RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Арне Зайферт: Посол европейской цивилизации в мире Ислама

31.07.2007 11:18

Доктор Арне Клеменс Зайферт известен и в Европе и в России. Большую часть жизни он посвятил дипломатической работе в странах Ислама сначала как представитель ГДР, а затем объединённой Германии. Сейчас он Посол в отставке, спикер и один из основателей немецкой инициативы европейских дипломатов «За диалог с мусульманским миром».

Декларацию этой организации «Проблема всеобщей стабильности: построение отношений нового типа между Европой и североафриканскими и ближневосточными соседями» мы публиковали в альманахе «Ислам в современном мире» № 1(7) 2007, ИД «Медина», Нижний Новгород.

В России доктор Зайферт успешно сотрудничает с ведущим востоковедом нашей страны доктором Виталием Вячеславовичем Наумкиным (Центр арабских и исламских исследований, Москва).

Предлагаем Вам беседу Джанната Сергея Маркуса с доктором Арне Зайфертом: 

- Вы родились, обучались и работали как дипломат в эпоху социализма в ГДР. А в  странах «социалистического лагеря» единственной официальной идеологией был марксистский материализм и атеизм как его неотъемлемая составляющая. Как в таких условиях у Вас возник интерес к странам исламской традиции?

- Ваш вопрос исходит из немного упрощённого представления об отношении к религии, как оно имело место в ГДР. Верно, что понимание религии как «опиума для народа» существовало и в ГДР. Одновременно – Германия это страна Мартина Лютера, который переводил Библию на немецкий язык и создал тем самым общий немецкий язык. Одним словом, в ГДР понимали большую цивилизационную роль, которую играли религия и церковь.

Кроме того, во время учёбы я занимался «Востоком», включая Ислам и историю мусульман, в частности Турции, Ирана и Афганистана. Ну, и потом, это главное, как дипломат я занимался главным образом Ближним и Средним Востоком. Оттуда, конечно - понимание и уважение есть.

- Не думаете ли Вы, что теория о будто бы «неизбежном конфликте цивилизаций», введённая в общественное сознание сначала через академический труд Сэмюэля  Хантингтона, а затем подхваченная СМИ – это не просто «раздумья теоретика», а поэтапное развёртывание политической программы?

 - Мне кажется, трудно полностью отделить одно от другого. Что и то и другое является подготовкой мирового общественного мнения к новому раунду холодной войны, если не больше – это, по-моему, бесспорно.     Отсюда и сильные реакции многих интеллектуалов и политиков против тезисов о неизбежности конфликта цивилизации.

- Как Вы относитесь к публикациям, утверждающим, что начатая администрацией Буша мировая «антитеррористическая кампания» стартовала 11 сентября взрывами «башен-близнецов» в Нью-Йорке, которые провели под масками «арабских террористов»  спецслужбы США?

 - Мне известно, что в США существует теория о том, что события 11 сентября были спровоцированы. С другой стороны, есть признания других причастных.

Для меня важнее то, что были убиты люди. Я полностью против применения насилия против гражданского населения.

- Под давлением США часть европейских стран посылает своих граждан на войну – прежде всего в страны исламской цивилизации, в Ирак и Афганистан. Как Вы это прокомментируете?

 -  Я не смог бы спокойно отдыхать, когда у нас на Западе правительства, включая наше собственное в Германии, меняют параметры международных отношений и политики в направлении интервенционизма и реабилитации войны как средства политики.

Ведь тем самым Европа начнёт отрицать главный урок двух Мировых войн, которые исходили из Германии и с европейской земли. А именно: больше никогда не допускать, чтобы война была использована как средство политики. Этот вывод из европейской истории является базой для европейской демократии.

Если он ставится под риск, тогда Европа теряет свою способность сосуществовать с другими народами, государствами и, тем самым, цивилизациями.

 - Как известно, мусульмане в России, в отличие от Европы – не приезжие  мигранты, а её коренные жители. Исламский фактор в России – внутренний и исконный. Какими вы видите перспективы сотрудничества России и Евросоюза в диалоге с мусульманским сообществом?

 - У России колоссальный потенциал, чтобы повлиять на отношения с «Востоком», в частности с государствами Ближнего и Среднего Востока. Частично она этот потенциал использует. Однако, на мой взгляд, ни в России, ни у нас в Германии, ни в Евросоюзе недостаточно дальновидно отвечают на вопрос: «В каком направлении искать и выработать совместную стратегическую перспективу?»

 Если Европа и Россия действительно хотят стать глобальными игроками, и до определённой степени они таковыми уже являются, тогда им надо, так сказать, эмансипироваться от гегемонии США.

«Стратегической глубиной» такой эмансипации является наш совместный Евроазиатский континент и его непосредственные соседи со своим огромным потенциалом - экономическим, политическим, культурным и так далее.

- Дебаты вокруг вступления Турции в Евросоюз обострили проблемы диалога между «европейскими» и «мусульманскими» ценностями. Каковы, по Вашему мнению, перспективы диалога Европы с миром Ислама?

- Надеюсь, что это скорее начало нового этапа. Причём, не в первую очередь цивилизационного, а социального и культурного. Тот факт, что в Европе живут около 13 миллионов мусульман, вместе с другими не менее важными факторами, меняет параметры взаимоотношений между Европой и нашими южными соседями.

Государства этого региона перестали быть, как в колониальный период, периферией Европы. Мы с ними взаимосвязаны. У нас в политике это пока недостаточно ясно поняли. Поэтому, наша группа немецких дипломатов выступает за переоценку основ Евро-Ближневосточных отношений на демократических основах, на основе сотрудничества и принципов мирного сосуществования, которые Запад сам выработал  на конференции в Хельсинки и подписал их.

Однако сегодня, когда Запад вышел победителем из холодной войны, он о них слышать больше не хочет.

От Редакции:

Так же читайте на нашем сайте:

Арне Зайферт: «Дипломаты Европы за мир с мусульманским сообществом»

доклад Д.С.Маркуса «Ислам: помеха или партнёр в диалогах Европы, России и Центральной Азии?»

материалы о восстановлении братских связей мусульман России и Узбекистана

В исламском университете Алматы были представлены новинки Издательского дома «Медина»

В Алматы прошёл российско-казахстанский круглый стол «Мусульмане и государство в России и Казахстане»

От караванов к магистральным трубопроводам

Центральная Азия: выбор приоритетов

Ислам на Нижегородчине: тюркские, общемусульманские и российские традиции

В Муфтияте Казахстана прошла встреча с мусульманами России

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/703/">ISLAMRF.RU: Арне Зайферт: Посол европейской цивилизации в мире Ислама</a>