RSS | PDA | Архив   Среда 24 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Ирано-Египетское сближение или регулируемое движение к стабильности на Ближнем Востоке

07.02.2008 10:24

В последние месяцы две, казалось, непримиримые державы - Египет и Иран находят новые пути для взаимопонимания. Думается, что такой контакт не мог быть налажен спонтанно и имел некоторые предпосылки. В целом, с лета 2007 г. на Ближнем Востоке стали происходить довольно своеобразные события. Сыграл ли тут существенную роль визит в регион представителя страны - знатока и "заварителя" ближневосточных хитросплетений - Т.Блэра в июле того же года, или основой сближения послужила предстоявшая Аннаполисская "стрелка", факт остается фактом: сегодня на Ближнем Востоке фиксируются внешне миролюбивые шаги. Опыт мировой истории, однако, однозначно свидетельствует, что такого рода "подвижки во взаимопонимании" чаще всего являются следствием исполнения определенных "установок", хотя бы одной из сторон.

Первоначально осторожный зондаж позиций "на сближение" принял новые формы осенью прошлого года, когда США выдали президенту Ирана американскую визу для участия в работе 62-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, а в следующем месяце М.Ахмадинежад провозгласил «начало новой эпохи» во внешней политике страны. Параллельно М.Ахмадинежад впервые получил приглашение (и принял его) на саммит стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). А следом "возник" доклад разведслужб США, подчеркивавший, что "под давлением со стороны международного сообщества" Иран остановил работы по созданию ядерного оружия еще в 2003 г., продолжив заниматься обогащением урана. В связи с последним, немало экспертов высказывали убеждение, что опубликование доклада - результат действия оппозиционных американскому президенту сил. Менее популярным было мнение о его инициировании непосредственно самим Дж.Бушем, хотя публикация органически "влилась" в потеплевшее русло "ближневосточных коллизий". Тем более на фоне предложения Тегерана Москве о создании совместной газовой компании и завершении российско-иранских переговоров о сроках строительства АЭС в Бушере (при одобрении в сер. декабря 2007 г. лично г-ном Дж.Бушем поставки российского ядерного топлива в Иран).

В унисон внешнему смягчению позиций вашингтонской администрации аналогичные шаги навстречу стал предпринимать и Тегеран. В начале нынешнего года Иран впервые разрешил инспекторам МАГАТЭ посетить свой новый урановый комплекс. А затем услышал призыв международной правозащитной организации «Эмнисти Интернэшнл» об "отказе от забивания людей камнями", издав указ о запрете проведения публичных казней, а также фоторепортажей и трансляций с мест исполнения смертных приговоров. Но самое интересное начинается позже.

С 9 по 16 января Дж.Буш совершил турне по странам Ближнего Востока, сделав последнюю остановку в Каире, где, согласно AFP, американский президент призвал Египет стать "флагманом ближневосточной демократии". Судя по практически идентично преподнесенной всеми мировыми агентствами информации о визите, целью вояжа американского президентами являлось намерение Вашингтона создать коалицию региональных держав против Ирана. Но происходящие в последующие дни и недели события ставят под сомнение этот крен ближневосточного турне. Очень уж сложно назвать случайным то, что стало фиксироваться в регионе непосредственно на следующий день после отъезда Дж.Буша.

17 января 2008 г. Израилем были закрыты все пропускные пункты на границе с Газой (под предлогом ответа на очередной ракетный обстрел еврейских поселений Израиля, как будто это было впервые). А уже спустя 5 дней хамасовцы взорвали 200 метров железной стены, разделявшей пограничный город Рафах на египетскую и палестинскую части, и свыше 500 тыс. палестинцев хлынули в Египет закупать необходимое. Хосни Мубарак приказа армии о недопущении этого не отдал. Закрытие же египетскими властями границы произошло лишь 25 января, после заявления Тель-Авива о готовности разорвать все экономические связи с сектором, "возложив" обеспечение палестинцев на Каир.

На этом фоне стал слышен и "глас народа". Группа египетских депутатов призвала правительство страны, причем в кратчайшие сроки, восстановить "в полном объеме" дипломатические отношения с Ираном. Ну, вроде как "для сдерживания действий в регионе Израиля". Далее определенные лидирующие позиции Египет занял и в ливанском аспекте, продолжая путь во "флагманство ближневосточной демократии". Именно в Каире в начале нынешнего года состоялось внеочередное совещание министров иностранных дел арабских стран, одобрившее трехэтапный план по выводу Ливана из кризиса, после чего Х.Мубарак призвал ливанские политические силы реализовать эту инициативу. А параллельно Египет получил от Турции поддержку запущенной программы по строительству в стране нескольких атомных электростанций (симптоматично, что товарооборот между Стамбулом и Каиром в 2007 г. достиг 1,5 млрд. долларов, что на 30 процентов выше показателей предшествующего года).

Таким образом, налицо изменения в политическом климате на Ближнем Востоке, причем не остается в стороне от этих "игр" и "старушка-Европа". Так, со слов Николя Саркози, произнесенных в январе 2008 г., "важной задачей современного мира является избежать конфликта между Западом и Востоком... Если мы заявим арабским странам, что они не имеют права на гражданские ядерные программы только по той причине, что они являются арабскими странами, то это станет прекрасным "подарком" Ирану" (1). В данном контексте речь, очевидно, идет о демонстрации неантиисламского почерка в европейской ближневосточной политике. Тем более что чуть ранее, во время африканского турне Н.Саркози, Париж подписал соглашения, предусматривающие поставку в Ливию и Алжир французских ядерных реакторов "для использования в мирных целях".

В данной связи можно также отметить, что эти шаги изначально воспринимаемого в качестве "проатлантистского" лидера Н.Саркози уже никого не шокируют. Его визит в конце прошлого года в Москву (причем в дни проведения саммита стран-членов ГУАМ в Вильнюсе, который он вроде должен был посетить) - весомая внешнеполитическая заявка. Причем основной упор на переговорах в Москве был сделан не столько на развитие франко-российских взаимоотношений, сколько на предложении французского президента фактически взять на себя посреднические функции в решении "наиболее болезненных" мировых вопросов, в частности, в направлении Европа - Россия (да и в др. регионах). Самостоятельным был визит Н.Саркози в Россию или санкционированным "атлантической стороной" (переговоры проходили накануне поездки В.Путина в Тегеран) -  не столь важно. В любом случае, однозначно можно заключить, что с лета прошлого года общемировая канва развития событий стала меняться. И в немалой степени в ближневосточном регионе, где, под "прикрытием" активизации "местных" государств, в действительности начался очередной этап геополитических столкновений между США, европейским Западом и Россией.

Апофеозом же ближневосточных игр вокруг пути к "миру и сотрудничеству" стали ирано-египетские шаги в направлении восстановления дипотношений.

Причину же инициации всего вышеописанного "миротворческого процесса", как представляется, можно увидеть в активизации внешнеполитической деятельности Москвы, начавшейся после прошлогодней мюнхенской речи В.Путина. Вслед за Мюнхеном, "восточная" политика России стала претерпевать значительные видоизменения.

По всей видимости, именно поэтому Вашингтон начал задействовать рычаги воздействия на своих ближневосточных сателлитов. Т.к. только политическая стабильность в этом "пышущем энергией" регионе может позволить США попытаться нейтрализовать глобальные российские интересы. А важнейшим в данном контексте является умиротворение Тегерана. Осуществлять это посредством действий Каира, МАГАТЭ или иными "телодвижениями" - не принципиально, т.к. главная цель - ослабление оси Москва - Иран. Тем более, что налицо - новые московские "пакеты предложений" для Центральной Азии.

Естественно, что поддержание Ираном подобного "миротворческого" пути развития ситуации на Ближнем Востоке также происходит не просто так. Образ недальновидного политика никак не вяжется с личностью М. Ахмадинежада. Тем более, что на пути к "стабильности и пониманию" им решается несколько задач в интересах Тегерана. Опять-таки, и в этом контексте не то главное, советуется ли предварительно Иран со своими союзниками или ведет самостоятельную партию. Основное здесь - результат, которого каждая из задействованных ("втемную" или открыто) сторон пытается достичь на фоне этих геополитических игр.

Так что не случайно параллельно прошлогоднему "включению" ближневосточной программы "движения к пониманию" начал задействоваться и "аспект ПРО". И также не вдруг к концу 2007 г. российский министр иностранных дел С.Лавров на вопрос о размещении систем ПРО в Европе заявил, что целью США "является создание системы, направленной не на нейтрализацию гипотетических угроз из Ирана, а на сдерживание России" (2).

Но ракурс ПРО - это уже другая история.

Теймур АТАЕВ, политолог

Азербайджан

07.02.2008

1.Николя Саркози. Из выступления на пресс-конференции в Елисейском дворце (7 января 2008 г.). Цит. по:

http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=747010&ct=news

2.Сергей Лавров. Интервью российской газете «Время новостей» (26 декабря 2007 г.)

Ссылки по теме:

29-01-08 Египет ждет от Ирана конкретных шагов для восстановления дипломатических отношений

29-01-08 Руководство ФАТХ и ХАМАС проведут переговоры в Каире

24-01-08 Египетская граница будет открыта для жителей Газы пока не закончится гуманитарный кризис

Надежды Аннаполиса

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/1404/">ISLAMRF.RU: Ирано-Египетское сближение или регулируемое движение к стабильности на Ближнем Востоке</a>