RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Шейх аль-Карадаги: русские для нас — арабов, ближе, чем какой-либо другой народ

03.03.2015 20:24

В дни проведения Х Международного мусульманского форума корреспондент «Минбара ислама» побеседовала с генеральным секретарем Всемирного союза мусульманских ученых, доктором, шейхом Али Мухиддином аль-Карадаги.

 

— Уважаемый шейх, в последние годы Вы в России — частый гость. Недавно Вы побывали в Кабардино-Балкарии, Ингушетии, до этого были в Дагестане. Чем объяснить Ваши симпатии к России, ее регионам, к российской умме?

 

— Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Мир и благословение Посланнику Аллаха! Воистину, это важный вопрос. Да, действительно, я восхищен и в силу ряда причин с любовью отношусь к мусульманским народам, которые живут в этой стране — Российской Федерации. Во-первых, потому что эти народы сыграли огромную роль в исламской цивилизации. Это касается и мусульман Кавказа, и Татарстана, и любого другого региона России. Все они внесли значительный вклад в развитие исламской цивилизации. Во-вторых, и я это говорю абсолютно искренне, мое уважение и любовь распространяется не только на мусульман, не только на моих братьев по религии, по истории, по акиде. И на это тоже есть несколько причин. Мы все — дети Адама. И наши русские братья — не только мусульмане, но и христиане, и представители любой другой религии — тоже являются потомками Адама. Священный Коран указывает на эту близость, на это родство всего человечества. В этом смысле и вы — моя родственница, потому что 30–40 поколений назад (один Аллах знает, сколько) наши предки могли встретиться. Всевышний в Коране говорит: «О люди, мы создали вас от одного мужчины и от одной женщины...» Прародители у нас одни, а это значит, как я могу относиться с неприязнью к другому человеку без всякой на то причины?! Всевышний в суре «Женщины» говорит: «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил человека из одной души, и из нее сотворил пару, и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрыва родственных связей...» Всевышний призывает нас стараться делать то, что угодно Ему, в том числе и поддерживать родственные связи. Ученые говорят, что чувство родства присуще, прежде всего, человеку, ведь все мы произошли от одной души. Поэтому и должны любить друг друга. Наш господин Али (да будет доволен им Аллах) написал послание своему наместнику в Египет. В нем было сказано: каждый, проживающий в Египте — тебе брат либо по вере, либо по своей человеческой природе. Этот важнейший принцип, который заставляет мусульманина любить другого.

 

Третья причина, которая побуждает меня с любовью относиться к России, заключается в том, что эта страна — сейчас Россия, а раньше Советский Союз — всегда стояла на стороне арабов, и прежде всего, в решении палестинской проблемы. И с помощью русского оружия мы смогли в 1973-м году, на 10-й день священного Рамадана, одержать победу. Поэтому русские для нас, арабов, ближе, чем какой-либо другой народ.

 

И наконец, в?четвертых, я как ученый, как генеральный секретарь Всемирного союза мусульманских ученых, считаю: нам нужно вместе попытаться наставить мир на правильный путь, устранить причины горестей и скорбей, причины смуты (фитны) и войн. Поистине, все это — не в интересах ислама, и не в интересах христиан, и не в интересах любой религии, которая уважает человеческое достоинство. Исходя из этого, я заинтересован в том, чтобы в России был порядок и стабильность. И не только в России. Я — не сторонник смуты. К этому нас призывает и наша религия. Поэтому я как мусульманский ученый, и как сотни ученых, входящих во Всемирный союз, выступаем за то, чтобы в этой стране была стабильность. И мусульманский мир, и Россия стремятся к развитию — техническому, научному, цивилизационному. А всякая война приводит к отсталости, к нарастанию проблем, и если и позволяет продвинуться вперед, то только в военно-технической области. Но при этом все другие области — техническое развитие, промышленность, будут отставать. Это не в наших интересах. Поэтому мы с симпатией относимся к России.

 

— Ваши слова вполне отвечают названию?X международного мусульманского форума в Москве: «Миссия религия и ответственность ее последователей перед вызовами современности». Какие из вызовов Вы считаете главными для мусульман?

 

— Перед всеми нами стоит много вызовов: столкновения, фитна, религиозный фанатизм, усиление терроризма, насилие вместо диалога. Все это вызовы. К этому следует добавить и возрастающее господство тех сил, которые хотят завладеть нашими землями с их ресурсами — нефтью, газом и пр. Они не заинтересованы в стабильности и прилагают все усилия к тому, чтобы ее не было. Эти силы только выигрывают от нестабильности, она им идет на пользу. Все эти проблемы требуют решения. Я убежден, религии в этом могут сыграть большую роль. Представители трех основных религий — ислама, христианства и иудаизма, а также другие, не авраамические, но традиционные религии — должны договориться об основных ценностных, морально-этических критериях, общечеловеческих принципах, которые нас не разъединяют, а объединяют. Мы должны сформулировать эти вызовы, объяснять их и по возможности излечивать. Ведь многие проблемы, к сожалению, сегодня приобрели религиозную окраску. Израиль сегодня ведет активную иудаизацию государства. Это очень опасная вещь! Ведь Иерусалим священен для всех религий, не только для иудеев. Иудаизация Аль-Кудса (Иерусалима) — это очень большая проблема! Мы должны противостоять всем вызовам с помощью разума, общих религиозных принципов.

 

— Исламский мир сегодня болен..?

 

— Да, вы правы.

 

— И болезней много — это и ИГИЛ, и исход христиан из государств Ближнего Востока, и все большее распространение радикальных взглядов. В чем причины? Их нужно искать вне исламского мира или внутри него?

 

— Появление ИГИЛ, или так называемого Исламского государства, деятельность других экстремистских организаций — все это вызвано целым рядом причин — и внешних, и внутренних. Я считаю, что к числу внутренних причин относится тирания, диктаторская форма правления, которые не позволяют обществу вести диалог. К этому добавляются экономическая отсталость, безработица, бедность. Помимо этого, есть и причины внешние. Они нацелены на то, чтобы подогревать общество. Некоторые силы — международные — ради своих собственных интересов провоцируют хаос, анархию. Некоторые аналитики на Западе говорят, что анархия губительна для Востока, но она позволяет, дает возможность господствовать, хозяйничать в той или иной стране, грабить ее. Сегодня страны коалиции выделили 600 миллиардов долларов на борьбу с ИГИЛ. Но что такое ИГИЛ? Она существовала в Ираке, в ар-Рамади, местные племена вооружили их, но потом выдворили из страны. Так было 3–4 года назад. ИГИЛ разросся. Но кто платил за это? Известно, кто — арабы, мусульмане. Кто получил эти деньги? Это также известно. Все это требует от нас, ученых, самого широкого осмысления и анализа.

 

— В состав Всемирного союза мусульманских ученых в этом году вошли 40 российских муфтиев, глав духовных управлений мусульман разных регионов России, ученых. Вы заинтересованы в том, чтобы они были членами возглавляемой Вами организации?

 

— Да, и я хочу поприветствовать этих людей. Они присоединились к нашей организации по одной простой причине: наш Всемирный союз ученых — независимая структура. Его позиция абсолютно ясна. Она не подчиняется какому-либо государству, мы против гегемонии какого-либо государства. С другой стороны, Всемирный союз отражает интересы всего исламского мира, ведь его членами являются 100 тысяч ученых, проживающих в десятках стран — начиная от Китая и заканчивая Андалузией. У Союза есть устав, программа, стратегические планы, и все они опираются на срединный путь, на умеренность, на мирное сосуществование, на диалог как единственное средство в решении проблем. Союз прилагает все усилия для распространения этого курса на умеренность, в том числе и в России, где наши братья живут рядом с христианами и представителями других религий. Религиозное разнообразие — полезно. Цивилизации не создаются одним народом, одной религией. Цивилизации создаются разными народами, представляющими разные религии, но которые находятся во взаимодействии. Поэтому мы рады, что российские мусульманские деятели присоединились к нашей организации.

 

— Организатором форума в Москве стало Духовное управление мусульман Российской Федерации. Как Всемирный союз мусульманских ученых намерен сотрудничать с этой структурой?

 

— Мы рассчитываем на стратегическое сотрудничество с Духовным управлением мусульман Российской Федерации, с Россией в целом, ее религиозными организациями для воплощения тех идей, о которых я говорил выше,?— мирное сосуществование, диалог, показ истинного ислама. Все поможет мусульманам продвинуться вперед, добиться прогресса. У нас в Союзе есть три основных программы: общая программа подготовки ученых, программа подготовки специалистов по исламской экономике и подготовка ученых, специализирующихся по проблемам современности. Все эти программы нужны нам, нужны муфтиям, чтобы продолжать движение вперед. Ведь знанию предела нет, знание — бесконечно. Так что российским братьям будет полезен наш опыт. Мы заинтересованы в сотрудничестве с ДУМРФ в интересах народов, проживающих на этой территории.

 

— На форуме было высказано предложение сделать его постоянно действующей площадкой для обсуждения насущных проблем уммы. Вы поддерживаете эту инициативу?

 

— Да, если форум станет постоянной площадкой, это принесет пользу и мусульманам, и не мусульманам. Его работа побудит представителей других религий, в том числе христианства, к обсуждению проблем, которые важны для этого региона. Нужно, чтобы каждая сессия этого форума давала результаты. Я — за постоянно действующий форум и за выработку его стратегического курса.

 

Беседовала Ольга Семина

Газета "Минбар Ислама"

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/36005/">ISLAMRF.RU: Шейх аль-Карадаги: русские для нас — арабов, ближе, чем какой-либо другой народ</a>