RSS | PDA | Архив   Вторник 23 Апрель 2024 | 1433 х.
 

09-01-08 Тенгрианство и Ислам в Казахстане – круглый стол

09.01.2008 18:50

9 января 2008 года в Евразийском университете Алматы прошел Круглый стол «Возрождение Тенгрианства в Казахстане: кому это нужно?». Организатор - Союз мусульман Казахстана, председатель которого Мурат Телибеков сказал вступительное слово и представил участников. Обсуждение велось на казахском и русском языках.

Первым выступил абаевед Жабыл Шоймбет,  рассказавший о своей идейной борьбе с рядом идеологов, по его мнению, подрывающих Ислам изнутри: «есть деятели, приписывающие Абаю и Шакриму увлечение  различными буддийскими течениями, а литератор Ауэзхан Кодар, возрождая Тенгрианство, очерняет Ислам,  приписывая ему  терроризм».

Ректор Центрально-Азиасткого университета Макаш Татимов, поддержав критику в адрес Ауэзхана Кодара, пояснил что у казахов, несомненно, пережитки Тенгрианства сохранились, но они не противопоставляются Исламу. Он поделился впечатлениями от поездки в Японию, где наряду с Буддизмом существует Синтоизм, согласно учению которого Император Японии - это сын Неба, то есть Тенгри.

Президент Академии юридических наук Казахстана Узбекулы Сакен резко осудил выступления в СМИ Ауэзхана Кодара за его «агрессивную пропаганду Тенгрианства в ущерб традиционного казахстанского Ислама  ханафитского толка, самого миролюбивого и широкого». При этом он выразил признательность за лирику Ауэзхана Кодара, сказав, что «как поэт он прекрасен».

Салтанат Сакен из газеты «Жас Алаш» привёл в пример 38 главу из «Слов назидания» Абая, где великий казах завещал потомкам верить в Аллаха и слушать Пророка Мухаммада (САС), и отмечал, что возрождение Тенгрианства вовсе не нужно умме Казахстана.

Аналогично осудили деятельность Ауэзхана Кодара представители Союза Мусульман Казахстана – Мурат Телибеков, Багдад Чойбасов и Брта Сарсенбаева -, особенно за публикации антиисламских стихов в журнале «Тамыр» (по-русски «Корни»).

 Заместитель главного редактора газеты «Наш Мир» Таир Адилов также выразил озабоченность тем, что «такой замечательный поэт, как Ауэзхан Кодар стал пропагандировать Тенгрианство, очерняя Ислам. А  как ещё назвать стихи, которые призывают казахов отказаться от Ислама?», - задал он риторический вопрос.

От Татарского культурного центра выступил Курбангали Юнусов, рассказавший о происхождении Тенгрианства согласно религиоведческим исследованиям. Также он высказал мнение, что универсалистское учение Даниила Андреева «Роза мира» берёт истоки именно в Тенгрианстве. Позднее эти идеи были развиты Вагизом Нургалиевичем  Абраровым в книге «Тайны исцеления  РОССИ - внешнее управление». Также он указал на родственность корней в ключевых понятиях тюркской и японской традиций: кам (тюркский вариант тунгусского слова «шаман») и камикадзе – герой, приносящий себя в жертву духам предков.

Материалы круглого стола получат освещение как на ТВ, так в печатных СМИ Казахстана – на русском и казахском языках. 

К.Н. Юнусов – из Алматы специально для ИсламРФ

9 января 2008 года

На иллюстрации: Центральная мечеть Алматы. Фото с сайта http://www.almaty.freenet.kz/

Так же на нашем сайте читайте:

- Татары Казахстана — связные цивилизаций

- Муфтий Казахстана: триедин как муфтий, алим и диплома

- Газета «Наш мир» о круглом столе «Мусульмане и государство в России и Казахстане»

- Газовый подарок на Курбан-Байрам

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-news/1140/">ISLAMRF.RU: 09-01-08 Тенгрианство и Ислам в Казахстане – круглый стол</a>