RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Железнодорожный шелковый путь

29.02.2008 09:58

Возможно ли присоединение Армении к региональным проектам?

Железнодорожный шелковый путь19 февраля на ежегодной сессии Европейской экономической комиссии ООН в Женеве прошла презентация проекта железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку (КАТБ). В рамках проекта планируется построить новую 105-километровую ветку железнодорожной магистрали, 76 км которой пройдут по территории Турции, 29 км - Грузии (общая стоимость проекта оценивается в 600 млн. долларов). Кроме того, в Грузии будет реконструирован 183-километровый участок ж/д Ахалкалаки-Марабда-Тбилиси для повышения пропускной способности до 15 млн. тонн грузов в год.

Факт презентации КАТБ на сессии ЕЭК довольно симптоматичен, т.к. данная комиссия является одной из пяти региональных комиссий ООН (объединяет страны Европы, США, Канаду, Израиль и все бывшие республики СССР). Тем самым, Европа в очередной раз продемонстрировала прозападный настрой Баку и Тбилиси. Но проект, включенный в ряд приоритетных проектов ООН по Трансъевропейской железнодорожной сети, безусловно, преследует более глобальные цели. Данное ж/д сообщение в перспективе должно объединить европейскую и азиатскую железные дороги посредством строящегося на Босфорском проливе туннеля (объемы перевозок по этой ветке могут достичь 20 млрд. тонн в год).

Сам проект разрабатывался со второй половине 1990-х, но особая активность фиксируется в последние годы. Год назад между Турцией, Азербайджаном и Грузией было подписано соглашение о строительстве этой ветки, которое грузинский президент Михаил Саакашвили охарактеризовал, как «проект, который делает геополитический переворот в нашем регионе... Практически, происходит создание обновленной, современной, версии "Великого Шелкового пути"» (1). Вместе с тем, реализация строительства КАТБ позволит возобновить железнодорожное сообщение между Нахичеванью и остальной частью Азербайджана. Ранее такое сообщение осуществлялось через Мегринский район Армении, но в настоящее время связь с Баку находящейся в транспортной блокаде со стороны Армении Нахичевани осуществляется только по воздуху. Тем самым, Анкара, с одной стороны, получает возможность избежать высоких пошлин иранских соседей, фактически контролирующих "стыковку" Турции с Центральной Азией. С другой, - Турция становится основным связующим "игроком" между Европой и Азией.

Безусловно, проект ослабляет позиции Тегерана и Москвы, т.к. данный трансзакавказский путь идет в обход и России, и Ирана. Не случайно Ереван изначально высказывался против реализации проекта. Причем упор делался и на факт "минования" Армении, и на то, что дорога должна проходить через часть грузинской территории (г. Ахалкалаки) с компактным проживанием армянского населения, которое "не поддерживает антиармянские планы". При этом армянской стороной обращалось внимание на "бессмысленность" инвестиций в проект, с учетом задействования всех этих стран в железнодорожной коммуникации Карс-Гюмри (Ленинакан)-Тбилиси. "Фишка", однако, в том, что после оккупации Арменией почти 20% азербайджанских территорий, турки закрыли границу с Арменией, в связи с чем ж/д Гюмри-Карс-Сарыкамыш перестала функционировать.

Политическое значение проекта, однако, не ограничивается исключительно фактором очередного приближения Тбилиси и Баку к "зоне доверия" Запада. Дело в том, что и ж/д магистраль, и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум предполагают участие Казахстана. Как подчеркивал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, "Кавказский коридор, в целом, с выходом в Европу, в Средиземное море для нас становится очень важным" (2). Кроме того, участвовать в постройке магистрали КАТБ намерена и Украина, составляющая вместе с Азербайджаном, Грузией и Молдовой структуру ГУАМ. При этом Киев планирует перенаправить в свои порты часть грузопотоков, идущих из Центральной Азии в Европу через Южный Кавказ (в связи с чем в дополнение к уже существующему парому Одесса-Поти будет запущен новый железнодорожный паром).

На фоне вышеизложенного ось Москва-Ереван не претерпела абсолютно никаких изменений. На состоявшемся в конце нынешнего января армяно-российском бизнес-форуме глава Минтранса России И.Левитин заявил, что объем российских инвестиций в экономику Армении составил 1 млрд. долларов. А 13 февраля АО «Российские железные дороги» (РЖД) и "Армянские железные дороги" подписали договор о концессионном управлении железной дорогой Армении (функция управления Армянской железной дорогой будет возложена на ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога»). Естественно, близость Еревана Москве не может не беспокоить Вашингтон. Весь прошлый год США принимали различного рода "обхаживающие" Армению и Россию шаги. Даже в аспекте проекта КАТБ, когда 15 июня финансовая комиссия Палаты представителей Конгресса США приняла решение не финансировать строительство ж/д магистрали. Правда, этот жест имел далеко не бескорыстный характер, т.к. 27 июня Россия передала Грузии военную базу в Ахалкалаки (грузинский участок ветки).

Разумеется, данный шаг администрации Буша был четко просчитан не в ущерб глобальному проекту: в августе Международный банк Азербайджана направил Грузии первый транш кредита - 40 млн. долларов (на счет компании-оператора строительства дороги по территории Грузии).

Вслед за чем попытки «мягкого» "вхождения" Вашингтона в Армению приняли новые обороты. За 2007 год в Ереване побывали глава отдела оборонного сотрудничества НАТО Д.Катсирдакис и спецпредставитель генсека НАТО по странам Южного Кавказа и Центральной Азии Р.Симмонс. В свою очередь, штаб-квартиру НАТО посетил премьер-министр Армении (в тот период) Серж Саркисян, а армянские военные чины приняли приглашение для участия во II Форуме по безопасности НАТО в Скопье. На нынешний год запланирована Неделя альянса в Армении.

Таким образом, налицо активизация "внедрения" Вашингтона в российский форпост на Южном Кавказе, которая "случайно" совпала с предвыборной борьбой в стране. А уже сегодня центральная площадь столицы Армении бурлит "оранжевым" цветом, который эксперты окрестили "революцией DVD" (из-за сложностей получения доступа к эфиру предвыборные выступления Левона Тер-Петросяна распространялись посредством электронных носителей). Так вот в случае успешного развития "оранжевого" сценария со стороны Запада вполне возможно озвучивание предложения о разблокировании армяно-турецкой границы и создания условий для присоединения Еревана к крупнейшим региональным проектам. Тем более что в прошедшем году заместитель министра иностранных дел Армении Гегам Гарибджанян уже заявлял о готовности страны участвовать в проекте КАТБ и возможности в этой связи открытия границы с Турцией (несмотря на отсутствие дипотношений между Анкарой и Ереваном).

Но в контексте вышеизложенного возникает одно весомое "Но". В свое время тот же Л.Тер-Петросян потерял кресло президента ввиду начавшейся в стране дестабилизации именно из-за своего прозападного курса. А в 1999 г. выстрелы в армянском парламенте прогремели в момент сближения позиций Еревана (Р.Кочаряна) и Запада. Так что звучать дискам DVD в миноре или мажоре - зависит далеко не от волеизъявления армянского народа.

1.Цит. по: «Проект Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс выведет грузинскую железную дорогу из тупика - Михаил Саакашвили»

2.Цит. по: «Президент: Кавказский транспортный коридор является очень важным для Казахстана»

 

 

Теймур АТАЕВ, политолог

Азербайджан

 

 

29.02.2008

 

Ссылки по теме:

Геополитика и Турция или По какой причине вокруг Анкары возникают «курдский» и «исламский факторы

21-02-08 Священные для мусульман города Мекку и Медину в Саудовской Аравии соединит высокоскоростная железнодорожная магистраль

22-01-08 РЖД построит железную дорогу в Саудовской Аравии

31-01-08 Китай строит железнодорожные выходы в Центральную Азию и далее в Европу

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/1807/">ISLAMRF.RU: Железнодорожный шелковый путь</a>