RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Шейх уль-Ислам Аллахшукюр Паша-заде: Вспоминая 30-летие

20.11.2009 17:22

Субъективные заметки  

 

Юбилей председателя Управления мусульман Кавказа, шейх уль-Ислама Гаджи Аллахшукюра Паша-заде дает возможность вспомнить тот мир, который менялся на моих глазах. В тот год своих председателей сменили все четыре советских Духовных управления мусульман.

 

Соответственно их возглавили: Духовное управление  мусульман Европейской части России и Сибири (ДУМЕС) - муфтий Талгат Таджутдин, ДУМ Северного Кавказа – муфтий Махмуд Геккиев, Духовное управление  мусульман Средней Азии (САДУМ) – муфтий Шамсуддин Бабаханов. Два последних Духовных управления, как и  их лидеры, давно стали историей. Лидер ДУМЕС, возвративший историческое название Центральному Духовному управлению мусульман (ЦДУМ), Талгат-хазрат до сих пор является уфимским муфтием, но ЦДУМ потеряло контроль над большинством своих исторических территорий.

 

В прошлом году Талгат Таджутдин рассматривался как кандидат на должность духовного лидера российских мусульман – председателя Богословского собрания мусульман России (БСМ). Но этот вопрос утонул в согласованиях. Свято же место, особенно в пахнущие порохом времена, долго пустым не бывает… И в итоге, председатель  Управления мусульман Кавказа, шейх уль-Ислам Гаджи Аллахшукюр Паша-заде становится председателем Консультативного совета мусульман СНГ.

 

Так вернемся же в те дни, кода я стал октябренком, и внимательно смотрел программу «Время», столь же официальную, как и сейчас. В тот памятный 1979 г. советские танки вошли в Кабул, что стало началом противостояния СССР со многими странами мусульманского мира. В несчастном Афганистане и по сей день не мирно, нет стабильного мира и в Закавказье.

 

В 1980 г. страны западной демократии и дар уль-Ислам в едином порыве бойкотировали московскую олимпиаду, которая стала символом эпохи застоя. Тогда возник анекдот: к 1980 г. Никита Сергеевич обещал нам коммунизм, а мы получили Олимпиаду. Кстати, к тому же сроку Хрущев обещал исчезновение церковников, то есть попов и имамов. Тупые атеистические плакаты висели в школьных коридорах, и это все больше напоминало какой-то идиотский балаган.

 

Реальность же была совсем не смешной, и дело было даже не в талонах на некачественные продукты и не в очередях за молоком из серии «на драку собаку». В эти годы советское государство говорило о своих мирных инициативах, но люди с ужасом ждали ядерной войны, и было из-за чего вспомнить о Боге… Брежневская эпоха с ее стабильностью, которая все больше становилась похожа на лицемерное изображение всеобщего довольства, подходила к концу. Все больше ребят рискнули «из напильников выточить ножи», но в центральной России – это были группировки подростков, а на юге уже пахло межнациональными столкновениями.

 

В конце 1980-х регулярные демонстрации и митинги собираются в больших городах, проходят голодовки и перекрываются магистрали. Но на Юге уже льется кровь. Человеку с «неправильной» национальностью все чаще приходится покидать свой дом. «Русские - в Рязань, татары – в Казань, со своими сами разберемся». Может быть, и эти слова заставили задуматься простых людей и политиков в Волго-Уральском регионе. А Кавказ переживает свои новые этнические чистки, последняя из которых произошла в Южной Осетии год назад.

 

Татарская интеллигенция даже в советские времена старалась поддерживать отношения с азербайджанской. Нельзя было вспоминать про «Иттифак» и Топчибашева, но говорили хотя бы о Нариманове и сотрудничестве театральном. В январе 1990 г. боль Баку была воспринята как собственная. В тот черный январь Гейдар Алиев и Аллахшукюр Паша-заде проявили себя как подлинные национальные лидеры, а не советские функционеры. Принцип территориальной целостности Азербайджана никогда не оспаривался у татар. Но было и есть непонимание, почему народы Закавказья не могут жить вместе. Живут же они мирно в русских городах. Ведь духовные лидеры азербайджанцев и армян призывали оба народа жить в мире, и утверждали, что нет плохих народов, а есть плохие люди. Почему между ними проведен кровавый ров? Впрочем, время здесь является лучшим лекарем. Особенно в XVI веке по этнорелигиозному признаку много было пролито крови и в Поволжье.

 

В последнее столетие, какими бы взаимными претензиями не обменивались лидеры татарского и башкирского национального движения, но в той же Уфе живет 300 тыс. татар и 150 тыс. башкир. Не секрет, что к татарам, как бывшему правящему народу Урало-Поволжья есть претензии у соседних народов. Разнятся и представления о территориальных границах, об истории, о «священной Родине» предков. Но все народы края живут  вместе, хотя может и на соседних улицах, и ходят при этом в разные школы, мечети или храмы.

 

У российских мусульман-ханафитов есть свой опыт. Приятно, когда про него вспоминают Хиллари Клинтон, ОИК или ЮНЕСКО, но важнее, чтобы о нем не забывало Российское государство. Мы уважаем тяжелый опыт народов Кавказа, мы преклоняемся перед 30-летними трудами Аллахшукюра Паша-заде и желаем ему долголетия и новых успехов, но хотим жить по традициям наших предков-булгар и кыпчаков и по законам Российского государства и его субъектов….

 

Доктор исторических наук Айдар Юрьевич Хабутдинов

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/10745/">ISLAMRF.RU: Шейх уль-Ислам Аллахшукюр Паша-заде: Вспоминая 30-летие</a>