RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Тарик Рамадан: что стоит за стрельбой в Тулузе

30.03.2012 15:26

В разгар предвыборной гонки реакция на произошедшее в Тулузе и Монтобане должна быть взвешенной.

 

Проблема Мохаммеда Мера была не в религии и не в политике. Он был жителем Франции, доведенным до отчаяния невозможностью найти себе применение, ощутить свою важность и значимость в собственной стране.

 

Он напал на символы – на армию, поднял руку на евреев, христиан и мусульман – без разбора. Его политические воззрения – это поведение молодого человека, брошенного на произвол судьбы, за которым не стоят ни ценности ислама, ни расизм, ни антисемитизм. Молодой, сбитый с толку, он берется за оружие и целится в тех, кто чем-то отличается от толпы.

 

Несчастный парень признан виновным и осуждаем без оглядки на то, что он сам стал жертвой общественного порядка, который предопределил его судьбу, вынудил жить на периферии общества и не предоставил ему равных прав и возможностей как гражданину страны. И таких, как он, – миллионы.

 

Прежде чем стать террористом-иностранцем Мохамед был гражданином Франции иностранного происхождения. С самого начала его судьба определялась тем, как его происхождение воспринималось в обществе. Тем, что он сделал, он сделал из этой дистанции пропасть, сам растворился в этом надуманном и исковерканном образе, окончательно став чужаком. Для французов Франции больше нет ничего французского в арабе-мусульманине Мохамаде.

 

Безусловно, это ни в коей мере не оправдывает его действий. Нам остается только надеяться, что Франция вынесет из случившегося урок, который Мохамед Мера не собирался и не имел возможности никому преподавать: что он был французом, как и все его жертвы (следуя какой изощренной логике их вообще надо классифицировать по вероисповеданию?), но при этом постоянно чувствовал себя ущемленным из-за своего происхождения и своей религии, давшей ему имя.

 

Подавляющее большинство Мохаммедов, Фатим и Ахмедов, живущих в бедных районах Франции, - французы. Они хотят равенства, достоинства, безопасности, приличную работу и крышу над головой. Они интегрированы и в культурном и в религиозном плане. Их проблемы социально-экономического характера. История Мохамеда Мера – это зеркало, в котором Франция должна увидеть свое истинное лицо: он закончил свою жизнь джихадистом без особой на то убежденности после того как у него как у гражданина страны отобрали истинное достоинство. И снова подчеркну, что это не оправдывает его поступка. Но в этом заключается важный урок для всех нас.

 

Предвыборную кампанию должны были приостановить на два дня. Но даже этот жест был глубоко политизирован. Президентские выборы состоятся через месяц, и аналитики и журналисты в один голос говорят о том, что сложно придумать более удачный поворот дела для Николя Саркози.

 

Стрельба в Тулузе сдвинула фокус президентских выборов еще правее. Будет много разговоров об отсутствии безопасности, иммиграции, ожесточенном исламизме, Афганистане, Израиле и Палестине на международном уровне – там, где Саркози чувствует себя как рыба в воде. В роли кризис-менеджера он может вторгнуться на территорию ультраправого националистического Национального фронта и в полный рост продемонстрировать себя со стороны международной деятельности, которая вызывает гораздо меньше нареканий.

 

Игра еще не окончена, и оставшиеся недели, возможно, преподнесут сюрпризы как для Франции, так и для других стран. Кандидаты от оппозиции замерли в режиме ожидания, в то время как Николя Саркози символизирует собой абсолютную мощь, а это положение придает ему существенный вес, несмотря на неясность исхода предвыборной гонки. Все эти маневры и широкие жесты настораживают Пострадавшие, погибшие, их родные, социальный подтекст случившегося и политические вопросы ушли на второй план.

 

Пришло время для холодного расчета, для стратегии. Политики используют символы власти точно так же как Мохамед Мера в своем бессилии покусился на эти символы. Эти вопросы просочились в предвыборную кампанию на волне прилива эмоций.

 

Мы еще много услышим речей об интеграции, об исламизме, об исламе, антисемитизме, безопасности, иммиграции, утраченных пригородах, международных отношениях, и так далее, но это не будут речи демократов в духе народных ожиданий. Это будут популистские акции и заигрывание с чувствами людей. Президент делает ставку на свое президентство, а его оппоненты всего лишь стремятся быть достойными соперниками. Там, где нам хотелось бы видеть настоящие дебаты по политическим вопросам, мы должны довольствоваться игрой иллюзионистов и изощренными и циничными попытками сыграть на трагедии.

 

Трагедия в Тулузе показала Франции ее истинное лицо. Кризис продемонстрировал, что кандидаты давным давно прекратили заниматься политикой – не на два дня в память о жертвах террориста, а за годы до этого. Годами настоящие социальные и экономические проблемы отодвигались на второй план. Со значительным числом французских граждан обращаются как с людьми низшего сорта. Мухамед Мера был французом (поведение которого было одинаково далеко от коранического послания и от текстов Вольтера). Неужели так сложно понять и осознать это? Вот в этом и заключается французская проблема.

 

Тарик Рамадан, профессор современных исламских наук факультета востоковедения Оксфордского университета

 

tariqramadan.com

 

Перевод с английского IslamRF.Ru

 

Ссылки по теме:

Франция отказала в визе четырем мусульманским ученым

Тарик Рамадан: европейские мусульмане или мусульмане в Европе?

Тарик Рамадан: не все западное – харам

Мусульмане Франции отрицают связь между исламом и преступлениями в Тулузе

Президент Франции: наши мусульмане не имеют ничего общего с терроризмом

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/21444/">ISLAMRF.RU: Тарик Рамадан: что стоит за стрельбой в Тулузе</a>