализмом и острым желанием справедливости при недостатке знаний по исламу легко поддаются на простые и яркие тезисы политиков-сепаратистов. 
После 70 лет гонений на религию в СССР за несколько лет свободы религии исламская богословская школа еще не воссоздалась, и значительная часть подрастающей мусульманской молодежи не всегда находит на современном общепонятном языке убедительные с точки зрения шариата опровержения вбрасываемых извне ложных представлений. 
Некоторые, наоборот, довольствуются исключительно примером и суждениями старших поколений своей семьи, не беспокоясь шариатской обоснованностью таких поступков и суждений. Соответственно все, что диссонирует с привычными им идеями и практиками, отвергается как «чуждое и неисламское», хотя, наоборот, «традиционный ислам» старшего поколения зачастую на практике оказывается симбиозом традиций и представлений о религии, характерных лишь для конкретной народности. 
Эта проблема может решиться только посредством предоставления реальной возможности получать исламское образование как можно более широкими слоями населения, а также неукоснительное соблюдение представителями власти и силовых структур их прав и свобод. 


— В соседней Российской Федерации ваша работа была высоко оценена: в ноябре 2010 года вы были награждены президентом России Дмитрием Медведевым орденом Дружбы «за личный вклад в укрепление российско-кувейтских связей, распространение идей религиозной толерантности», а в августе 2011 — высшую награду Чеченской Республики, Орден Кадырова. Что, на ваш взгляд, этому способствовало?

— Вообще, эта награда была вручена не за мои личные заслуги. Я принимал ее от имени всего народа Кувейта за благотворительную деятельность, за распространение принципа «аль-васатыйя» и религиозной терпимости. Мне кажется, все это признание пришло к нам не в результате тяжелой работы или приложения сверхусилий, а в результате прозрачности нашей деятельности и ее сбалансированности, деятельности, лишенной противоречий. Это как раз те качества, в которых нуждается постсоветское общество. 
Всевышний в Коране сказал о своем Пророке (мир ему): «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам (народам)»(21:107). Если мы называемся последователями пророка Мухаммеда (мир ему), мы должны стараться выстраивать свою жизнь и деятельность в соответствии с этим девизом. Милость и милосердие Всевышнего простираются над каждым человеком; каждый, пока он жив, может стать на путь раскаяния и исправления.

Мы в своей работе исходим из этого принципа, и, слава Богу, успешно налаживаем отношения с разными государствами, фондами, ассоциациями и организациями. 
После распада Советского Союза мусульмане очутились в идеологическом вакууме. И в данном контексте возникает лишь один вопрос: будет ли этот вакуум заполнен истинным исламом — уравновешенными, умеренными исламскими взглядами, либо же его место займут экстремистские, радикальные настроения.
В связи с этим мною была разработана специальная программа по вопросам распространения идей «аль-васатыйя», которая воплотилась в книгах и публикациях, разошедшихся миллионными тиражами по всему миру, не говоря уже о многочисленных лекциях, семинарах и форумах, посвященных данной теме. Мы хотим, чтобы мусульмане были полноценными членами того общества, в котором они живут, чтобы они принимали активное участие в его улучшении и развитии, а также, чтобы мусульмане олицетворяли собой безопасность и стабильность и не становились причиной возникновения негативного впечатления об исламе. 


— В связи с образовавшимся на постсовестком пространстве информационным вакуумом и ставшим привычным недоверием к местным лидерам и представителям власти, как светским, так и духовным, многие мусульмане предпочитают обращаться по возникающим вопросам к шейхам из арабских стран. Однако они исходят из реалий того общества, в котором живут сами, и издаваемые ими фетвы зачастую тяжело, а порой и невозможно осуществить в государствах СНГ. Как, по вашему, можно разрешить эту проблему?

— Да, это большая проблема, когда к шейху, который проживает в Саудовской Арарвии, Кувейте или Египте, обращается человек со своей проблемой, описывает ситуацию — и получает фетву, которая применима только в КСА, Кувейте или Египте, но совершенно не применима и даже вредна для других обществ. В перспективе мы хотим собрать авторитетнейших мусульманских ученых-богословов, чтобы вместе разработать правила издания фетв. В них мы планируем четко указать условия, после исполнения которых шейх может считать, что он хорошо разобрался в ситуации в конкретном государстве и регионе, и теперь может издать свою фетву для этого региона.

 
— Развивая тему правильной трактовки фетв и богословских трудов: в Украине и странах СНГ есть много энциклопедий и околоисламских изданий, и каждое из них имеет свои ньюансы при интерпретации тех или иных терминов, как, например, «шариат» или «джихад». На этих разногласиях и возникают различные радикальные движения. Возникла потребность в каком-то фундаментальном богословском толковом словаре на русском языке.

— Это действительно порождает проблемы. Даст Бог, мы учтем ваше предложение при планировании дальнейшей работы центра «Аль-Васатыйя». Думаю, в этом будет полезно наладить сотрудничество с учеными Украинского центра исламоведения, чтобы подать в ней как богословские комментарии, так и мнения востоковедов. Думаю, мы в ближайшее время составим рабочий план по этой энциклопедии с помощью украинских ученых. Очень важно чтобы они, зная ситуацию в вашем регионе, также подали отдельный список, какие термины вызывают наибольшие разночтения, чтобы мы уделили больше внимания этим статьям в энциклопедии. 


— Поделитесь, пожалуйста, вашей оценкой перспектив распространения идей «аль-васатыйя» в свете работы ваших центров.

— С целью профилактики идей экстремистского характера, которые как вирус, поражают умы некоторых мусульман как в самом Кувейте, так и за его пределами, эмир принял решение, чтобы именно наше государство стало международным центром распространения принципа «аль-васатыйа» во всем мире. Осуществление этой задачи он возложил на нас, ученых-богословов центра «Аль-Васатыйя».

Мы стали организовывать конференции и семинары, посвященные «аль-васатыйя», издавать книги, которые затем переводились на многие языки мира. В таких странах, как Азербайджан, Россия, Чад, Великобритания, Катар, Саудовская Аравия, Иордания и другие, нами были открыты центры распространения принципа умеренности. Из разных уголков планеты к нам направляются просьбы о содействии в создании таких центров, и мы, по возможности, пытаемся их удовлетворять, предоставляя логистическую и финансовую помощь.

Важность такого рода центров трудно переоценить. Они играют огромную роль в распространении истинного представления об исламе и профилактике радикальных настроений. 

 

«Ислам для всех»

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/25318/">ISLAMRF.RU: Адель аль-Фалях: «аль-васатыйя» — это истинная сущность исламской религии</a>