RSS | PDA | Архив   Вторник 16 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Николя Саркози: Альтруист или «новый плантатор»?

17.03.2008 16:34

13-15 января президент Франции Николя Саркози совершил турне по странам Ближнего Востока. Он посетил Королевство Саудовская Аравия, Катар и Объединенные Арабские Эмираты. Как сообщила об этом французская пресса, «Поездка президента Франции в регион Персидского залива оказалась весьма плодотворной и проходила в обоюдно дружеской обстановке».

Николя Саркози на Ближнем ВостокеСам Николя Саркози в одном из выступлений так сформулировал основную цель своего визита: «Франция хочет быть другом арабского мира, другом, который не хочет никого учить, но который говорит правду». Во время турне было сделано немало и других столь же пафосных и громогласных заявлений по вопросам сотрудничества Франции и арабских стран во многих сферах.

Однако каковы реальные цели Франции в ближневосточном регионе? Как повлияла на их достижение данная поездка французского лидера? Каковы перспективы сотрудничества между Францией и арабским миром и насколько это сотрудничество равноправное и взаимовыгодное? Попробуем разобраться.

Следует отметить, что вояж президента Франции преследовал главным образом экономические цели и был направлен на лоббирование в странах Персидского залива французских энергетических, военных и транспортных технологий. Причем, наиболее важные инициативы касались ядерной сферы. «Я неоднократно говорил, что мусульманские страны имеют такое же право на мирный атом, как и все остальные» – напомнил президент Франции в интервью арабской газете Al-Hayat. Тем не менее, он подчеркнул, что необходимым условием для этого является «использование их сугубо в мирных целях и под международным контролем».

Как следствие, во время визита французского президента в ОАЭ был подписан целый ряд важнейших соглашений между двумя государствами, среди которых необходимо выделить двустороннее соглашение о сотрудничестве в области развития мирного атома. Франция обязуется оказать содействие в создании первого атомного реактора в Эмиратах. Реактор будет использован для производства электроэнергии и опреснения воды, от которых в значительной степени зависит экономическое развитие ОАЭ. Похожее соглашение было подписано и с Катаром.

В целом, ставшее характерным для Парижа в последнее время стремление повсеместно предлагать свои атомные реакторы понятно. Оно обусловлено главным желанием – придать новый мощный импульс развитию французской экономики и не уступить конкурентам из США и России. Экологи из «Гринпис» уже назвали это стремление проявлением «индустриального неоколониализма», благодаря которому ближневосточные страны рискуют попасть в технологическую и энергетическую зависимость от Франции.

Подписаны были в ходе визита и другие соглашения в области экономики — например, договор с Катаром об электрификации страны, а также оговорены перспективы дальнейшего сотрудничества Франции с государствами Залива — так, Париж готов построить метро в Эр-Рияде, железную дорогу между Меккой и Мединой и установить на границах Саудовской Аравии новейшую систему электронного мониторинга.

Очевидны попытки французских деловых кругов, по «большевистскому» выражению — экспортировать капиталы. И, учитывая масштабы французских предложений, гринписовский «индустриальный неоколониализм» звучит не так уж и странно.

Ведь не был забыт в ходе турне другой неотъемлемый элемент колониализма — политика.

Саркози сделал несколько заявлений, касающихся вопросов геополитики и урегулирования существующих проблем в регионе. В частности, в своей речи перед Совещательной ассамблеей Саудовской Аравии, в Эр-Рияде, он попытался разъяснить суть своей «политики цивилизации», в попытке продвинуть и укрепить дружеские отношения между Францией и Королевством Саудовская Аравия. «Франция не хочет быть только экономическим и стратегическим партнером Саудовской Аравии. Она хочет быть, прежде всего, политическим партнером» — отметил господин президент.

Николя Саркози также высказался о ливанском кризисе, представляя поддержку Парижа плану Лиги арабских государств. «Также как и Саудовская Аравия, Франция предпримет все усилия для того, чтобы ливанский парламент смог выбрать, при первом же удобном случае, президента, который признает ливанскую нацию во всем ее разнообразии».

Во время посещения Саркози Катара были подписаны двустороннее соглашение о сотрудничестве в области туризма и договор о двустороннем сотрудничестве между французской национальной жандармерией и силами внутренней безопасности Катара, включая вопросы по наземному транспорту, гражданской авиации, образованию и обороне.

В продолжения темы сотрудничества в оборонной сфере, нельзя не упомянуть широкомасштабное соглашение между Францией и ОАЭ о сотрудничестве в военной области. Оно предусматривает создание французской военной базы на постоянной основе на территории Эмиратов. Предполагается, что там будут размещены как сухопутные, так и военно-морские и военно-воздушные силы Франции. Численность войск Франции, которые будут постоянно размещаться на базе, пока еще не определена, но предполагается, что она не превысит 400-500 человек. На ней будут проходить тренировки и эмиратских военных кадров. Предполагается, что ее строительство будет завершено в конце нынешнего года, но ее активное использование начнется с будущего года.

Эта база станет первой, которую откроет Франция после завершения эпохи колониализма.

Хотя местоположение базы еще не определено, Н. Саркози, тем не менее, подчеркнул: «База будет находиться на эмиратском берегу, напротив Ирана, и ее создание осуществляется по просьбе наших эмиратских друзей». Это заявление французского президента свидетельствует о том, что Франция готова участвовать в обеспечении безопасности ОАЭ от иранской угрозы, которую эта страна считает реальной.

Создание военной базы в регионе Залива можно рассматривать как новую практику в области развития военного сотрудничества государств региона с иностранными государствами. Только США имеют военно-морскую базу на Бахрейне. Франция расширяет сферу своего участия в обеспечении безопасности государств этого региона. Наибольших успехов Франция добилась в Эмиратах, куда она поставляет около 60% всего вооружения. Кроме того, ее военное сотрудничество с ОАЭ развивается в рамках оборонного соглашения, подписанного в 1995 г. Французский адмирал Жак Мазар, которому было поручено вести переговоры по заключению военного соглашения с ОАЭ, отметил, что «французская база очень важна для развития военного сотрудничества между Францией и ОАЭ».

Саудовская Аравия также обсудила с французской делегацией возможности расширения сотрудничества в области обеспечения внутренней и внешней безопасности. Франция предложила поставить своим саудовским партнерам партию современных вертолетов, а также подводные лодки. Франция готова взять на себя задачу по усовершенствованию систем ПВО в Саудовской Аравии.

По всей вероятности, развитие контактов в военной области со странами Персидского Залива — это совместное решение, принятое Францией вместе с США, направленное на повышение военных возможностей этих государств в свете политики, которую проводит Иран, обладающий неоспоримым военным превосходством по сравнению с соседними арабскими странами. Для создания противовеса Исламской республике, союзники государств залива стремятся изменить существующий неблагоприятный для них баланс военных сил в регионе.

Фактически, Франция подобными действиями ставит своих «союзников» от себя не только в экономическую, но и в более прямую зависимость — военную. На мой взгляд — четко вырисовывается политика создания, точнее — воссоздания, ранее существовавших как в ближневосточном регионе, так и на территориях французской «Колониальной империи» протекторатов.

Не стоит сбрасывать со счетов и еще одну сферу проведения французского влияния в регионе - культурную и образовательную. Визит Николя Саркози повлиял и на нее. Ведь одним из поводов к самому турне послужило открытие филиала французского университета Сорбонны в Абу-Даби. Университет в Абу-Даби будет работать по тем же программам, что и один из ведущих мировых университетов в Париже. Предполагается, что он откроет свои двери для студентов в сентябре 2009 г.

Еще одним грандиозным проектом Франции в этой области станет открытие в том же Абу-Даби филиала музея Лувр. Причем, Французский президент акцентировал цивилизаторскую миссию Франции, которая во внешнем мире предстает как светоч мировой культуры и мирового искусства. Если вспомнить историю, практически все колонизаторы считали и называли себя, прежде всего, «цивилизаторами» и «просветителями» «диких аборигенов». Любопытная перекличка эпох.

Вообще, именно со вступления в должность Николя Саркози, политика Франции в отношении арабских государств заметно активизировалась.

Реализацию новой ближневосточной политики президент начал еще в июле 2007 г. с турне по Алжиру и Тунису. Там он озвучил основные контуры своей инициативы, касающейся создания Средиземноморского союза, призванного объединить страны региона с тем, чтобы сделать Средиземное море «самым чистым в мире», а регион  «зоной развития, безопасности и диалога между культурами».

С 22 по 24 октября 2007 г. состоялся государственный визит Саркози в Марокко. Там, как и в ОАЭ, он обсуждал местную ядерную программу, естественно на основе французских технологий, а также возможности добычи на территории страны полезных ископаемых французскими компаниями.

10-15 декабря 2007 г. Саркози принимал в Париже лидера ливийской революции Муамара Каддафи. Этот визит увенчался подписанием десятка контрактов и соглашений на сумму свыше 10 млрд. евро. Наиболее дорогими сделками стали договоренности о покупке 21 «Аэробуса» различных модификаций, а также, по традиции «одного или нескольких атомных реакторов».

Будучи в Египте, Николя Саркози высказался в поддержку создания независимого демократического палестинского государства и даже сенсационно назвал себя другом Израиля, но другом не всепозволяющим. Снова не была забыта и ядерная программа. На этот раз Египетская.

Наиболее сложно развиваются отношения между Парижем и Дамаском. Возможно потому, что у Франции в настоящее время нет особых экономических и стратегических интересов в Сирии. Однако они присутствуют в Ливане, который никак не может избрать своего президента, и, как считают на Западе, во многом это происходит из-за соответствующей политики Дамаска

Но и тут Саркози не упустил шанса «навести мосты». Сразу после избрания он отказался от политики своего предшественника Ширака, который приостановил все контакты с Сирией после убийства в 2005 г. премьер-министра Ливана Рафика Харири. В Дамаске дважды побывал генеральный секретарь канцелярии Саркози, в начале ноябре в Стамбуле прошла встреча глав МИДов двух стран. В конце ноября состоялся телефонный разговор между Н. Саркози и Б. Асадом.

Ситуация изменилась после того, как в декабре, будучи с визитом в Каире, Саркози заявил, что «для Сирии настало время доказать фактами то, что она не прекращает делать в своих заявлениях». Одновременно президент заявил о приостановлении каких-либо дипломатических контактов с Дамаском до тех пор, пока не будет избран президент Ливана. В целом представляется, что на сирийском треке Париж будет действовать согласованно с другими западными столицами.

Тем не менее, французский президент более гибко подходит к проблеме. Уже 12 января с.г. в Эр-Рияде Саркози заявил о готовности нормализовать отношения с Сирией «сразу после того, как в Ливане будет достигнут конкретный результат».

Таким образом, на основе анализа ближневосточной политики Николя Саркози, можно отметить, что, несмотря на кажущуюся дружественность и даже «бескорыстность», мнимые политические уступки и громкие заявления (такие как о «приструнении» Израиля»), она имеет четкие и недвусмысленные, а в перспективе — явно невыгодные своим «партнерам» цели.

В случае успешного проведения ее в жизнь, «союзники» Франции, и без того не слишком сильные и самостоятельные, окончательно превратятся в протектораты, сохранив только видимость независимости. Ни одно государство, зависимое от другого в экономике, военной и культурной сферах не может вести самостоятельную политику. Этому было немало примеров в истории — вспомним хотя бы Иран начала 20-го века.

Кроме того, не стоит забывать, что сегодняшняя Франция является надежным союзником США. Таким образом, влияние последних также будет расти. Есть в этом для Америки и немалая выгода — «загребать жар чужими руками». Арабские страны с гораздо большей охотой пойдут на союз с «доброй» Францией, чем с дискредитировавшими себя войнами в Ираке и Афганистане США. В этом отношении Францию можно назвать «левой рукой» Вашингтона» (помня, что правая — это Великобритания).

Интересно, что альтернативы у ближневосточных государств нет практически никакой, так как биполярный мир — давно уже история. Единственный выход — в союзе с «сильными мира сего» лоббировать свои интересы, достигать хотя бы локальных целей, чтобы в перспективе выступить самостоятельными игроками на международной арене.

Боюсь только, в перспективе очень долгосрочной.

 

  Камаль Антон ЕВСТРАТОВ

По материалам:  www.lenta.ru, www.mideast.ru, www.iimes.ru, www.islamrf.ru.

 

17.03.2008

 

Ссылки по теме:

12-03-08 Обстановка в ближневосточном регионе деградировала, МИД России

11-03-08 Саркози призвал Израиль прекратить колонизацию Палестины

По следам визита Николя Саркози на Ближний Восток

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/2104/">ISLAMRF.RU: Николя Саркози: Альтруист или «новый плантатор»?</a>