RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Род муфтиев Бабахановых: нести свет Ислама в любых условиях!

14.11.2007 14:56

Среди новостей III Всероссийского мусульманского форума, который прошел 1–4 ноября 2007 года в Москве, особо ярко и даже неожиданно для многих прозвучало заявление об основании нового фонда — в честь крупнейших деятелей исламского созидания в XX веке муфтиев Бабахановых. Об этом замысле, исторических спорах вокруг нашего недавнего прошлого и о планах на будущее — беседа Андрея Хасанова с председателем правления Нижегородского регионального общественного фонда имени муфтиев Бабахановых Амирсаидом Усманходжаевым­Бабахановым.

— В октябре 2007 года в Нижнем Новгороде учрежден Региональный общественный фонд имени муфтиев Бабахановых. Чем так ценно их наследие?

— Это ведь целая династия муфтиев Бабахановых! Не один человек. Они основали 20 октября 1943 года Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ), и на протяжении 46 лет — отец, сын и внук — были председателями САДУМа и муфтиями пяти союзных республик: Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии и Казахстана.

    С первых же дней они установили тесные контакты с руководителем ДУМЕС шейхом Габдурахманом Раули, хатыбом Московской мечети шейхом Халилом ар­Рахманом и хатыбом Казанской мечети шейхом Кияметдином аль­Кадири и другими видными богословами­татарами. В 1945 году после встречи с королем Саудовской Аравии Абдульазизом ибн Саудом мусульманам СССР вновь открылась дорога в Мекку на хадж, начали устанавливаться дружеские связи с исламскими странами всего мира.

    По сути, Бабахановым выпала роль восстановителей исламской жизни в период, когда на смену тотальным гонениям на веру пришли послабления и Сталин позволил верующим всех религий (и не только Ислама, конечно), частично восстановить свою жизнь. Так, в 1946 году в Бухаре удалось возродить древнейшее медресе Мир­и­Араб для того, чтобы вновь готовить кадры имамов и богословов — на смену тем, что погибли от репрессий в годы ленинизма — сталинизма.

    В 1962 году в Ташкенте на конференции мусульман четырех духовных управлений было принято решение об образовании Отдела международных связей мусульманских организаций СССР. В период работы Бабахановых были установлены и поддерживались связи с единоверцами из более чем 80 стран мира. В 1971 году по инициативе шейха Зиявуддина Ишан Бабахана был образован Ташкентский исламский институт имени Имама Аль­Бухари. В итоге почти все ныне действующие муфтии и имам­хатыбы России, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении — это ученики муфтиев Бабахановых!

    Делегация мусульман из Нижегородской области во главе с Умаром­хазратом Идрисовым в мае 2007 года посетила Ташкент и встречалась с нами, наследниками рода Бабахановых. Они ознакомились с нашим семейным архивом, услышали, сколь высокую оценку деятельности муфтиев дал Президент Узбекистана Ислам Каримов, и что мы готовимся в следующем году провести юбилейные мероприятия в честь них. Умар­хазрат — как благодарный ученик — проявил инициативу в образовании в Нижнем Новгороде Фонда имени своих учителей, а возглавить Фонд пригласил меня.

— А каковы задачи нового Фонда?

— В его задачи входят научное изучение, публикации, пропаганда и развитие в современных условиях духовного наследия династии муфтиев Бабахановых. А предмет деятельности таков. Это, во­первых, исследования наследия муфтиев Бабахановых и исторической среды их предшественников — проповедников Ислама в Средней Азии, организация научно­исследовательских групп, программ. Нужна издательская деятельность с целью пропаганды научно­исторических исследований и новых трудов, развивающих в современных условиях духовное наследие династии.

    Очень важно увековечивание памяти о представителях династии: уход за могилами, установка мемориальных досок, наименование топонимов, библиотек, учебных заведений, именных стипендий ученым и учащимся и т. д.

    Мы намерены совместно с ДУМ Средней Азии проводить конкурсы в память о представителях династии и выделять гранты (конкурсы историков, журналистов, учащихся духовных учебных заведений, чтецов Корана, каллиграфов, мастеров народных промыслов и пр.).

    Очень важно также развитие в современных условиях духовного наследия нашей династии: проведение научных и богословских исследований, продолжающих идеи Бабахановых, о ценностях Ислама, о воспитании человека на основе Сунны Пророка Мухаммада (с.а.в.), о миротворчестве, дипломатии, дружбе народов, о мусульманской культуре, о традиционной медицине, о необходимости светских знаний для мусульман, об умении сохранить Ислам в условиях атеистических гонений, о мусульманских нравах и принципах веротерпимости, о патриотизме и любви к Родине, о гражданской позиции мусульманина в обществе, об ответственности мусульманина в семейной жизни, о воспитании служителей Ислама (имамов, казиев, хафизов, алимов и пр.).

— С каких пор Вы осознали себя членом династии Бабахановых?

— Я­то с самого рождения это ощущал, но в прошлом году получил Древо­шеджэре (родословие), которое начинается со 150 года Хиджры — что меня очень заинтересовало. Теперь, выйдя на пенсию, я решил посвятить оставшуюся часть жизни изучению истории династии и ее духовного наследия.

    А само уникальное Древо было найдено в 1992 году при разборе старого дома в Сайраме (ныне на территории Чимкентской области Казахстана), в проеме глиняной стены. Оно имеет 3 метра длины и 25 сантиметров ширины, в 9 местах оно скреплено печатью казия (судьи) Юсуфходжи Али ибн Насреддин Махруми. Я поставил перед собой цель раскрыть имена, выявить личности, упомянутые в этом Древе. В этом мне помогают мои двоюродные братья и другие представители династии.

— Существует мнение, что муфтии Бабахановы — советские до мозга костей, приспособленцы к страшному советскому атеистическому режиму, и как только началась Перестройка, их смел гнев узбекского народа. Мухаммад Садык стал символом освобождения от советского правления. Что Вы скажете на это?

— В годы господства коммунистической идеологии мой дед Эшон Бабахан и его сыновья (мои дяди) Зайнутдин­кари и Зияуддин­кари в 1937 и в 1941 годах были арестованы за духовное наставничество. Зайнутдин­кари был сослан в Сибирь, и мы до сего времени не знаем, где он погиб и похоронен. Его по праву можно считать шахидом.

    В суровые годы войны, как условие открытия «второго фронта», США и Великобритания поставили перед Сталиным ряд условий, среди них — дать свободу вероисповедания! 12 июля 1943 года четыре богослова во главе с моим дедом обратились с письмом к председателю Президиума Верховного Совета СССР Калинину. Они просили разрешить образовать официальное духовное управление мусульман Средней Азии для управления существовавшими до этого мелкими разрозненными общинами на полулегальных началах. В те годы авторитет страны с коммунистической идеологией был крайне низок, даже негативен в странах исламской традиции.

    Что нужно было делать мусульманам в таких условиях? Спросим скептиков: «Неужели надо было остаться в тени, на нелегальном положении и продолжать подставлять верующих под репрессии?» Мои дед и дяди, как мудрые имамы и политики, несомненно, пошли на компромисс, но во имя возрождения уммы! Они не забывали коранической заповеди «Сотрудничайте только в добре и никогда не сотрудничайте во зле!»

    И плоды их решений налицо: даже в тяжелейших условиях правления КПСС в стране стали возрождаться исламские институты и традиции. И об этом результате их деятельности свидетельствуют самые разные авторитеты. К примеру, Верховный муфтий Сирии шейх Ахмад Кефтару писал: «Сегодня дело Ислама неразрывно связано с именем муфтия Эшон Бабахана. Благодаря его неустанным заботам и тесному сотрудничеству с другими управлениями мусульман, Ислам наполняет ныне души многих мусульман духовным и нравственным потенциалом». Его высоко ценили Верховный муфтий Йемена шейх Ахмад ибн Мухаммад Забара, Генеральный секретарь Всемирного Исламского Конгресса доктор Инамулла Хан и многие другие.

    Что касается Шамсуддинхана Бабаханова, то его не «смел гнев узбекского народа», а скорее «рука Москвы»: в Перестройку он стал неугоден руководству Совета по делам религий в Москве, и его сняли. А потом он был послом уже независимого Узбекистана в Саудовской Аравии, Египте, Кувейте, Марокко, Иордании, Алжире. Разве «плохого муфтия» приняли бы в этих странах? И разве ему дали бы в 1985 году статус действительного члена Иорданской Королевской академии?

    А правление Мухаммада Садыка было кратким и малопродуктивным детищем Перестройки. До него созидали (Эшон Бабахан даже личный дом и всю библиотеку передал САДУМу!), а он умел лишь… разрушать и вынужден был вскоре покинуть республику. Сравните — в годы сталинизма мои предки нашли мудрые подходы, как восстанавливать и созидать Ислам, а Мухаммад Садык в гораздо более благоприятное время… не смог выработать позитивной позиции.

    Впрочем, да будет всем нам судьею Аллах! А мы, люди, не имеем права кого­то «отлучать от Ислама» без решения шариатского суда. В случае, когда нет решений такого суда, все наши споры ведутся как допустимые мнения — иджтихад.

— Вы выступали с приветствием от имени династии Бабахановых на III Всероссийском мусульманском форуме в Москве с его необычным призывом «Мусульмане России — с Богом за Родину в мир хай­тек!». Каковы Ваши впечатления?

— Меня очень привлек девиз «Ислам в России — гарант российского гражданского общества». Ведь наша религия — универсальное послание дружелюбия и мира, а муфтии Бабахановы всегда пропагандировали именно это, укрепляли мир и дружбу между народами. А эта проблема — гарантия стабильности общества — остается актуальной не только для России, но и для всего мира.

    Одно из направлений работы нашего Фонда — это распространение призыва нашего Пророка (с.а.в.) «Распространяйте мир между собой!» А как это делать? Только погружаясь в текст священного Корана, изучая его и проводя просветительство в этом направлении! Мы должны общаться с людьми, искать с ними общий язык при взаимном уважении наших национальностей и особенностей вероисповедания.

    Жизнь стремительно меняется, много новинок прогресса. И мы свою веру должны не противопоставлять «высоким технологиям» науки и техники, но помнить, что Ислам является «повивальной бабкой» греческой науки как прародительницы современного западного научного мировоззрения.

— Каковы ближайшие шаги новосозданного Фонда?

— Я благодарю участников Московского форума за внимание к целям нашего Фонда и принятие такого пункта общей Резолюции: «Оказать всемерное содействие в организации и принять участие в международной мусульманской конференции на территории Республики Узбекистан — древнего очага мусульманской духовности и культуры — в честь 150­летия со дня рождения первого муфтия САДУМ Эшона Бабахана, 100‑летия со дня рождения второго муфтия САДУМ Зиеуддинхана Бабаханова и 70­летия со дня рождения третьего муфтия САДУМ Шамсуддинхана Бабаханова».

    Будем работать над тем, чтобы как можно большее число мусульман приняло участие в наших акциях, а также над тем, чтобы нас поддержали руководители наших стран, России и Узбекистана, и председатели наших Духовных управлений.

    Последнее, что мне хочется сказать — род Бабахановых, который со 150 года Хиджры несет людям свет Ислама, инша Аллах, продолжит свое служение в новых условиях, какими бы они ни были!

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/919/">ISLAMRF.RU: Род муфтиев Бабахановых: нести свет Ислама в любых условиях!</a>