RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Возможно ли сохранение единого Судана?

15.05.2008 16:48

Судан  — крупнейшее африканское государство, граничащее с девятью государствами (2/3 населения — мусульмане). Входя в состав Османской империи, Судан являлся владением Египта, хотя на южную часть страны контроль распространялся в меньшей степени. К нач. ХХ в. Египет подписал соглашение с Британией  о совместном управлении в стране.

СуданС этого периода, в целях укрепления своего влияния в регионе, великий знаток политических интриг Англия начала инициировать этнический сепаратизм жителей юга Судана (центр - г.Джуба), одна часть которых исповедовала христианство, а другая сохраняла  местные верования. Лондон предпочитал данный электорат в пику мусульманскому фактору, т.к. серьезно рассматривал возможность создания буфера между арабскими странами и "своей" Африкой.

С провозглашением в 1955 г. независимости, английские и египетские войска покинули страну, в которой планировалось федеративное устройство. Состоявшее в основном из мусульман, правительство Судана не спешило, однако, реализовать эту идею, и в стране шла гражданская война до 1972 г., пока Югу не была предоставлена определенная автономия в вопросах внутреннего управления. На данном фоне тогдашний глава Судана Джафар Нимейри обвинил СССР в попытке переворота в стране в 1971 г. Это происходило на фоне активизации в околосуданском направлении Пекина, в связи с чем ряд аналитиков усмотрели в свертывании советско-суданских взаимоотношений "руку Пекина".  Затем Д.Нимейри поддержал "Кэмп-Дэвид".

Спокойствие продержалось лишь до 1983 г., когда на юге Судана были обнаружены огромные запасы нефти. Д.Нимейри объявил о разделе южной провинции Экватория на три отдельные единицы, что приводило к переходу под контроль Севера крупного нефтеносного района. Для распространения влияния Хартума на южные зоны Д.Нимейри объявил Судан исламской республикой с  декретированием шариатского права, хотя именно он являлся автором светской концепции «арабского социализма». В свою очередь, созданная Джоном Гарангом «Народная армия освобождения Судана» (НАОС) провозгласила курс на полную автономию южных провинций Судана  от центрального правительства.

После череды переворотов в 1989 г. страну возглавил ветеран арабо-израильской войны 1973 г. Омар Хассан аль-Башир, при котором Судан стал федерацией из 9 штатов. Имя президента ассоциировалось с партией "Национальный исламский фронт", лидером которой являлся образованнейший Хасан ат-Тураби, глава Исламского движения Судана. По его мнению, восстановление мира в стране может быть обеспечено лишь участием в государственном правлении религиозных движений. В 1991 г. Х.Тураби основал неправительственную «Организацию исламо-арабской народной конференции» (ОИАНК), в которую вошли движения 55 мусульманских стран. Как отмечается, именно по его предложению в 1991-1996 гг. в Хартуме было открыто официальное представительство ХАМАСа.

Сближение Хартума с Ираном, вероятно, явилось основой нарушения Вашингтоном принципа обязательного "вхождения" в нефтеносные районы. И под давлением правозащитников американская администрация согласилась с требованием запрета американским компаниям работать в Судане. США также наложили экономические санкции на страну, включив несколько десятков суданских компаний в "черный список". Вместе с тем, Конгресс США не "предоставил" НАОС места в числе террористических организаций, окрестив ее борьбу освободительной, что давало повод оказывать им финансовую помощь. А с Д.Гарангом любезно побеседовала тогдашний госсекретарь США Мадлен Олбрайт.

На этом фоне в 1996 г. в стране была создана компания Greater Nile Petroleum Operating Co., в которой 40% акций принадлежит государственной нефтяной компании Китая CNPC. К этому времени такие "киты" как Chevron, BP и Shell свернули свою деятельность в стране. В том же 1996 г. О.Башир был избран президентом, а Х.Тураби - спикером парламента. Однако вскоре Х.Тураби стал проводить встречи с оппозицией, входящей в Национальный демократический союз - НДС (входит НОАС), в частности, с экс-премьером, в связи с чем был обвинен в измене и арестован.

После снятия СБ ООН антисуданских санкций, в 2002 г. суданское министерство энергетики и шахт подписало с компанией "Славнефть" контракт на геологоразведку в провинции Хартум на сумму в 200 млн. долл. Вслед за чем прошла информация о российско-суданском межправительственном соглашении в области военно-технического сотрудничества. Однако особого развития данные отношения не получили, в частности, и соглашение Хартума с "Татнефтью".

В 2003 г. в Судане началось восстание на западе страны, в регионе Дарфур (где проживают исповедующие Ислам чернокожие африканцы и арабские племена, между которыми постоянно провоцировались этнические противоречия). Возникло Суданское Освободительное Движение - СОД (или Суданская Освободительная Армия - СУА). Официальной версией обострения ситуации называется недовольство чернокожим населением Дарфура обсуждавшимся соглашением между Хартумом и Югом о разделе доходов от добычи нефти (без учета их интересов). Нефтяной аспект действительно имел место, т.к. с 1999 г. страна начала экспортировать "черное золото". Именно к 2003 г. подтвержденные запасы суданской нефти с 45 млн. т в 2001 г. были увеличены до 80 млн. т. При этом прозападный Юг настаивал на строительстве нефтепровода в направлении Кении, в то время как официальные власти маршрутом "движения" нефти определили г. Порт-Судан. Тем самым, с развитием нефтяного фактора внешне межэтнический и религиозный конфликт Севера и Юга приобрел экономические черты.

При этом разработка месторождений оказалась в руках Пекина, CNPC стал одним из крупнейших инвесторов в суданскую нефтяную промышленность, а Судан вошел в число важнейших поставщиков нефти в Китай. Поэтому неудивительно, что Китай в рамках ООН не поддерживал лоббируемую США резолюцию о запрете поставок оружия Хартуму. Не случайно международная правозащитная организации "Amnesty International" включила  Китай и Иран в число основных поставщиков вооружений правительству Судана (упоминалась и Беларусь).

Однако, вследствие активизации Китая, США предприняли реальные шаги к подвижкам в американо-суданских взаимоотношениях. Не против был и Хартум, еще в 2002 г. предложивший США открыть военную миссию в стране, после чего Вашингтон зондировал почву для развертывания в Судане базы сил быстрого реагирования. Вероятно, изменение курса обосновывалось завершением сооружения нефтепровода Чад-Камерун ("сдан" в 2003 г.), необходимостью беспрепятственной транспортировки нефти с центральноафриканских месторождений и ее вывоза из портов Камеруна в западную часть Атлантического океана (в тот период Хартум добывал 320 тыс. баррелей нефти в день).

Однако, стороны, как представляется, не договорились, и в 2004 г. Палата представителей конгресса США использовала термин "геноцид" по отношению к событиям в Дарфуре. Тогда же Вашингтон представил в ООН проект резолюции по урегулированию противостояния в местности и санкциях против Судана. Китай, естественно, документ не поддержал, что не удивительно с учетом вложения им 8 млрд. долл. в нефтяную промышленность страны (с 2005 г. китайской стороной также стал реализовываться крупнейший проект электрификации, осуществляемый для соединения ГЭС «Хамдаб» (Центральный Судан) с общенациональной электрической сетью).

В то же время, понимание бесперспективности борьбы на два фронта подвинуло Хартум к мирным переговорам между южанами и центром, по итогам которых в 2005 г. было подписано Всеобъемлющее мирное соглашение (ВМС). О.Башир возглавил правительство национального единства, Д.Гаранг получил кресло вице-президента, а Южный Судан - широкую автономию. Согласно ВМС, автономия Юга рассчитана на 6 лет, после чего вопрос о независимости данного региона должен быть решен на референдуме. В течение этого периода доходы от добычи нефти между центром и периферией должны разделяться равномерно (в 2006 г. в стране было добыто 132,7 млн. баррелей нефти). Однако, что не удивительно, на фоне движения к миру между Хартумом и Джубой, в Дарфуре начался очередной дестабилизационный виток.

Как усматривается, противостояние  инспирировалось в целях интернационализации ситуации в Судане. Экс-генеральный секретарь ООН Кофи Аннан усиленно призывал к переходу миротворческих функций в Судане от "Миссии Африканского союза к операции ООН, которые будут переданы на рассмотрение членов Совета". В свою очередь, О.Башир осудил резолюцию 1706 СБ ООН, призывающую к отправке 20 тысяч военных и полицейских в Дарфур: "Мы готовы работать совместно с ООН, но мы не можем принять эту резолюцию, так как она возвращает в Судан колониальное правление"(1).

Возможно, в целях недопущения создания официального предлога для ввода иностранных войск в регион, в мае 2006 г. на межсуданских переговорах в Абудже Хартум заключил соглашение по урегулированию ситуации в Дарфуре, но... лишь с одной из повстанческих группировок, входящих в СОД. Авторитетное оппозиционное "Движение за справедливость и равенство" (ДСР), возглавляемое Халилем Ибрагимом (ориентируется на Чад), отказалась подписать документ. Также как и лидер СОД, прозападный Абдельвахид Нур, проживающий в Париже. Что, безусловно, сыграло на руку Западу, т.к., несмотря на декларативное одобрение соглашения, К.Аннан вновь потребовал разместить в Дарфуре международные силы. Как следствие, в конце 2006 г. Судан обвинил в потворствовании кровопролитию в регионе ООН, "не обращающего внимания на переброску из Европы в Дарфур огромного количества оружия через Чад". Глава МВД страны Зубейр Башир Таха вопрошал в этой связи: «Как же ООН позволяет выгружать в аэропорту Нджамены оружие, прибывшее из европейских стран и предназначенное для того, чтобы питать войну в Дарфуре?»(2). Он также подчеркнул, что Хартум согласен лишь с нахождением в стране африканских войск под руководством представителей Африканского союза. МИД России заявил в этой связи, что Москва поддержит решение о развертывании контингента ООН лишь при согласии правительства Судана. Вслед за чем "Amnesty International" обвинила Россию в поставках оружия Хартуму.

В 2007 г. в антихартумском направлении были предприняты очередные акции. Сначала официальная Нджамена обвинила Судан в поддержке чадских оппозиционных группировок. Параллельно американские военнослужащие вторглись на территорию суданского посольства в Ираке. Вашингтон также высказался за открытие в США посольства Южного Судана, должного функционировать «рядом» с официальным. Кроме того, США объявили тендер на строительство в Джубе «посольского комплекса» под Генеральное консульство. При этом США через свои "африканские" каналы не допустили избрания О.Башира главой Африканского союза (Чад заявил, что в случае такого развития событий Нджамена покинет структуру, а суданская оппозиция пригрозила отказом от мирных переговоров и началом боевых действий против миротворцев). Наряду с этим, Францией, Англией и Ганой в СБ ООН был представлен проект резолюции о создании 26-тысячного контингента войск ООН для отправки в Дарфур. Летом 2007 г. официальный Хартум согласился с резолюцией 1769, обеспечивающей ввод формирований ООН в провинцию.

Этот вынужденный шаг был сделан сразу же после объявления Вашингтоном односторонних санкций против отдельных высокопоставленных лиц Судана (а также Х.Ибрагима), и экономических санкций против 30 суданских компаний, связанных с правительством страны и занимающихся поставками нефти (приплюсованы к уже "сидевшим" в списке 100 организациям). Южный Судан же оказался вне санкций (именно там разрабатывает блок месторождений французская Total). Тогда же федеральный суд в Норфолке (штат Вирджиния) вынес вердикт о признании правительства Судана виновным в пособничестве теракту против американского эсминца в Йемене в 2000 г. (погибло 17 моряков) с постановлением о выплате Хартумом семьям погибших ок. 8 млн. долл. компенсации.

Таким образом, тандем Европы и Атлантики сработал четко и слаженно. Причины происшедшего озвучил посол Судана в РФ Шол Денг Алак, заявивший о заинтересованности Вашингтона в дестабилизации ситуации в целях получения контроля над запасами нефти в регионе: "США пытаются найти если не замену Бл.Востоку, то какую-то возможность компенсировать те потери, которые они несут в результате нестабильности в Ближневосточном регионе, и обращаются к странам Африки, в частности к Судану"(3). Давление на Хартум оказала также НАОС, приостановившая свое участие в правительстве. И лишь к концу 2007 г., после обещания властей вывести с Юга правительственные войска, это участие было реанимировано. В данном ракурсе также просматривается нефтяной фактор, т.к. ни Хартум, ни Джуба не собираются игнорировать нефтеносную провинцию Абьей в приграничье  Северного и Южного Судана.

Нынешний год "успешно" принял дестабилизационную эстафету. В начале 2008 г. в Хартуме был убит американский дипломат. Затем прошла информация об открытии СОД «представительства» в Израиле. 10 мая боевики ДСР совершили нападение на правительственные войска в пригороде Хартума - Омдурмане. Вдохновитель нападавших Х.Ибрагим объявил акцию началом наступления ДСР на позиции властей страны. Ответственность за происшедшее официальный Хартум возложил на Чад, с которым тут же разорвал дипотношения. Не исключено, что инициирование данного обострения было необходимо именно для недопущения возможности осуществить мартовские договоренности президентов Судана и Чада, подписавших мирное соглашение по предотвращению акций со стороны действующих в приграничье вооруженных группировок. Глобально же, мировому сообществу продемонстрированы "доказательства" неспособности Хартума контролировать ситуацию, что позволяет Западу легализовать присутствие в Cудане, форсировав развертывание войск ООН в Дарфуре. В свою очередь, северяне получили "наглядное пособие", свидетельствующее о необходимости наличия международных сил в стране не только в интересах оппозиционных сил. Таким вот коротким и ясным путем. Мало этого, "миротворческая оккупация" Судана бьет по Пекину. В этом контексте довольно значимо, что еще в 2007 г. в американский Конгресс вносилась резолюция, призывающая к бойкоту пекинской Олимпиады, в качестве «наказания» Китая за поддержку политики Хартума (ок.80% суданской нефти поступает в Китай).

Остается надеяться на то, что суданские власти найдут в себе мужество пойти на сближение со всеми политическими силами Судана, и, прежде всего, с движением Хасана ат-Тураби, авторитет и мудрость которого способны сплотить суданское общество перед лицом реальной угрозы распада страны на «удельные княжества».

 

Теймур АТАЕВ, политолог

Азербайджан

 

1.Cудан отвергает план Кофи Аннанa (http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_6190000/6190266.stm)

2.ООН и западные страны разжигают войну в Судане (http://www.kavkaz.org.uk/russ/content/2006/12/11/48739.shtml)

3.Посол Судана в РФ: США заинтересованы в дестабилизации ситуации в Судане для получения контроля над запасами нефти (http://www.investordaily.ru/news/stock/Posol-Sudana-v-RF-SShA-zainteresovany-v-destabilizacii-situacii-v-Sudane-dlja-poluchenija-kontrolja-nad-zapasami-nefti/)

 

15.05.2008

 

Ссылки по теме:

13-05-08 Ситуация в Судане остается крайне напряженной

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/2872/">ISLAMRF.RU: Возможно ли сохранение единого Судана?</a>