RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

А. Хабутдинов: «Новое старое платье Турции»

11.06.2010 15:15

Многополярный мир нового тысячелетия на глазах становится реальностью. Это подтвердило  Совещание по взаимодействию и мерах доверия в Азии (СВМДА) на уровне глав государств и правительств, прошедшее 8 июня 2010 г. в Стамбуле.  

 

Напомним, что в состав СВМДА в качестве постоянных членов входят Афганистан, Азербайджан, Китай, Египет, Индия, Иран, Израиль, Казахстан, Киргизия, Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Палестина, Республика Корея, Россия, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан и Иордания. Еще в 1992 г. сразу после распада СССР на 47-й сессии Генассамблеи ООН президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с идеей такого форума - азиатского прототипа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Астане с ее  тогда меньшинством титульного населения было крайне важно сохранить незыблемость границ.

 

При тактическом выигрыше однако Казахстан не смог стать лидером азиатского пространства. Назарбаевские идеи евразийского союза были тихо похоронены особенно славянскими государствами СНГ. Даже формально входящая в Союзное государство с Россией Беларусь, в отличие от Казахстана, не присоединилась в  этом году к Таможенному Союзу с Россией.  Тем более, что у Астаны, как у поставщика сырья на мировые рынки его экономика гораздо больше завязана на Европу. В нынешнем году первым из постсоветских государств  Казахстан стал председателем европейской структуры - ОБСЕ. В интервью министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев уже подчеркивал приверженность "основополагающим принципам и ценностям ОБСЕ" и заявлял о готовности "внести вклад в укрепление мира и безопасности, повышение доверия в рамках ОБСЕ, растянувшейся от Ванкувера до Владивостока". Поэтому нынешнее решение реанимировать работу этой структуры (второй саммит СВМДА проходил 7 июня 2006 года в Алма-Ате) в новых условиях, теоретически, должно было позиционировать усиливающееся международное положение Казахстана. Но, как заявил в Стамбуле Канат Саудабаев, Астану сейчас интересует не азиатский аналог ОБСЕ, а  "создание моста между ОБСЕ и СВМДА".

 

И здесь наступила роль Турции. Каждый, кто видел хотя бы один из государственных праздников  в Стамбуле, не мог не удивляться всеобщей ностальгией по временам оттоманского величия, когда держава трех континентов охватывала огромные пространства Европы, Азии и Африки. И если Россия потеряла четверть своей имперской территории, то Турция девять-десятых, и стала из мировой державы территориально равной Украине. К тому же уж целых полвека Анкару не пускают в объединенную Европу. А ведь еще с 1949 г. Турция защищала южный фланг НАТО от советских претензий на черноморские проливы и доступ в Средиземное море. Сегодня Турция стремится занять нишу нового старого лидера мусульманского мира. Негативные реакции на времена Стамбульского халифата и подчинение арабов туркам стали воспоминанием как минимум 90-леней давности.

 

Анкаре помогает и то, что в мусульманском мире сложилась ситуация вакуума. Россия сохраняет влияние скорее экономическое, но уже не культурное только на пространстве СНГ. Советский союз сам уничтожил европейское татарское влияние, на смену которого хлынуло влияние турецкое, зачастую уже политическое. В 2008 году в Стамбуле при участии спикеров парламентов четырех стран - Азербайджана, Казахстана, Киргизии и Турции - была создана Парламентская Ассамблея тюркозычных стран (ТюркПА). Но тут пришлось столкнуться с амбициями Анкары, которая стала выступать в роли "старшего брата". Усматривая в стремлении к интеграции бывших советских "тюркских республик" слабость, желание как можно дальше дистанцироваться от Москвы, Турция в начале 1990-х годов создала специальное министерство, "отвечающее за связи с родственными государствами, лежащими восточнее ее границ", то есть  «тюрками/турками вне Турции».  США после ввода войск, возглавляемых ими коалиций в Ирак и Афганистан стали мишенью номер один для всех борцов за независимость исламского мира. Китай с его жестким подавлением мусульман-уйгур также вызывает негативные реакции в дар уль-Ислам. В арабском мире кончилась эпоха глобального влияния светских режимов насеровского типа, а затем  и жесткого религиозного варианта ваххабитского типа, во многом вследствие действий «аль-Каиды» в лице Усамы бен Ладена.  В итоге, за влияние в дар уль-Ислам борются Турция и Иран. Но у Ирана имеются многочисленные минусы, начиная с его шиитского характера и еще не забытых попыток распространить знамя исламской революции и до сегодняшней изоляции и режима международных санкций.  Лидеры мусульманских государств предпочитают сочетать радикальную риторику с взаимовыгодными экономическими связями с западным миром. 

 

Кемалистская Турция считала Израиль естественным союзником в противостоянии с социалистическими и монархическими режимами арабского мира. Ведь в этих двух странах Востока позиция реально приходит к власти путем выборов, что является в регионе большой редкостью. Однако после нападения израильских военных на международный гуманитарный конвой "Флотилия свободы", направлявшийся из  Турции в сектор Газа, отношения между и Анкарой и Израилем резко обострились. Турецкий премьер-министр Тайип Эрдоган напомнил, что Палестина еще 90 лет назад входила состав Османской империи, и фактически выразил готовность защищать ее народ чуть ли не военными методами.  Здесь Анкара хотя бы частично перехватила у Ирана знамя единственного реального защитника интересов палестинцев Газы.

 

Наоборот, Казахстан и Азербайджан выступили с очень обтекаемыми формулировками относительно инцидента в Средиземном море. Выступая на саммите СВМДА в Стамбуле, Назарбаев призвал Турцию и Израиль наладить конструктивный диалог "через реализацию наработанного в СВМДА инструментария, включающего меры доверия". Но как это сделать, если Анкаре до 2012 года передано председательство в этой организации?

 

В Стамбуле российский глава правительства Владимир Путин призвал не допустить эскалации напряженности на Ближнем Востоке: "Главное - сбить накал страстей, тщательно и всесторонне во всем разобраться. Нельзя допустить, чтобы на Ближнем Востоке вспыхнул новый пожар". С другой стороны, он заявил, что Россия осуждает военную акцию со стороны Израиля, особенно в части нападения на конвой в нейтральных водах. "Это вызывает вопросы и требует расследования", - констатировал Путин. Стало известно, что "Голубой поток -2" не будет продлен до Израиля "из-за экономических причин".

 

Выступая на саммите в Стамбуле, президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад призвал Россию "быть осторожной, чтобы не оказаться в стане врагов Ирана". В ответ Путин заявил, что резолюция Совбеза ООН "не должна ставить иранский народ в ложное положение, которое установило бы барьеры на пути мирной атомной энергетики". Соединенные Штаты утверждают, что Иран пытается создать ядерное оружие, в то время как Тегеран настаивает на мирном характере своей ядерной программы. Заключенное при содействии Турции и Бразилии в прошлом месяце соглашение отчасти было основано на предыдущем предложении в адрес Ирана, которое нашло поддержку в Организации Объединенных Наций. Оно предусматривало отправку Тегераном 1200 килограммов низкообогащенного урана за границу в обмен на специальное топливо для исследовательского медицинского реактора.

 

В итоге, 9 июня по настоянию Соединенные Штатов, все постоянные члены Совета Безопасности, включая Китай и Россию, проголосовали за более суровые экономические санкции  против Ирана.  Непостоянный член Совета Безопасности Турция проголосовала против резолюции. Однако Россия сразу заявила, что санкции не касаются возможности поставки суперсовременной системы ПВО С-300, которая способна отразить авианалеты Израиля.

 

Москва, Анкара и Тегеран продолжаю торг с мировым сообществом. Совместно это получается намного удобнее. Анкара показала, что  помимо Европы у нее есть регион, где она может осуществлять свое политическое влияние и  получать экономические дивиденды. Но будет ли эта политика обозначать вместе с Европой или вместо Европы пока  не до конца понятно. В итоге, вероятным  является развитие энергетического сотрудничества в треугольнике Тегеран-Москва-Анкара. Контролируя энергоносители Каспийского бассейна, эти три державы могут серьезно влиять на поставки нефти и газа в Европу. Поэтому мировому сообществу выгодно отвести от Ирана военный удар и удержать Турцию от резких шагов в отношении Израиля. Но Анкаре удалось впервые за 90 лет серьезно напомнить о величии Стамбульского халифата, и впервые же получить положительные отклики на такую постановку проблемы в арабском мире…

 

А. Хабутдинов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/13043/">ISLAMRF.RU: А. Хабутдинов: «Новое старое платье Турции»</a>