RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Абд аль-Маджид аль-Наджжар: для мусульман мир – это основа бытия, война может вестись исключительно в целях обороны

19.10.2015 20:44

Интервью с членом национальной учредительной ассамблеи Тунисской Республики Абд аль-Маджидом аль-Наджжаром.

 

-Уважаемый д-р Абд аль-Маджид, прежде всего, благодарю Вас за интересное выступление на «Бигиевских чтениях» в Санкт-Петербурге. Вы, по-моему, единственный из выступавших, кто говорил о такой важной теме, как ислам и демократия. На Ваш взгляд,  путь Туниса к демократии универсален или нет? Могут ли другие исламские государства что-то использовать из опыта Туниса?

 

- Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Я представляю Национальную учредительную ассамблею Туниса, который занимался разработкой второй Конституции страны, являюсь помощником Генерального секретаря ВСМУ. Тунис жил в условиях деспотизма долгое время, почти полвека. Это был могущественный деспотизм, который запрещал все. Так продолжалось до тех пор, пока не произошла революция и установилась вторая Республика. Однако сохранились остатки деспотизма, и его приверженцы продолжали свою работу и после революции. Возникли противоречия, очень серьезные идеологические разногласия, некоторые силы старались тянуть нас назад, чтобы возродить старое общество,  вернуться вновь к прежнему деспотическому режиму. Страна находилась накануне большой смуты. Однако, слава Всевышнему, политический цвет общества, лучшая часть интеллигенции, которые открыты миру с давних пор, сумели найти успешный путь, чтобы уйти от этой смуты. Это путь диалога. Это путь взаимного согласия. Через большие сложности мы пришли к положительным результатам. Главное – согласие различных  социальных групп и интеллигенции на основе единой Конституции, за которую проголосовало 200 из 217-ти депутатов. Сейчас страна на пути перехода к демократии и работает ради лучшего будущего. Есть другие страны, в которых произошли похожие события. Однако, к сожалению, там партии, те, кого избрали во власть, группировки не смогли достичь согласия между собой, в результате дело закончилось смутой и убийством друг друга. Поэтому каждая страна – арабская или любая другая, если она встает на путь достижения демократии, пусть изучит внимательно опыт Туниса. Она найдет в нем полезное для себя при переходе к демократии.

 

- Вы говорили в своем выступлении о четырех принципах, которые легли в основу Конституции Туниса,  – это выбор народа, равновесие сил, справедливость и мир, покой.

 

- Да, это великие конституционные принципы, которые призваны сохранить единство народа в одной стране и единство народов в глобальном масштабе. В противоположность тирании, деспотизму, которые якобы заботятся о единстве, но на самом деле в итоге приводят к расколу, смуте, противоборству. Эти четыре принципа, когда они становятся нормой, законом, с которым согласны все, обеспечивают единство народа, единство нации. Например, первый конституционный принцип – это выбор народа. Он означает, что народ является хозяином положения, он выбирает в соответствии своей свободной волей программы, планы, законы для улучшения своей жизни. Государству остается только одно – обеспечить право выбора, воплотить его в жизнь. Если же государство выбирает вместо народа, если оно выбирает за народ, то это путь к деспотии. Если народ делает сам свой свободный выбор, если он видит, что его выбор воплощается в жизнь, то народ сливается с государством, народ с энтузиазмом работает ради  положительного воплощения всех планов. Так формируется единство народа, родство всех граждан. Второй конституционный принцип – равновесие между обществом и государством. У общества – особая и очень важная роль.   Общество – это  люди, народ, который хочет, чтобы был порядок, чтобы были соответствующие условия жизни. Общество состоит их тех, кто работает в сельском хозяйстве, кто трудится на производстве, ведет научные исследования. Задача государства – создать людям достойные условия жизни, обеспечить безопасность – внутреннюю и внешнюю, обеспечить контроль  за соблюдением закона, чтобы не было коррупции, преступлений. Когда народ это получит от государства, он работает с воодушевлением, он трудится, что-то производит.  Ведь цивилизацию создают люди, ее не создают правители. То же самое и те, кого избрали во власть. Правители и избранники выдвигают идеи, а простые люди, т.е. общество, - это те, то идеи реализует, кто-то производит блага. В этом равновесие. Если равновесие будет нарушено, как оно было нарушено в ряде арабских и исламских государств, может произойти все: те, кто избирал новый режим,  его же и свергают, а государство оказываются не в силах идти по пути развития цивилизации, оно отдаляется от общества. Необходимо, что именно общество выступило строителем цивилизации. Это великий конституционный принцип. Третий принцип – это справедливость между различными общественными группами, между всеми гражданами страны, равенство между различными регионами государства. Когда этот принцип распространяется на все законы, когда в основе законов лежит справедливость и это на деле воплощается в жизнь, то люди чувствуют удовлетворение,  а это объединяет людей. Но если есть несправедливость, притеснения, дискриминация, когда одни получают выгоду, а другим это запрещено, или если в стране есть регионы, которые быстро развиваются, а другие отстают,  - то это поселяет в душах чувство злобы, вражды, и тогда уже нечего говорить о единстве. Приведу пример - арабские страны, в которых произошли революции, получившие название «арабская весна». В большинстве случаев итог этих революций – чувство обмана. Ведь в этих странах  есть районы, уровень развития которых соответствует 21-му веку, а есть такие, которые еще живут, как два века назад. Акая уж тут справедливость! Четвертый принцип – это построение всей жизни на мирных основах. Это основа основ. Война возможна исключительно для своей защиты. Культура мира должна войти в души людей через воспитание, образование, просвещение, чтобы все – каждый человек, партии, народы – все отталкивались от этого принципа. В далеком прошлом было все наоборот: основой жизни была война. Мы, мусульмане, исходим из того, что мир – это основа бытия. Война может вестись исключительно в целях обороны. Современный цивилизованный мир тоже говорит о мире как основе развития. Однако существуют и сегодня некоторые идеи, некоторые постулаты, которые побуждают людей к вражде и войне. Приведу в качестве примера одну экономическую теорию, у которой сегодня есть сторонники: природные богатства, в том числе источники энергии, истощаются, их становится меньше. Это приводит к тому, что люди начинают бешено гоняться за их обладанием. И начинается борьба. Мы, мусульмане, исходим из другого постулата. В мире - всего достаточно. Созданный Всевышним мир может всем обеспечить человека до Судного дня. Человек должен получать плоды от дарованных ему благ, приумножать их, не портить, а разумно пользоваться ими. Все это способствует мирному сосуществованию людей. Таковы великие конституционные принципы, которые способствуют сближению людей – граждан одного государства и людей во всем мире. А этот мир сегодня сталкивается  со страшными проблемами: войны, противоборство, смута, неверие, бедность, голод. Плюс экологический кризис, который возник из-за все увеличивающегося потребления.  Люди стали эксплуатировать природу, брать от нее больше, чем она может дать. В результате было нарушено равновесие в природе. Если человек не исправит ситуацию, то все это приведет к кризису, грозящему гибелью самой жизни. Поэтому мыслители, исследователи, религиозные деятели, политики должны сейчас сотрудничать, чтобы исправить ситуацию и выйти из кризиса.

 

-Д-р Абд аль-Маджид, Ваш приезд в Санкт-Петербург - это первый визит в Россию?

 

-Нет, в России я во второй раз.

 

- Научно-практическая конференция «Бигиевские чтения» для Вас, ученого-богослова, была полезной?

 

- Да, она была полезной, потому что мы знаем не так много о России, о Российской Федерации. Приехав сюда, мы многое для себя открыли, мы познакомились с мыслителями, исследователями, богословами. Каждый из них стремится сделать благо для своей страны. Мы увидели, что в эту новую для России эпоху здесь царит взаимопонимание. Мы узнали, что мусульмане мирно живут с представителями других религий, живут в атмосфере сотрудничества и взаимопонимания. Это нас порадовало. На словах мы знали об этом, но мы увидели это воочию.

 

- На Ваш взгляд, после всего услышанного на конференции  можно говорить о наличии школы богословской исламской мысли в России?

 

- Конечно, да. И она формируется именно на основе этого мирного сосуществования мусульман с другими религиями. Мусульманская мысль в России – умеренная, именно она и формирует основу для мирного сосуществования и взаимопонимания. Это именно то, чего  мы, мусульмане, хотим.

 

 

Беседовала Ольга Семина

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/37927/">ISLAMRF.RU: Абд аль-Маджид аль-Наджжар: для мусульман мир – это основа бытия, война может вестись исключительно в целях обороны</a>