RSS | PDA | Архив   Суббота 25 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Эднан Аслан: мусульмане несут ответственность за определение своей религии в европейском контексте

04.03.2013 16:29

Предлагаем вашему вниманию интервью с Эднаном Асланом. Он родился в 1959 году в Турции. С 2006 года Эднан Аслан является научным руководителем магистерской программы Исламского религиозного образования в университете Вены.  

 

- В западном мире мусульман часто обвиняют в слишком резкой реакции, когда дело доходит до карикатур на Пророка (мир ему) или касается сатиры на религиозную тематику. В прошлом году, во время ожесточенных протестов против антиисламского видео мусульман Австрии пришлось призвать к спокойствию и терпимости. Почему этот призыв был необходим?

- Мы, мусульмане, живем в Европе в течение достаточно длительного времени, но что же это на самом деле означает для нас, мы, вероятно, до сих пор не поняли. Умение жить в демократическом, плюралистическом обществе требует определенных навыков. Мы не можем ожидать, чтобы все люди уважали наши религиозные взгляды и также уважали Пророка (мир ему). Мусульмане в Европе оставляют только определенную пропорцию, которая не может диктовать миру, как вести себя в отношении исламских ценностей. Поэтому неверно ожидать, что нас принимают так, как мы себя позиционируем.

 

- Как именно мусульмане себя позиционируют?

- Религию следует воспринимать не как нечто законченное, но как нечто непрерывно изменяющееся. Поэтому мусульмане должны учиться определять свою религию по-новому: Что означает быть мусульманином в европейском контексте? Создание европейского образа ислама - это новое испытание для мусульман, которые хотят строить свое будущее в Европе.

 

- А вы считаете, что возможно построить евро-ислам?

- В данном случае, если ислам строится, скажем, не по-европейски, то он не имеет будущего в Европе или всегда будет восприниматься как чужеродный феномен.

 

- Как же выглядит ислам по-европейски? Должны ли мусульмане как то корректировать свое поведение?

- Вернемся, например, к ситуации с карикатурами. В этом случае европейский вариант ислама предполагает не ожидать от немусульман того, что они будут также почитать Мохаммеда (мир ему), как это делают мусульмане. В пакистанском варианте ислама мы вполне могли бы ожидать это, но в европейском контексте мусульмане должны мириться с различными представлениями и ценностями. Это значит, что мусульмане несут ответственность за определение своей религии в европейском контексте.

 

- То есть мусульмане должны быть способны на самокритику?

- Без самокритики и критического осмысления нашей собственной традиции, мы не можем построить хорошее будущее. В первую очередь, необходимо начать со своей собственной истории. Я имею в виду, что мусульмане должны быть в состоянии ответить на разные вопросы, в том числе и на те, которые мы не знаем из нашей собственной традиции.

 

- Как мусульмане и исламские союзы Австрии выполняют это критическую рефлексию? Вносите ли вы какой-либо вклад это предприятие?

- На какое количество мусульман я могу повлиять своими идеями, я не знаю. Я только знаю, что я не единственный, кто принимает такой вызов. Над внутренними изменениями, которые мы не можем искусственно ускорить, приходится много работать. В университете мы начали давать новую интерпретацию ислама в Австрии только с 2007 года. Такие глобальные изменения можно осуществить лишь через университет, иначе затея обречена на провал.

 

- Вы опубликовали несколько книг, в том числе касающихся подготовки имамов в Австрии. Часто встречается критика, что имамы не обучаются в Австрии или, что в религиозном образовании присутствуют антисемитские и женоненавистнические тенденции. Как вы противостоите подобным предрассудкам?

- Во-первых, важно знать наши слабые стороны. Если мы будем игнорировать наши слабости, то не сможем продвигать наши сильные стороны.

 

- И каковы же эти слабые стороны?

- Это непростой вопрос. Например, если у европейцев сложилось мнение, что в исламе присутствует дискриминация женщин, то мы должны постараться разобраться с этим предрассудком. Во-первых, мы должны отметить, что в классической исламской теологии женское образование не рассматривается как необходимое. Но что же нам теперь делать? Мы стараемся, несмотря на подобные предрассудки защищать ислам. Таким образом, получается, что мусульмане во всем мире либо представляются жертвами и вынуждены защищаться. Но мусульмане в Европе такие же равноправные граждане, мы не можем уйти в изоляцию и защищать классические позиции. Нам это просто не поможет.

 

- Австрийским населением ислам всегда воспринимается как угроза. Не последнюю роль здесь играют хиджабы. Как нужно действовать в этом случае?

- Конечно существуют исторически обоснованные опасения, которые не так просто разрешить. Существует расизм и исламофобия. С другой стороны, есть мусульманская реальность в виде изолированных районов, что способствует распространению страха. Есть структуры, которые существуют в изоляции, и группы, которые избегают жизни общества. Это не способствует конструктивному диалогу. В Европе существует также множество партий и политических движений, которые манипулируют страхами людей для собственной выгоды. По роду своей деятельности я обращаю больше внимания на то, что нужно сделать мусульманам, чтобы преодолеть стереотипы и наладить диалог с обществом, что уже само по себе является вызовом.

 

- Как вы думаете, правильно ли, что в австрийских школах мусульманские девочки не посещают совместные с мальчиками уроки плавания и спорта с тем обоснованием, что религия это не позволяет?

- Мусульмане только начали критически переосмыслять свои традиции. Десять лет назад было бы немыслимо, что молодая, одинокая женщина из Турции может приехать в Вену и учиться здесь.

 

- А как дело обстоит сейчас?

- Сегодня мусульмане могут критически просматривать свои текущие решения, которые влияют на их дочерей. Спорт для женщин является новым вопросом в исламских странах.

 

- Почему же адаптация к европейским правилам длится так долго?

- Мусульмане, которые приезжали в Европу 20 или 30 лет назад искали хорошую работу. То, что они должны остаться здесь и продолжить свое образование, также является новым вызовом для них. Однако, это проблема не только мусульманских гастарбайтеров, но и принимающего общества, поскольку ни одна из сторон не усвоила до конца уроки этой иммиграции.

 

daStandard.at

Перевод с немецкого: Е.Марковская

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/26438/">ISLAMRF.RU: Эднан Аслан: мусульмане несут ответственность за определение своей религии в европейском контексте</a>