RSS | PDA | Архив   Воскресенье 15 Сентябрь 2019 | 1433 х.
 

Гордиев узел застарелого конфликта

03.06.2008 10:24

При посредничестве Турции сирийские и израильские власти начали непрямые переговоры об установлении мира между двумя странами и возвращении Голанских высот, оккупированных Израилем в ходе Шестидневной войны 1967 года. Одновременно Иордания — одна из двух арабских стран региона (наряду с Египтом), имеющая дипломатические отношения с еврейским государством — взяла на себя обязательство выполнить поручение Лиги Арабских Государств (ЛАГ) по продвижению саудовской мирной инициативы, призванной разрешить палестино-израильский конфликт.

Суть ее заключается в полном признании арабскими странами Израиля в обмен на освобождение палестинских территорий, занятых сионистами в 1967 году, и признание им Палестинского государства. Складывается впечатление, будто некий невидимый дирижер умело управляет как еврейским государством, так и двумя лагерями арабского мира (Сирия в одном лагере, Саудовская Аравия, Египет и Иордания — во втором) с целью прекращения многолетнего противостояния. Кому выгоден подобный сценарий? Ответ был неоднократно прописан нами в предыдущих аналитических материалах: одному из ведущих игроков мировой геополитики, т.н. Западу, или атлантистам, которые наиболее очевидно ассоциируются с североамериканскими демократами. Однако и противоположному лагерю — «неоконам», вечным «ястребам», «перманентным революционерам» — неплохо было бы заполучить в свой актив подобный мир, так как это резко повысило бы их акции на предстоящих в ноябре президентских выборах в США. Вероятно, именно по этой причине Израиль, управляемый сегодня союзниками «неоконов», достаточно легко пошел на беспрецедентный шаг — начало непрямых переговоров с Сирией, простимулировав сирийский режим обещанием вернуть Голанские высоты. Однако реально ли достижение долгожданного мира на основе саудовской инициативы?

С одной стороны, мир с Дамаском не является самоцелью для израильтян: в военном отношении сирийцы крайне слабы, они не были в состоянии адекватно (да и вообще как-либо) ответить на две военные акции сионистов последнего времени, когда с воздуха были разбомблены два неких военно-стратегических объекта на территории Сирии. Однако, с другой стороны, эту арабскую страну важно «вывести из строя» по той простой причине, что она является важнейшим звеном в связке Тегеран — «Хизбалла» (Ливан) — ХАМАС (Палестина). Без сирийского посредничества ни «Хизбалла», ни тем более ХАМАС не смогут своевременно и в полном объеме получать необходимую им материально-техническую поддержку Ирана. А обеспечение израильской безопасности относительно возможных военных действий со стороны вышеназванных ливанского и палестинского партизанских движений является первейшей стратегической целью Тель-Авива. Второй, чуть более отдаленной целью израильтян и американцев является выведение из строя военно-экономического потенциала Ирана; разница по этому вопросу заключается только в разных подходах двух финансово-идеологических лагерей: республиканцы-«неоконы» хотят сделать это «прямо здесь и сейчас», то есть военным путем, а демократы — методом финансово-экономического принуждения иранцев.

С другой стороны, мир с палестинцами — это вообще некое аморфное понятие, поскольку для Тель-Авива заключать мир с правительством Махмуда Аббаса нет никакого смысла (оно не контролирует партизан из ХАМАС, «Исламского джихада» и др.), а вступать в переговоры с руководством параллельного, непризнанного правительства из членов ХАМАС в Газе никто не собирается. Тем не менее, даже и просто популистские шаги в этом направлении резко поднимают авторитет республиканцев в США, работают против имиджа палестинских партизан («они против мира — ну, точно экстремисты!») и успокаивают-убаюкивают израильское общественное мнение, явно подуставшее от бесконечных военных конфликтов на этой маленькой по площади территории. В выигрыше окажется и М. Аббас (или любой другой ставленник Вашингтона на его месте), который «сумеет воплотить в жизнь многолетние чаяния палестинцев о мире». Все ликуют, обнимаются, пьют шампанское! Пора ли уже подставлять бокалы?

Самое важное, как известно, кроется в деталях. В сообщениях информационных ресурсов эта деталь запрятана в маленькой фразе в самом конце сюжета: «Израиль в целом одобрил мирную инициативу [Саудовской Аравии и ЛАГ], однако заявил, что не примет ее без некоторых изменений». Что за «некоторые изменения»?

МНЕНИЕ

Абдулла Ринат МУХАМЕТОВ, кандидат политических наук, заместитель главного редактора «Ислам.Ру»:

— К своему 60-летию Израиль подошел с неутешительными итогами. Тот социально-политический процесс, который там идет, одни называют трансформацией, другие — разложением.

Сегодняшние граждане Израиля — это уже не рвущиеся в бой пассионарии с горящими сердцами, которые были готовы на все ради славы Сиона. Основное население страны озабочено обычными потребительными вещами, и, по большому счету, сионизм, Третий храм, святой Иерусалим и, тем более, «Израиль от Нила до Евфрата» их не волнует. Хотя бы сохранить государство в границах 1967 года — это максимум, на что притязает израильская правящая элита. Иначе зачем они упорно строят расистскую Стену.

На мой взгляд, история Израиля, с одной стороны, очень напоминает то, что происходило с государствами крестоносцев: их взлет и исчезновение, а также падение режима апартеида в США. Аналогии прямые.

Думаю, за 60 лет преступлений сионисты будут отвечать на международном суде. Израилю в нынешнем виде осталось лет 10—15. Его ждет десионизация, которую сегодня поддерживают многие круги на Западе. Последние «сдают» Израиль. Складывается новая картина на Ближнем Востоке и в целом в мире — куда в результате этого качнется мировое еврейство? Не исключено, что начнет заигрывать с исламским миром.

Примечание. Сохранена авторская пунктуация.

Айдар ХАБУТДИНОВ, кандидат исторических наук, профессор казанского филиала Российской академии правосудия:

— Юбилей еврейского государства в Палестине одновременно и радостный, и трагический. Несомненно, народ Израиля счастлив в обретении своей исторической Родины. Но для миллионов палестинских арабов это обозначало утрату родных земель.

Непосредственным толчком к созданию государства стало стремление мирового (практически только христианского) сообщества возместить свой грех допущения Холокоста — то есть массового уничтожения миллионов евреев в центре и на востоке Европы далеко не только немецкими фашистами. Но это же сообщество не обеспечило права мусульманского населения Палестины.

И в Советском Союзе Полина Жемчужина — жена главы советского МИДа и одного из лидеров компартии Вячеслава Молотова — хотела создать еврейскую республику в Крыму после депортации оттуда татар. Почему за чужие грехи должны отвечать мусульмане? Евреев и арабов в Палестине разделяет многолетнее кровопролитие. Но без всестороннего соглашения между этими народами, без создания арабского государства мир здесь в принципе невозможен.

Во-первых, хотя Палестинская национальная администрация существует сегодня и де-юре, и де-факто, реальной государственностью она не может обладать по целому ряду причин. Так, у нее нет собственной промышленной инфраструктуры, и потому в экономике сегодня она полностью зависит от Израиля. И самое главное: у Палестинской «автономии» нет единой территории. Она разорвана не просто на две части — Западный берег и Газа; нет, «автономия» представляет собой целый конгломерат оторванных, разрезанных на множество кусочков анклавов, не граничащих друг с другом и не имеющих территориального сообщения между собой. Казалось бы, воплощение в жизнь саудовской мирной инициативы как раз и восстанавливает территориальное единство хотя бы на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ). Но… «Некоторые изменения», вносимые Израилем в мирный план, — это и есть первый камень преткновения на его пути. Ведь территории между палестинскими анклавами заняты поселениями сионистов-колонистов. Девять тысяч этих поселенцев согнали из Газы в 2005 году потому, что обеспечение их жизнеспособности стало слишком тяжелым бременем (не только финансовым, но и чисто психологическим) для Израиля. Теперь предстоит согнать 16,5 тысяч поселенцев с территории Голан. Помните, какие настроения охватили Израиль в 2005 году? Премьер-министр А. Шарон за ликвидацию поселений в Газе заслужил проклятие раввинов, и говорят, потому до сих пор находится в коме. Кто же из израильских политиков сможет безболезненно для себя решить аналогичный вопрос в гораздо больших масштабах — для начала на Голанских высотах? Ну, а относительно сионистских поселенцев на территории ЗБРИ и говорить не приходится: даже думать о ликвидации этих поселений для израильских политиков нереально, а вернуть их в границы 1967 года — чистой воды фантастика, ведь речь идет о 275 тысячах (!) колонистов.

Во-вторых, Израиль обязан заботиться о своей безопасности с точки зрения водных ресурсов — стратегического пункта для региона — а также недавно найденных богатых газовых месторождений в Средиземном море, в районе сектора Газа. Следовательно, не только экономика, но и территория, и военная инфраструктура будущего Палестинского государства должны быть прорисованы таким образом, чтобы еврейское государство в любой момент имело доступ к Тивериадскому озеру, Иордану и прочим пресноводным ресурсам, а также Средиземноморью в районе Газы, что делает «независимость» Палестины призрачным, виртуальным фактом.

В-третьих, самое главное. Израиль создавался не просто как национальное государство евреев, но как государство народа-богоносца, народа богоизбранного и мессианского. Для религиозного сиониста, руками которого и был выстроен Израиль, можно отказаться от газа и от Газы, от воды и Голан, даже от ядерного объекта в Димоне и всего Негева, но… Но невозможно отказаться от Иерусалима — и не той части Святого города, которая называется «Западный Иерусалим»: это не «тот» город вовсе! Иерусалим = Аль-Кудс — это только Восточный Иерусалим, тот самый, который в границах 1967 года остается арабскому Палестинскому государству. А Восточный Иерусалим — это не просто 200 тысяч сионистов (в дополнение к колонистам в ЗБРИ), это — Храмовая гора, а точнее — «Святая святых», самое главное место не построенного пока еще Третьего храма. Отдать это арабам? Ни один здравомыслящий израильтянин не согласится на это никогда. Вот вам и «некоторые изменения» в план возвращения к границам 1967 года.

Из области геополитики мы погрузились в область религиозной эсхатологии, а эту проблематику не в состоянии решить ни один из крупнейших политиков всего мира, даже если все они по какой-либо причине придут к единому согласованному мнению.

Каков же выход из тупика? На наш взгляд, ситуация в Палестине абсолютно идентична той, что складывалась десятилетиями в Южно-Африканской Республике. Так же, как и в ЮАР, все израильское общество выстроено по принципу национальной сегрегации и иерархии. Так же, как в ЮАР, граждане Израиля «не той расы» не имели и не имеют ни малейших шансов получить доступ к государственному управлению. Так же, как и в ЮАР, для коренного населения создана целая система «бантустанов» — территориально разорванных анклавов псевдо-суверенной Палестинской «автономии».

Вероятно, и конец израильского апартеида будет таким же, как и в ЮАР: под давлением международного сообщества. Это предположение отнюдь не лишено реальной подоплеки: многие — увы, для Израиля, слишком многие — международные организации и общественные деятели в Европе и США поставили крест на проекте «сионизм». Об этом в последнее время пишут почти все европейские, многие американские и даже некоторые российские издания. В израильском обществе нарастает психологическая неуверенность в завтрашнем дне, к тому же увеличивается пропасть между всеми слоями этого социума (по линиям: коренные израильтяне — приезжие; религиозные — светские евреи; ашкенази — сефарды и другие восточные иудеи; евреи — репатрианты-неевреи, в т. ч. особо «русские», и т. д.); отток евреев из страны недавно превысил их приток, потенциал по привлечению новых сионистов из других стран практически исчерпал себя. Рано или поздно, лишившись поддержки влиятельных международных кругов, Израиль будет вынужден пойти сначала на отдельные уступки палестинцам и израильским арабам (как это происходит сегодня), а потом — по всему спектру требований арабского сообщества. Тем более если эти требования будут сопровождаться нарастанием угрозы финансовым интересам влиятельных транснациональных сил в нефтеносном регионе Ближнего Востока.

Таким образом, чтобы избавиться от балласта застарелого конфликта, политикам с обеих сторон уже сегодня следует думать не над очередной тупиковой «дорожной картой», а радикально и кардинально менять государственность в целом. Как это ни покажется наивным, «нулевое» гражданство для всего населения, зарегистрированного в Израиле и Палестинской национальной администрации, с ликвидацией границ и в рамках одного и единого государства — вот реальный шанс для урегулирования конфликта в Палестине и на всем Ближнем Востоке.

Аналитический центр «Амаль»

Материал опубликован в еженедельной всероссийской газете мусульман
«Медина аль-Ислам», №21 (70), 24–30 мая 2008, с. 1–3.

03.05.2008

Ссылки по теме:

02-05-08 Израиль продолжит строительство домов в Восточном Иерусалиме

29-05-08 Намерения Израиля всерьез обеспокоили ООН

Стефан Эссель. Израильтян предало их государство

06-05-08 Израиль предлагает палестинцам создание «мини-государства кантонов»

22-04-08 Мирное соглашение с Израилем возможно по итогам общепалестинского референдума, - ХАМАС

08-04-08 В Израиле проходят масштабные учения сил гражданской обороны

Израильский гамбит

Убийство Мугнии и израильский след

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/3115/">ISLAMRF.RU: Гордиев узел застарелого конфликта</a>