RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Заглуль Аль-Наджар: Наше положение не радует ни врага, ни друга (продолжение)

25.11.2008 11:39

— Разве истина с расширением сферы научного познания и их развитием не может изменяться?

— Один из аспектов неподражаемости Корана с точки зрения науки состоит в том, что он был ниспослан отдельными фразами, которые каждое поколение [мусульман] понимало по-своему. Круг значения этих выражений и слов расширяется по мере увеличения знаний человечества. Позвольте мне привести пример! Господь миров в суре «Идущий ночью» клянется «землей раскалывающейся».

Ранние комментаторы Корана указывали на то, что в данном аяте подразумевается произрастание растений из земли. То есть, если поместить зерно в почву и обильно поливать его водой, то мы обнаружим, что Аллах Всемогущий наделил минералы в почве определенными свойствами, способными рассасывать влагу в почве. Благодаря этому зерно разбухает и начинает прорываться наружу и тонким стеблем выходит на поверхность почвы. Однако, если этот стебель вырастет на песчаном грунте, то погибнет. Такое толкование аята верно на все сто процентов.

В наше время значение этого аята приобрело новое объяснение, которое не противоречит ранним комментариям. Геологией установлено, что земля полностью окутана сетью трещин. Ученые сравнили ее со швами на поверхности теннисного мячика. Несмотря на то, что эти трещины устремляются в разные стороны, они соединены между собой и образуют единое целое. Глубина этих трещин составляет порядка 60 – 150 километров, тогда как разрыв в грунте, через который пробивается растение колеблется от 2-5 миллиметров до нескольких сантиметров. Таким образом, второе объяснение — научное — также раскрывает значение указанного нами аята, которое не противоречит его более раннему толкованию. Возможно, в будущем, когда найдут третье объяснение значения данного аята, оно не пойдет в разрез с предыдущими двумя толкованиями. Вот оно — величие неподражаемости Корана с точки зрения науки! Я же, со своей стороны, только провожу серьезное научное расследование по факту.

— Как вы, будучи специалистом по геологии, можете провести расследование по другим наукам, особенно по биологии?

— Сначала я изучал химию, геологию, физику, астрономию и математику. Также я располагаю широкой научной базой, так как геология охватывает многие науки. Кроме того, я изучал и биологию. Я написал пятитомную энциклопедию о строении земли, об астрономии, растениях, животных и, конечно же, о самом человеке от его рождения до самой смерти. Еще три тома лежат в издательстве.

Вообще, человеку с научным складом ума присуща научная интуиция. Я могу выносить суждения по любой научной проблеме. Тем более, благодаря Интернету в наше время наука стала доступной каждому. Кто ищет знания, тот находит. Главное, чтобы человек мог анализировать и делать правильные заключения.

— Может ли научное подтверждение неподражаемости коранических аятов улучшить имидж Ислама и мусульман?

— Если просто призывать людей поверить в Бога, стремиться в рай, или заслужить любовь Аллаха , или обезопасить себя от огня геенны, то многие не поверять ни в Аллаха, ни в рай и не в ад. Единственный понятный для наших современников язык — язык науки. Иными словами, если мы им докажем, что Коран содержит очень много научных истин, которые стали известны человеку только в последние несколько десятилетий, то однажды они заинтересуются нашими научными изысканиями. Возможно даже, Аллах раскроет их сердца и наполнит верой.

Я это говорю не просто так, у меня было очень много таких случаев. Например, известный британский ученый в области электронной инженерии мирового уровня Артур Алисон. Этот ученый в свое время занимался исследованием человеческой души. Он пытался установить, [какую субстанцию] теряет человек в момент смерти. И начал заниматься этим вплотную и даже подобрал добровольцев, в телах которых он измерял уровень энергии до и после их смерти. Алисон пытался выяснить, меняется ли энергия в теле человека после наступления смерти. Однажды один студент-мусульманин ему заметил, что нет смысла прилагать столь чрезмерные усилия (т.е. измерять уровень энергии у человека до наступления смерти и после — прим. перев.). Достаточно измерить уровень энергии в теле человека во время его бодрствования и сна.

Когда ученый поинтересовался [причиной], студент не мог ответить почему так, но он привел из Корана аят, в котором сон приравнивается к смерти и прочел его: «Aллax пpиeмлeт дyши в мoмeнт иx cмepти, a тy, кoтopaя нe yмepлa, вo cнe; cxвaтывaeт тy, для кoтopoй peшил cмepть, и oтпpaвляeт дpyгyю дo нaзвaннoгo cpoкa» (39:42; Крачк.).

Действительно, после того как Алисон стал так измерять уровни энергии, обнаружилось, что разница между спящим человеком и покойником одинаковая. Он пришел в Аль-Азхар и принял Ислам.

Расскажу еще историю с Кейтом Муром, одним из передовых ученых по эмбриологии и профессором университета Торонто в Канаде. Этот ученый всю свою жизнь посвятил написанию книги «Развивающийся человек», которая считается основой эмбриологии и переведена на многие языки мира. На конференции медиков в Москве он заявил перед многочисленной аудиторией, что коранические выражения четко и подробно описывают стадии развития эмбриона, что еще не под силу современной науке. По словам Кейта Мура, Коран — слово Аллаха, а Мухаммед — посланник Аллаха. Более того, он разрешил издавать свою книгу вместе с цитатами из Корана и хадисов, которые рассказывают об этой теме.

— Но ведь не каждый ученый из Аль-Азхара может освоить все науки. Как сделать их проповедь научно-религиозной?

— Это да! Я сам пытаюсь это осуществить — восстановить религиозно-светские культурные традиции, уничтоженные в годы колониализма. Проблема в данный момент заключается в том, что теологи стали заниматься только теологией. Их изоляция от современных научных фактов привела к тому, что они удалились от современной жизни.

Тогда как немусульманские ученые в своих исследованиях охватывают все, в том числе и культуру в самом широком ее понимании. Например, древние ученые путали планеты со звездами, пока не выяснилось, что между ними существует большая разница. То же самое и в отношении слов «сияние» и «свет». Трудно понять значение аята, если не знать их различие с точки зрения науки. Поэтому богословы должны изучать науки для более правильного понимания религии.

— Уважаемый шейх, имеются ли определенные условия для того, чтобы начать диалог с представителями других конфессий и культур как в самом Египте, так и в других странах? То есть, сможем ли мы таким образом улучшить имидж Ислама или в этом нет никакой необходимости?

— Откровенность и великодушие — основные условия ведения диалога между людьми.

Все попытки установить диалог на конференциях и симпозиумах заканчиваются тем, что люди говорят друг другу красивые слова и прощают взаимные обиды, но реального диалога не происходит.

Мы пытаемся добиться расположения иудеев и христиан любой ценой, даже в ущерб своим религиозным предписаниям. Если говорить о Западе, то я жил там довольно долго. Я хорошо знаю менталитет и психологию представителей западных стран — они не уважают и не любят слабых.

На многих конференциях, где я присутствовал, многие диалоги основаны на том, что мы подчиняемся им, добиваемся их расположения, а на такой важный момент, как результат, не обращаем внимания.

— Давайте перейдем к дискуссионным вопросам. В последнее время многие утверждают, что в Коране нет ни отменяющих, ни отмененных аятов.

— Это неправильно, и происходит такое отчасти из-за отсутствия знаний. Сам Аллах Великий и Всемогущий говорит: «Всякий paз, кoгдa мы oтмeняeм cтиx или зacтaвляeм eгo зaбыть, мы пpивoдим лyчший, чeм oн, или пoxoжий нa нeгo...» (2:106; Крачк.) Кто объявляет этот аят ложью, тот посягает на самого Всемогущего. Цель отменяющих и отмененных аятов заключается, по милости Аллаха, в постепенном внедрении законодательных стандартов шариата.

— Некоторые представители университета Аль-Азхар подобное обвинение, если это можно назвать так, направляют в ваш адрес. Из-за того, что вы не выпускник Аль-Азхара, вас считают некомпетентным в решении вопросов, связанных с шариатом?

— Я изучил исламскую юриспруденцию лучше любого выпускника Аль-Азхара. Я не являюсь ни юристом, ни муфтием. Я даже не пытаюсь вникать в эту сферу. Все, чем я занимаюсь, это установление научных фактов, [отраженных] в Коране. Я не выхожу за пределы своей специальности.

— Господин Аль-Наджар, ваше мнение о докторе Сааде Салих, которая утверждает, что в экзегетике Корана определенную роль играет гендерный фактор?

— Нет никакого гендернего фактора! Это недопонимание. Ну, например, в аяте о распределении наследства говорится: «Зaвeщaeт вaм Aллax oтнocитeльнo вaшиx дeтeй: cынy — дoлю, пoдoбнyю дoлe двyx дoчepeй». (5:11; Крачк.). Такое решение принимается только тогда, когда происходит распределение наследства между братом и сестрой. Однако есть случаи, когда доля женщины в наследстве оказывается выше доли мужчины, или когда наследство достается только женщине одной, или когда мужчина и женщина получают одинаковые доли. Проблема в том, что мусульмане не понимают свою религию и объявляют, что Ислам ущемляет права женщин. На самом деле Ислам просто накладывает на мужчину больше ответственности, в том числе за женщин в своей семье. Что касается свидетельства [от лица] женщины (по шариату, свидетельство мужчины приравнивается к свидетельству двух женщин — прим. перев.), то оно применяется только в решении вопросов, связанных с долгом. На самом деле, свидетельство женщины перед судом может оказаться намного весомее, чем свидетельство мужчины. «Религия не передается по наследству... Религия должна быть понята и изучена».

— Что вы думаете о движении бахаитов?

— Движение, не имеющее никакого отношения к Исламу. Бахаит не мусульманин, так как Баха-Аллах объявил себя пророком, а впоследствии и Богом, и в настоящий момент захоронен в израильском городе Хайфа. Это израильтяне продвигают его идеи и финансируют это движение.

— А коранисты?

— Люди, которые желают разрушить Ислам путем отрицания Сунны. Наступление на Сунну есть непрямое наступление на саму религию. Когда они потерпели провал в отношении Корана, взялись за Сунну. К сожалению, есть невежественные люди, которые верят словам коранистов.

— Ранее вы заявляли, что землетрясения, вулканы и другие природные катастрофы — наказание от Бога. Можно ли сказать то же самое в отношении войн и столкновений между самими мусульманами?

— Во-первых, это говорил не я, это слова Благословенного Пророка (мир ему), который сказал: «Когда в моей умме случается бедствие и погибают тысяча и сто человек, гибель тысячи служит наказанием за ослушание, испытанием для благочестивых и назиданием для уцелевших». То есть болезни, войны и расколы среди мусульман можно понимать так.

— Зачем наказывать смертью безвинных? Под какую категорию они, будучи безгрешными, подпадают? Они просто случайно оказались в обществе, где царит бездуховность.


— Пророка Мухаммеда (мир ему) спросили: «Мы погибнем, несмотря на то, что среди нас есть благочестивые?» Он (мир ему) ответил: «Да, если падут нравы, но впоследствии люди будут снова оживлены согласно своим намерениям».

Беседу вела Рания Бадви

www.almasry-alyoum.com

Автор перевода: Марат Ахметжанов

Редактор перевода: Галина Хизриева

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/5847/">ISLAMRF.RU: Заглуль Аль-Наджар: Наше положение не радует ни врага, ни друга (продолжение)</a>