RSS | PDA | Архив   Воскресенье 19 Август 2018 | 1433 х.
 

Возвращение к духовным корням: координация процесса

07.11.2007 14:01

Со снятием запрета на религиозную практику не началось возрождения духовности. Россия и бывшие союзные республики по­разному искали пути решения этой проблемы. То, что в 2007 году столица Узбекистана Ташкент признана столицей исламской культуры, можно считать доказательством правильности курса, выбранного аппаратом президента Узбекистана в области духовного развития. Подробности узнаем из первоисточника: в гостях у нашей «Чайханы» — исполняющий обязанности председателя комитета по делам религий при Кабинете министров Республики Узбекистан Артыкбек Адилович Юсупов.

— После распада СССР каждая из бывших советских республик по­своему решила вопрос о судьбе региональных отделений Всесоюзного комитета по делам религий при Совете министров СССР. Как поступил в этом случае независимый Узбекистан?

— Совет по делам религий при Совете министров Узбекской ССР проводил свою деятельность вплоть до середины 1990 года. После прекращения его деятельности при президенте Республики Узбекистан был создан Общественный совет, в состав которого вошли известные политики, религиоведы, востоковеды, представители религиозных конфессий, государственные и общественные деятели.

    Необходимо отметить, что с первых же дней независимости президент РУ Ислам Каримов уделяет особое внимание вопросам просвещения и духовности, одним из столпов которой является религия. Поэтому в республике сохранение и укрепление межконфессионального и межнационального согласия, обеспечение веротерпимости и толерантности рассматриваются как главные условия стабильности в обществе и устойчивого развития страны. Всем известно, через какие сложности и трудности прошли все молодые суверенные государства в начале 90­х годов минувшего столетия. С распадом СССР образовавшийся идеологический вакуум быстро начал восполняться отчасти и значительно за счет нетрадиционных религиозных взглядов. При создавшихся условиях руководство страны во избежание межгражданских межконфессиональных столкновений на почве религиозных взглядов сочло необходимым помочь религии и вере, а не пустить на самотек духовную жизнь общества.

    С учетом этих обстоятельств, а также мнения Общественного совета 7 марта 1992 года указом президента был образован Комитет по делам религий при Кабинете министров Республики Узбекистан. Он является органом государственного управления, уполномоченным решать задачи в области обеспечения прав каждого на свободу совести и вероисповедания, равенства граждан, независимо от их отношения к религии, а также регулировать отношения, связанные с деятельностью религиозных организаций.

    Основными задачами Комитета по делам религий являются проведение совместно с органами государственной власти на местах единой политики в решении религиозных вопросов в соответствии с законодательством о свободе совести и религиозных организациях; обеспечение взаимосвязи и сотрудничества государственных органов с религиозными организациями, расположенными на территории республики; отражение в политике государства интересов религиозных организаций.

— В современной России ведутся дискуссии: нужно ли возрождать институт­посредник между государством и религиозными общинами? Что бы вы сказали о плюсах и минусах возглавляемого вами подобного государственного учреждения?

— Как известно, принцип отделения церкви от государства был введен в жизнь европейских обществ после Великой французской революции. Для этого имелись свои причины, главная из которых — то, что Европа более не хотела быть управляемой церковью, не хотела инквизиции и религиозных войн. На мой взгляд, будет правильнее, если мы скажем, что церкви запретили заниматься политикой, претендовать на политическую власть. Но принцип светскости не должен подразумевать, что религиозная жизнь общества абсолютно не должна заботить государство. Общество должно быть здоровым с точки зрения как экономики, так и духовности. В условиях глобализации и интеграционных процессов данное положение приобретает особое значение. В борьбе за защиту веры от различных нападок, а также в привнесении вклада религии в процесс духовного обогащения и оздоровления общества она нуждается в помощи со стороны государства. По крайней мере, необходимость в такой структуре сегодня есть.

— В чем специфика государственно­религиозных отношений в современном Узбекистане?

— Республика Узбекистан является суверенным демократическим государством светского характера. В Конституции Республики Узбекистан сказано: «Религиозные организации и объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений». Также определено, что «все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения». Свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

    Исходя из этих принципов и ведется политика государства в области религии. В своих взаимоотношениях с религиозными объединениями государство уважительно относится к религиозным чувствам верующих; гарантирует равные права и недопустимость преследования граждан как исповедующих религиозные взгляды, так и не исповедующих их; ищет диалог с различными религиозными объединениями для использования их возможностей в деле духовного возрождения, утверждения общечеловеческих моральных ценностей; признает недопустимость использования религии в деструктивных целях.

    Государство поддерживает межконфессиональный мир и согласие в республике. Богатое духовное наследие народов Узбекистана, древняя культура и религия явились объектом интереса международной общественности.

    Верующие Узбекистана свободно отмечают все религиозные праздники. Так, из года в год все более масштабно празднуются Курбан­байрам и Рамадан­байрам у мусульман, Пасха и Рождество у христиан, Пейсах, Пурим и Ханука у иудеев. Кстати сказать, указами президента Ислама Каримова религиозные праздники Курбан­байрам и Рамадан­байрам объявлены выходными днями.

— Историки знают, что каждый народ и каждая конфессия на определенных поворотах истории могут породить радикализм и экстремизм то под национальными, то под религиозными знаменами. Как определить ту грань, где любовь к своему народу переходит в ненависть к другим, а новое понимание своей веры толкает к насилию?

— В условиях возрастания интереса к религиозным ценностям в постсоветском Узбекистане, а также реальное изменение места религии в общественно­политической жизни привело к открытию перед религиозными институтами широких возможностей. Эти возможности были сполна использованы широкими социальными слоями, уставшими от советского запрета на религиозную жизнь и наконец получившими практически неограниченный доступ к первоисточникам собственной религии.

    Возврат к религиозным корням сопровождался формированием структур политического Ислама, наблюдались процессы политизации Ислама, активного проникновения в республику движений и партий исламистского характера. Главная задача этих сил лежала за пределами собственно религиозной веры и, скорее, состояла в изменении формы государственного устройства страны. Представители этой лишенной логики и жизненности идеи составляли незначительную часть мусульманского общества, но в силу своего исключительного радикализма, религиозной нетерпимости и воинствующих позиций привлекали к себе всеобщее внимание.

    Все это заметно затрудняло ход нормального формирования созидательного баланса между религией и государством, основанного на плюралистическом общественно­политическом развитии независимого Узбекистана.

    Политический Ислам имеет мало общего с Исламом­религией. Отдельные группировки и их лидеры используют его как средство борьбы для достижения политических целей, и это придает ему форму экстремизма и терроризма. Экстремистские группировки нередко называют себя «исламскими», но это определение указывает лишь на конфессиональную принадлежность их членов. Бесспорно, их деятельность превратилась в опасную угрозу национальной безопасности многих государств современного мира, в том числе Узбекистана.

    Благодаря усилиям со стороны как государства, так и религиозных организаций, в первую очередь Управления мусульман Узбекистана, мы смогли перебороть угрозу радикализма и исламизма. Основным средством в этом процессе явилась пропаганда истинной сути Ислама: это миролюбие, толерантность, любовь к ближнему, просвещение.

— Президенты наших стран — Узбекистана и России — подписали Договор о союзнических отношениях. Как вы видите реализацию этого Договора в сфере государственно­религиозного взаимодействия?

— Как в Узбекистане, так и в России накоплен богатый опыт в области религии и духовности, противостояния экстремизму, фанатизму и сектантству. Обмен опытом, сотрудничество в совместном изучении духовного наследия, создании учебников и пособий для студентов духовных учебных заведений, налаживание духовного туризма — вот неполный перечень направлений для взаимного сотрудничества.

— Мы сердечно рады, что решением ИСЕСКО Ташкент объявлен в 2007 году «столицей исламской культуры» — мы много пишем об этом. Расскажите как очевидец и участник грандиозных мероприятий этого года, что уже сделано и что еще задумано?

— Общественность Узбекистана с искренней радостью восприняла решение международной организации ИСЕСКО об объявлении Ташкента столицей исламской культуры. Говоря словами президента республики Ислама Каримова, мы восприняли эту новость как признание вклада знаменитых улемов — выходцев из Мавераннахра, таких как имам аль­Бухари, имам ат­Термизи, аль­Матуриди, аль­Маргинани, ученых с мировым именем — Ибн Сина, Бируни, Улугбек, других деятелей в развитие исламской культуры, деятельности народа и правительства страны в сохранении и изучении великого наследия предков, защите и пропаганде истинной сути миролюбивого и просвещенного Ислама.

    В связи с этим событием в Ташкенте проведены множество выставок, конференций, концертов и конкурсов. Основным же мероприятием явилась международная научно­практическая конференция «Вклад Узбекистана в развитие исламской цивилизации», проходившая 14–15 августа в Ташкенте и Самарканде. Для участия в конференции прибыли более 100 иностранных государственных и общественных деятелей, представителей духовенства и научных кругов из 31 страны всех континентов. В целом конференция выполнила свою миссию. Вместе с тем тема конференции необъятна. И в этом смысле мы вправе рассчитывать на другие представительные форумы.

    Накануне же нового, 2008 года ИСЕСКО объявит новую столицу от азиатского континента, и Ташкент станет местом торжеств передачи символического ключа следующему городу.

Вопросы для интервью: Дамир Мухетдинов

Интервью подготовлено при содействии Посольства Республики Узбекистан в РФ

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/893/">ISLAMRF.RU: Возвращение к духовным корням: координация процесса</a>